Урок на тему: «Изготовление композиции «Рябина» в технике «Квиллинг».


МКУДО «Касторенский Дом детского творчества»
Касторенского района Курской области
Открытое занятие
в объединении
«Красота своими руками»
по теме: «Изготовление композиции «Рябина» в технике «Квиллинг».
Дата проведения: 27 марта 2016 год

Метальникова Наталья Валерьевна,
педагог дополнительного образования
п. Касторное, 2015-2016 уч. год
Дата проведения: 27.03.2016г.
Название объединения: «Красота своими руками»
Место проведения: МКУДО «Касторенский Дом детского творчества»
Ф.И.О. педагога: Метальникова Наталья Валерьевна
Тема: «Изготовление композиции «Рябина» в технике «Квиллинг».
Цель: Продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой декоративно – прикладного искусства «Квиллинг».
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – квиллинг; научить приёмам техники выполнения квиллинга. Познакомить с понятием композиция.
Развивающие: развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у обучающихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда; воспитывать трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, воспитывать умение работать в коллективе.
Педагогическая технология: коллективная творческая деятельность.
 Метод проведения занятия: групповой.
 Оборудование и материалы: Бумага, стержни для шариковой ручки и шпажки с расщепленными концами, расчески ,  клей, ножницы, зубочистки.
Иллюстративный ряд:готовое изделие, иллюстрации, книги, образец работы, шаблоны.
Методы обучения: игровые упражнения и творческие занятия.
тесты по закреплению пройденного материала по данной теме;
опрос по уточнению приемов изготовления квилинга;
демонстрация образца работы;
беседа с пояснениями к работе;
самостоятельная работа;
музыкальная пауза;
 проведение физкультминуток в игровой форме
План занятия.
Вводная часть.
Организационный момент.
- проверка готовности к уроку, посещаемость
-настрой обучающихся на работу
После приветствия педагог проверяет организацию рабочих мест, готовность детей к занятию, обратив внимание к записи на доске:
«Что в порядке лежит, само в руки бежит» - пословица.
Повторение пройденного материала.
Тесты:
1. Вид творчества, с которым мы познакомились на прошлом занятии – это:
а) оригами;
б) бумажная филигрань;
в) вышивка;
г) квилинг.
2. Квилинг – это:
а) плетение бисером;
б) вязание спицами;
в) скручивание узких полосок бумаги в спирали.
3. Возникло бумагокручение…
а) в Америке;
б) в Африке;
в) в Европе.
4. Рукоделие – это:
а) ножной труд;
б) ручной труд;
в) технический труд.
5. Приспособления для изготовления квилинга:
а) иголки;
б) доски;
в) стерни для ручек с расщепленными концами;
г) шпажки;
д) расчески.
6. Ножницы состоят из:
а) два начала, два квадрата, а посередине болтик;
б) два конца, два кольца, а посередине гвоздик;
в) два конца, два гвоздика, а посередине кольцо.
Демонстрация выполненных работ в технике квиллинг.
Содержание занятия.
Вступительная беседа.
История квиллинга. Все вы, ребята, умеете работать с бумагой, делаете различные аппликации, объёмные поделки. Известно вам и японское искусство складывания фигурок из бумаги — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг. Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. В переводе с английского квиллин означает «птичье перо», так как раньше полоски бумаги накручивали на кончик птичьего пера. Это искусство возникло в Европе ещё в конце 14 века, в те времена использовали качественную бумагу с позолоченными краями, поэтому заниматься этим искусством могли только богатые дамы. Они изготовляли различные украшения, картины, вазы. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В последние годы техника бумагокручения стала популярна и в нашей стране. Из бумажных спиралей создают цветы, узоры, которые затем используют для украшения открыток, альбомов, рамок для фотографий. Давайте посмотрим какие работы можно выполнить в технике - квиллинг.
Я знаю, что вы можете внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, и уверена, что совместная работа даст нам возможность почувствовать себя мастерами прикладного творчества, способными своими руками создавать красоту вокруг себя. Современные художники смело экспериментируют с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое. Сегодня мы тоже будем современными художниками и в нашей творческой мастерской своими руками выполним композицию в технике - квиллинг. Ведь настоящие живые растения и цветы быстро завянут, а мы хотим, чтобы они приносили радость как можно дольше. Что же такое композиция? Композиция – это соединение, составление разных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. (повторение детьми). Сегодня мы с вами сделаем композицию в технике квиллинг, а вот как она будет называться, вы отгадаете.
Загадки.
1.Платье потерялось, а пуговки остались.
2.Цветки – пчелами шмелям
Плоды – сойкам и дроздам
А кудрявой ветке - место у беседки.
Итак, тема занятия «Изготовление композиции «Рябина» в технике «Квиллинг», а девизом будут слова «Истина в том, чтобы делать чудеса своими руками».
- Что вы знаете о рябине?(рассказ детей о рябине, сообщение интересных фактов о рябине)
- Стих-ния о рябине (читают обучающиеся)
- Легенда о рябине. Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом, и девушка решила убежать из родного дома.
Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду.
Колдун дождался, пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу.
Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть».
Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. Помните слова из песни: « и нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться»?
А знаете ли вы, как с помощью красной рябины можно поправить свое здоровье? Ведь  в ней столько витаминов - железа и витамина С гораздо больше, чем в тех продуктах, о которых мы  знаем.
У нас уже выпал снег. Сейчас как раз время подумать о том, как запастись натуральными лекарствами на всю зиму. Ведь можно соком лечиться, можно засушить ягоды, варенье сварить, заварить очень полезные чаи.
В своей статье я рассказываю о рецептах с красной рябиной. Анемия, укрепление иммунитета, лечение желудка, печени и желчного пузыря, чистка кишечника ( настолько просто и эффективно!),  полоскание горла, лечение бородавок  и прекрасные омолаживающие маски.
-Народные приметы, связанные с рябиной.
Рябина цветет рясно – много овса будет.
Рано пожелтели листья на рябине – ранняя осень и ранняя холодная зима будет.
Позднее цветение рябины – к долгой и теплой осени.
Кругом красно от рябины – надо ждать холодной и долгой осени.
Срубил рябину – значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет.
Хорошо цветет рябина – будет хороший урожай льна.
Рябина цветет – пора сеять лен.
Если рябина в лесу «уродилась» - к дождливой осени, если нет – к сухой.-Песни о рябине (прослушать)
Инструктаж по технике безопасности
-Ну, а прежде чем приступить к работе, давайте вспомним как работать с режущими и колющими инструментами, которые нам сегодня необходимы. Это ножницы, пинцеты, зубочистки.-Как передают ножницы?(кольцами от себя)-А нужно ли держать ножницы в руках, если ими в данный момент не работаете?(нет)-Где должны лежать инструменты?(на столе)-Для чего применяются пинцет или зубочистка? Как ими работать?
Практическая работа.
- последовательность выполнения работы
(изготовление деталей для ягод и листьев рябины, коллективная работа – сборка картины из общих деталей; оформление работы)
- конкретизация внимания обуч-ся на правильность выполнения работы
- целевые обходы (оказание помощи слабому, индивидуальная работа)
- физминутка (комплекс упражнений для снятия утомляемости с глаз, рук, плечевого пояса; упражнения для мобилизации внимания)
- выявление типичных ошибок, повторное объяснение и способ устранения ошибок.
- текущий инструктаж педагога (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы)
- проверка организации рабочих мест обучающихся;
- проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

Итог занятия.
Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Работа у нас была коллективная, но каждый из нас внес в нее частичку своего мастерства, старания, желание вложить в неё свою душу . Вот поэтому работа наша получилась такой красивой, эту работу мы вставим в рамку и повесим в нашем кабине, чтобы все увидели, то что вы очень дружный и способный коллектив.
Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение?
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.
Рефлексия.«Светофор».Если занятие интересное и полезное у «Светофора» нужно оставить карточку зеленого цвета.Если в чем-то было неуютно, то желтого.Такое занятие мне неинтересно – красная карточка.