Конспект по ИЗО Контраст и нюанс в композиции


Нюанс – контрастЭта пара средств гармонизации характеризует степень сходства и различия элементов композиции. Она может быть выявлена только при сравнении элементов по одному композиционному свойству, например размеру или геометрическому виду. Элементы могут находиться в нюансном отношении по одному признаку и контрастном – по-другому. Крайними полюсами отношения «нюанс – контраст» являются полное сходство или тождество элементов с одной стороны, и их полная полярность или противоположность, с другой.Нюанс характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам. Например, в фактурных поверхностях он представляет крупную или мелкую зернистость, в цвете – оранжево-красные и красные оттенки и т.д. Нюансное отношение может быть сближенным и отдалённым.Сближенное отношение предполагает построение композиции с использованием элементов, которые характеризуются так называемым обратным изменением свойств, например, увеличением размеров и уплощением рельефа.Отдаленное отношение выражается прямым или параллельным изменением свойств элементов, например возрастанием яркости цвета и увеличением размеров. Соответственно при той или иной нюансировке меняется и характер композиции при сглаживании различий она становится более спокойной, а при их увеличении – острой. В целом нюанс способствует установлению зрительного равновесия между частями композиции, достижению её цельности.Контраст представляет собой резкое отличие элементов композиции. При его использовании сильнее выявляются художественные качества каждого элемента. Оно может быть, так же как и нюансное различие, сдержанным и обострённым. Сдержанный контраст проявляется при резком различии второстепенных элементов. Скажем, тогда, когда эти элементы выполнены в контррельефе и горельефе или имеют дополнительные цвета. Обострённый контраст имеет место при резком отличии главного элемента от второстепенных элементов. Он может быть выражен в размерах, расположении, цвете, пластике формы. При нём композиция приобретает динамизм и самую большую активность в плане воздействия на зрителя. 
Симметрия – асимметрияЭта пара свойств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно выступает как одинаковое, то композиция является симметричной, если в нём есть небольшое отклонение в ту или иную сторону – как дисимметричная. При значительном отклонении она становится ассиметричной.Существует три основных вида симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая. Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости. Осевая симметрия типична для объёмной формы, имеющей центральную, как правило вертикальную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси. Характерная симметрично-осевая форма – цилиндр. Винтовая симметрия характерна для объёмной формы, имеющей ту же центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси. Типичный её пример – форма, подобная форме раковины.Симметрия обеспечивает предельно чёткое зрительное равновесие композиционной формы. Всякое её нарушение ведёт к тому, что эта форма приобретает неуравновешенный характер. Однако дисимметричная, как и ассиметричная композиции сохраняют целостность в том случае, когда фактическая их неуравновешенность устраняется общим зрительным равновесием формы. При этом ось в форме проходит не через физический её центр, а через композиционный центр.Композиция может включать в себя симметрию и асимметрию одновременно. Тогда она строится на основе соподчинения второстепенных, асимметричных частей и главной симметричной формы. При таком соподчинении устанавливается зрительное равновесие всей композиции. Оно может быть достигнуто при положении, в котором главный элемент асимметричен относительно общей формы, а её части симметричны, или наоборот.Наиболее трудный случай – установление композиционного равновесия между элементами, имеющими оси симметрии, расположенные в разных координатных плоскостях. 
Размер – масштабЭта пара средств гармонизации в отличие от предыдущей пары характеризует собой не внутреннее, а внешнее состояние или величину формы. Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая. Исходной для него является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер – метр, дюйм и т.д. В зависимости от размера форма характеризуется в композиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т.д. Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной или в композиционном плане, с тем впечатление, которое производит эта форма на человека. В распространённом значении такая величина заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру. В этом смысле о такой величине можно говорить как о размерном масштабе. Он может быть выражен как в числах (численный масштаб), так и в линии – линейный масштаб. Последний передаёт линия, которая разделается на отрезки, уменьшенные или увеличенные в определённое число раз по сравнению с какой-то натуральной (исходной) величиной.В чисто композиционном, художественном значении масштаб представляет собой соразмерность, выраженную не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы человеку. В принципе композиционный масштаб так же, как любое средство гармонизации, подчинён раскрытию художественной идеи, заключённой в форме. Разделяется он на крупный и мелкий. В соответствии с ним форма может выглядеть либо крупной, монументальной, либо мелкой, лёгкой. Крупный масштаб относим со слабо расчленённой формой, мелкий – с сильно расчленённой формой. Всякое членение придаёт форме мелкий (лёгкий) характер, подчёркивая при этом, как правило, её большие размеры. Так же важную роль в достижении гармоничности композиции играют так называемые указатели масштаба, т.е. окружающие предметы.