Конспект. Урок по творчеству Л.Н.Толстого После бала. Контраст как основа композиции рассказа


Урок по творчеству Л.Н.Толстого «После бала»
 (Контраст  как основа композиции  рассказа)
Цель урока:
расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого 
познакомить с его взглядами на ближайшую историю 
рассмотреть сюжет и композицию рассказа 
дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ 
Оборудование:
Л.Н.Толстой в Ясной поляне, фото  1904г 
И.Е.Репин "Толстой в белой блузе" 
текст рассказа "После бала" 
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни...Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".  
Читая дневники Л.Н.Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идёт о рассказе "После бала".Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.
 Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным". Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.
Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.
Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
2. Чтение и комментирование рассказа.
3.Аналитическая работа.
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Какова роль вступления?
Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
- В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа:
В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано рассказчиком так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика.
- Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?(Сцены бала и экзекуции)
Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).
- А зачем писателю понадобилась первая часть?
- Как называется такой приём? (Антитеза - противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты- сцена бала и экзекуция.)
4. Наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет картины бала и наказания солдата:
Бал у губернского предводителя Экзекуция
-зала у предводителя -описание улицы
-хозяева бала -солдаты
-Варенька -наказываемый
-полковник -полковник
-Иван Васильевич -Иван Васильевич
5. Беседа о главных героях:
 На какие выводы  о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?
 
Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?
Как характеризует героя его решение не служить в военной службе  и нигде не служить?
6. Вывод.
-В чём вы видите критическую силу рассказа?
-В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала" ?Значение рассказа  "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы:
"Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.
Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь". (Л.Н.Толстой. Николай Палкин) 
7. Тест по творчеству
8.Домашняя работа:
Написать сочинение на одну из тем:
1.Полковник на балу и после бала.
2.Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала.