Сценарий внеклассного мероприятия Сохраним планету чистой
Сценарий тематического мероприятия, посвященного охране окружающей среды «Сохраним наш хрупкий мир».
Автор: Садова Маргарита Анатольевна, преподаватель биологии Государственного профессионального бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Адыгея «Майкопский политехнический техникум».
Описание работы: предлагаю вам сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов и студентов НПО и СПО, посвященного охране окружающей среды по теме «Сохраним наш хрупкий мир».
Цель данного мероприятия: ознакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с задачами экологии; обратить внимание на ту угрозу, которую представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу; развивать у детей познавательный интерес к экологическим проблемам и окружающему их природному богатству; воспитывать правильное, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: зал украшен плакатами экологической тематики (выполненными студентами), музыкальное оформление.
Ход мероприятия:
Звучит фонограмма песни Е.Крылатова и Ю.Энтина «Прекрасное далеко»
Ведущая: - Дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы поговорить об окружающей нас среде. Мы с вами стали очевидцами тех последствий, которые негативно повлияли на окружающую среду. Человечество вступило в 21 век, полное тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле!
Россия – к большому сожалению относится к числу регионов, где экологическая обстановка характеризуется как напряженная. Даже если полностью прекратить на ее территории хозяйственную деятельность, то потребуется не менее 500 лет для относительного выздоровления природы, тоже самое относится и к нашей республике.
Сегодня, экологические проблемы – одни из наиболее важных. В настоящее время вопросы охраны окружающей среды приобрели особое значение.
Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы природных ресурсов сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и преумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы
2013 год – Указом Президента Российской Федерации провозглашен годом «Охраны окружающей среды».
Мне бы очень хотелось, чтобы ваше поколение выросло экологически грамотным и этой проблеме уделяло больше внимания.
«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Давайте попробуем сегодня ответить на этот вопрос?!
Учащаяся 1: Природа! Всё вокруг нас – природа! Море, солнце, поля, горы – удивительные красоты! Сколько же радости дарит нам окружающий мир! Человек и природа тесно связаны между собой с давних времён. Но в последнее время наши взаимоотношения резко ухудшились. Всё связано с тем, что люди не умеют ценить то, что имеют.
Учащаяся 2: Человек выстроил фабрики, начал добывать нефть и с тех пор в Тихом океане образовался мусорный остров в два раза больше территории США. Фабрики выпустили красивые этикетки под мороженное и другие продукты. С тех пор в Подмосковье образовалась самая большая необорудованная мусорная свалка в мире, раскинувшаяся на территории более 14 га. Лень заставила человека передвигаться на транспорте. И с тех пор каждый год в атмосферу (над территорией России) выбрасывается более 53 млн. т. вредных веществ. Задумайтесь! Зачем же мы губим этот чудный мир вокруг нас? Неужели человек не понимает, что этим он губит не только природу, но и себя?
Учащаяся 1: Природа отдала нам всё что могла. А мы не смогли сберечь то богатство И вот теперь наша очередь помочь родной планете! Не губите природу! Будьте ближе к ней, и вы почувствуйте, как всё изменится!
Чтец 1.
Чтоб радость завтрашнего дняСумел ты ощутить.Должна быть чистою ЗемляИ небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.Терзал за веком век,И брал все только для себя«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать«Природную среду»,Но почему ж так поздно мыПочуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дымНам трудно разглядетьВсе те страданья, что ЗемлеПриходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,Коль растворен в ней яд?Надолго ль хватит тех лесов.Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, лугаИ чистую гладь рек – всю ЗемлюМожешь только ты,Разумный человек !
Учащаяся 2: В нашей стране есть закон «Об охране окружающей среды», в котором написано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту. В то же время в законе сказано: «Все граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Учащаяся 1: Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится все сложнее. Виной этому становится сильное загрязнение окружающей среды. А что такое окружающая среда? Это богатый и удивительный мир растений и животных, это наша родная природа.
Чтец 2.
