Организация контрольно-оценочной деятельности в школе в условиях введения ФГОС
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
С.Н.Смирнова, зам.директора по УВР МБОУ Лежневской СОШ №10
Наша школа является пилотом по введению ФГОС с 2010 года. Реализуемые в школе Федеральные государственные образовательные стандарты:
ФГОС НОО с 2010/11 уч.г.
ФГОС ООО с 2013/2014 уч.г.
3. Компонент ФГОС СОО с 2016/17 уч.г. (Программа развития УУД на уровне среднего общего образования)
Введение образовательных стандартов общего образования обуславливает как новое содержание контроля и оценки образовательных достижений учащихся в соответствии с обновленными целями обучения, так и использование инновационных форм и технологий оценки. Кроме того, обновленная система оценки не ограничивается результатами промежуточной и итоговой аттестации, а включает в себя информацию, полученную в рамках мониторинговых исследований различной направленности.
Первый вопрос: Чем руководствоваться в организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС?
Инструментом, обеспечивающим достижение каждым школьником планируемых результатов на каждом уровне образования, является образовательная программа соответствующего уровня. Именно в образовательных программах прописаныпланируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);
концептуальные подходы к системе оценки планируемых результатов (направления, цели, объекты, критерии, особенности оценки), которые конкретизируются ШСОКО;
организационные условия (в т.ч.учебный план).
Несколько слов об учебном плане школы как одном из организационных условий достижения и оценки планируемых результатов обучения и об изменениях, которые в связи с введением и реализацией ФГОС были внесены в ШСОКО.
Обратимся к выдержкам из Примерной образовательной программы основного общего образования от 08.04.2015(далее ООП ООО):
— «Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности».
— «Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта».
Опираясь на все эти рекомендации, с целью реализации основных целей и задач содержательного раздела ООП ООО в части программы развития УУД, а, главное, чтобы обеспечить готовность 100% выпускников основной школы успешно выполнить и защитить итоговый учебно — исследовательский или проектный продукт в 5 и 6 классах в учебный план, в часть формируемую участниками образовательных отношений, мы ввели курс «Проектная деятельность». Метапредметные контрольные работы и защита индивидуальных проектов вынесены на промежуточную аттестацию в 5-8 классах школы.
В соответствии с требованиями ФГОС были внесены изменения и в школьную СОКО.
Основным объектом ШСОКО с введением стандартов являются планируемые результаты (Л, МП,П). В связи с этим:
расширился перечень вариативных процедур внутренней СОКО, в том числе за счет включения оценки проектной деятельности;
конкретизированы формы оценки метапредметных результатов обучения (защита ИП, КР на МП основе);
задекларирован трехуровневый подход в системе оценки предметных результатов обучения;
определены состав, назначение и принципы формирования портфеля достижений ученика.
Кроме перечисленного выше контрольно-оценочная деятельность регламентируется целым рядом иных нормативных документов. Это:
Положения (о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации, о ШЦПД, о проектной деятельности учащихся и пр.),
Приказы (об утверждении плана-графика ВШК, графика контрольных мероприятий и др.).
Несколько слов об используемых в школе формах оценки достижения планируемых результатов освоения ОП.
С оценкой предметных результатов больших сложностей не возникает. Используются традиционные формы контроля, к которым добавился мониторинг образовательных достижений, осуществляемый учителями-предметниками. В нашей школе учителя используют методики формирующего оценивания, рефлексивного оценивания, осуществляют мониторинг предметных достижений на основе аналитических матриц. Наработанный опыт аккумулируется, обобщается, распространяется.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. С вашего позволения останавливаться на этом я не буду.
С введением стандартов насущной необходимостью для коллектива школы стал поиск и отработка форм оценки метапредметных результатов освоения ОП. В настоящее время мы активно практикуем три формы:
КР на метапредметной основе;
оценка индивидуальных проектов;
результаты участия в конкурсах.
Вот основные наблюдения и выводы из практики работы:
С какими сложностями при организации и оценке проектной деятельности учащихся мы столкнулись и как решались возникающие проблемы?
До введения ФГОС ООО:
В школе не было практики организации и сопровождения массовой проектной деятельности учащихся;
не было единых стандартов проектной деятельности;
Отсутствовала системность в организации и сопровождении проектной деятельности.
РЕШЕНИЕ: Внедрение модели организации и сопровождения проектной деятельности учащихся через работу школьного центра проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО.
Основные функции ШЦПД:
планирующая (формирование банка тем, установление сроков выбора тем, работы над проектами, предзащиты и защиты проектов);
координирующая (рекомендации по осуществлению руководства проектной деятельностью); данное направление работы актуализировалось с пониманием того обстоятельства, что каждому из 125 учащихся (а в текущем году -174) нужен руководитель проекта и средняя нагрузка на 1 учителя составила 8 подопечных;
информационная (методические рекомендации руководителям проектов, памятки по работе над проектами для учащихся и пр.);
организационная (привлечение старшеклассников и независимых экспертов к оценке проектов учеников основной школы, определение формы защиты ИП, критериев оценивания). поиск оптимальной формы презентации и оценки проектной деятельности также актуализировался в связи с её массовым характером. При традиционной защите проекта с продолжительностью 10 минут в условиях нашей школы временные затраты составили бы около недели при четырехчасовой загруженности комиссии. Выход нашли в стендовой презентации работ с привлечением к оценке проектного продукта учащихся старших классов. При оценке оиспользуем бинарную систему (зачет-незачет).
Многое в организации контрольно-оценочной деятельности нам удается, над многим нужно еще поработать, но определенно можно сказать, что только движение вперед и постоянный поиск приведут к желаемому результату.