Когда – то, собравшись с последними силами, Создал Господь планету красивую. Дал ей форму шара большого И посадил там деревья, цветы Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться Змеи, слоны, черепахи и птицы. Вот вам подарок, люди владейте Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне – Вы берегите эту святыню.
Дерево, трава, цветок и птица. Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Песня: «ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ» (Музыка : В.Добрынина)
Мир не прост, совсем не прост
Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.
Нельзя в нём скрыться от зимних вьюг.
И от разлук от горьких разлук.
Но кроме бед, непрошеных бед,
Есть в мире звёзды и солнечный свет.
Есть шум листвы и тепло огня
Есть у людей планета Земля.
Шум прибоя, запах цветов,
Пенье птиц, дыханье лугов,
Солнца луч, сиянье зари
Это всё это всё ты, сохрани
На Земле, на Земле ты сохрани.
Учащаяся 2: Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырублены, реки загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.
Чтец 3.
Как яблоко на блюде,У нас земля одна.Не торопитесь, люди, Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться До скрытых тайников,Разграбить все богатства У будущих веков.
Мы общей жизнью зерна,Одной судьбы родня, Нам пировать позорно В счет будущего дня.
Поймите это, люди,Как собственный приказ,Не то Земли не будет У каждого из нас.
Учащаяся 1: Трудно представить себе Землю без лесов. Лес чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Лес помогает сохранять в почве влагу; в лесу растут грибы, травы, ягоды, живут звери и птицы. “Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение”,- писал А. П. Чехов.
Вслушайтесь в неповторимые звуки леса. (запись «Голоса птиц” )
Чтец 4.
Раненая птица в руки не давалась,Раненая птица птицей оставалась,Этот сон давнишний до сих пор мне снится –На траве кровавой вздрагивала птица
Птицы, рыбы и звериВ души людям смотрятВы их пожалейте!Вы их преумножьте!Ведь небо без птиц – не небо!А море без рыб – не море!А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,Есть у вас винтовки, сети и капканы.Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Надо с этим долгом как-то расплатиться.Пусть расправит крылья раненая птица!
Песня: «Желаю тебе, Земля моя».
Учащаяся 2: Вы все хорошо знаете, как важна на Земле вода. Без нее не было бы жизни на нашей планете.
Вода – самое распространенное вещество. На глобусе хорошо видно, что только 1/4 поверхности нашей планеты занимает суша, а остальные 3/4 – вода. Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как “земной” шар, а скорее как водяной (демонстрирует глобус). Однако пресной воды на Земле относительно немного и поэтому ее необходимо беречь.
Учащаяся 1: Значение воды трудно переоценить. Согласно эволюционной теории, жизнь на Земле зародилось в воде. Живые существа состоят на 2/3 из воды, вода – среда обитания многих растений и животных. Вода необходимо для процесса фотосинтеза. Человек использует воду в сельском хозяйстве, в промышленности – как сырье и растворитель.
Учащаяся 2: Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадает большое количество различных ядовитых веществ.
Чтец 5.
«Сказ о живой воде».Теплый летний вечер. Тихий ветерок.К дедушке седому пристает внучок:«Дедушка, дедуля, деда дорогой,Расскажи мне сказку о земле родной»Редкие ресницы вздрогнули, и вдругТросточка упала из ослабших рук,И глаза потухли, головой поник,Волосы пригладил и сказал старик:«Расскажу не сказку, внучек дорогой,Расскажу о жизни, о воде живой.Время летит быстро, скоро подрастешь,В книжках интересных многое прочтешь, Как здесь нефть искали, как фонтан забил,Город основали и все это быль.Я ж тебе раскрою, внучек дорогой,Сердца боль живую, что всегда со мной.Был тогда я молод и неплох собой,Скважины бурили в стороне родной.Жизнь ключом бурлила, время торопя,Было все прекрасно, но пришла беда!Тяжкая хвороба мать подстерегла,Намертво вцепилась и она слегла.Доктора старались матери помочь.У ее постели день сидел и ночь.«Мамочка, родная, ты в себя приди,Что тебе поможет? Сыну подскажи!»Веки приоткрыла, молвила с трудом-«Есть родник у леса, за большим холмом, Мне бы той водицы ледяной испить,Верю, он сумеет жар в груди залить».Не знаю, что толкнуло поверить в те слова,Но баночка с водою была принесена.Горячими губами припала к ней она,Глоточка три хлебнула и сразу ожила.Я в чудеса не верил, но факт неоспорим,Водица оживила ослабший организм.Казалось в каждой капле, словно в кладовой.Свое тепло оставил луч солнца золотой.И вопреки прогнозам хвороба та ушла,Знать вода живою в том роднике была!Много лет минуло. Прошло и столько зимУ родника- спасителя с матерью стоит.Сложила руки лодочкой, поближе подошла,Молитву прошептала, водицы набрала,Глоточек отхлебнула, ладошки разняла,На камушки стекала из родника вода.В тучке скрылось солнце, и , словно бирюза,Из глаз родных катилась горючая слеза.Секрет раскрылся скоро, лишь к роднику припав,Была вода та горькой, родник соленым стал!Мать молча постояла. Такая боль в глазах!И тихо прошептала: «Да разве ж можно так?!»То не вода струится сквозь камни-голыши,То мать-земля рыдает и горше нет слезы!«Прошу тебя запомни рассказ мой о воде!Не мертвой, а живою она нужна везде!
Учащаяся 1: С 2000 года кислотность вод Мирового океана увеличилась в 10 раз. 19% всех коралловых рифов Земли исчезли в течении последних 20 лет. Ежегодно в Тихий океан сбрасывается 9 миллионов тонн отходов, а в Атлантику – свыше 30 миллионов тонн. Все чаще и чаще из средств массовой информации мы слышим, что где-то в море потерпел аварию танкер и нефть тоненькой пленочкой покрывает всю поверхность моря в месте аварии. Но как же так, ведь там животные – маленькие и большие обитатели моря!!!
Учащаяся 2: Человек, в отличие от других живых организмов, к огромному сожалению, не приспосабливается к окружающей его среде, а стремится сделать ее удобной для своей жизни. Человек – возомнил себя «Царем Природы». Он уже давно перестал ходить пешком. Основным средством передвижения – стал автомобиль! А ведь именно автомобиль является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам. В результате - концентрация углекислого газа за последние сотни тысяч лет никогда не была такой высокой, как сейчас!
Учащаяся 1:. И все это не просто слова .
Звучат колокола – набат!
А вот и печальная статистика:
- Каждый год на Земле умирает 10 миллионов детей, 200 миллионов детей младше 5 лет имеют отставание в развитии, 1,5 миллиарда человек не имеет постоянного доступа к чистой питьевой воде
- Каждый 6-ой человек в мире живет в опасных и неблагоприятных для здоровья условиях
- Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных
- Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений
- За одну минуту вырубаются 20 гектаров тропических лесов
- 5 миллиардов тонн углекислого газа ежегодно выбрасывается в атмосферу Земли
- Сегодня наши реки, моря и океаны наполнены мусором, нефтью, смолой, красками, ядами, бытовыми отходами и превратились в кладбища рыб и морских животных
- Загрязнение воды является причиной гибели на Земле 14 000 человек в день
- В ходе последних исследований установлено, что 40% смертей по всему миру связано с загрязнением воздуха, воды и почвы
Ведущая. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты Земля!!!
Колокола тревоги зазвучали вовремя! Опасность катастрофы слишком велика, чтобы не бить в набат! Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Давайте перестанем быть той птицей, что засоряет свое гнездо! Давайте спасать природу! Давайте спасать Родину!
Все вместе:
Птицам – небо!
Зверю – леса!
Рыбе – вода!
А человеку – Родина!
Чтец 6.
«Береги!»
Я обнял глобус – шар земной.Один над сушей и водой.В руках моих материкиМне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.Мне говорят: «Будь с нами добр».Не растопчи ты нас, не жги,Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,Свои лаская берега,И слышу голос я реки:«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:«Тебя мы просим, человек.Ты обещай нам и не лги.Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,И что-то сделалось со мной.И вдруг шепнул я:«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
Песня: «Солнечный круг».