Экологический проект «Сохраним мир птиц»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана
«Центр развития ребенка – детский сад «Василёк»
Экологический проект
«Сохраним мир птиц»
Автор:
Белоусова Ольга Александровна
Воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Василёк»
Матрица проекта
Матрица проекта
1 Название проекта: Экологический проект
2 Тема проекта: Сохраним мир птиц
3 Проблемное поле проекта: Как помочь птицам выжить в зимних условиях?
4 Цель Формирование у детей интерес к жизни птиц и желание им помочь.
5 Задачи формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира
воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам.
6 Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
-обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями;
-создание необходимых условий для реализации проекта;
-обоснование, предсказание путей реализации проекта;
-подходы к взаимодействию с родителями;
-внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов порасширению знаний дошкольников о зимующих птицах;
-изготовление кормушек и гнездовий для птиц совместно с родителями;
-изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»;
-подкормка и наблюдение за птицами;
-выставка детских работ;
-обработка результатов по реализации проекта;Презентация проекта: Развлечение «Птицы - наши друзья»
-оформление творческой выставки детских работ;
-развешивание кормушек и гнездовий для птиц;
-освещение опыта работы в газете «Хакасия»;Перспективы дальнейшего использования проекта:
-участие в Республиканской экологической акции «Сохраним мир птиц»организуемой Заповедником «Хакасский» (акция проводится с 20 ноября 2012г. по 1апреля 2013г.)
7 Описание продукта, полученного в результате проекта:
- создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц. - повышение уровня экологической культуры воспитанников;
-заинтересованность 80 % детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек и гнездовий для птиц, подкормка птиц зимой).
-развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков, -активное участие родителей в реализации проекта.
8 Вид проекта: групповой, среднесрочный (10 рабочих дней) Тип проекта: информационно-практико-ориентированный9 Состав участников: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель.
10 Интеграция образовательных областей
№ п/пНазвание
образовательной
области Содержание Задачи
1 Художественно-творческая деятельность -коллективное рисование: «Птицына кормушке»;
-изготовление листовок, плакатов«Покормите птиц зимой». Развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
2 Художественная литература -чтение стихотворений: С.Михалков «Птичья столовая»,
-А. Яшина «Покормите птицзимой», А. Барто «Скачет шустраясиничка»;
-В. Бианки «Синичкинкалендарь», «Холодно, в лесуголодно»; Учить детей доброте; приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели.
3 социализация -консультация для родителей:«Они остались зимовать, мы имбудем помогать».
-экскурсии: по территориидетского сада. Активизировать совместную деятельность родителей и ДОУ в области экологического воспитания детей; привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам.
4 познание - НОД «Помоги птицам зимой». Пробудить у детей интерес к жизни птиц и желание им помочь; закрепить представление о зимующих птицах, учить детей понимать, что нельзя лишать диких птиц вольной жизни; обогащать словарь детей по теме занятия; развивать речевую активность, координацию движений, коммуникативные способности, эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.5 коммуникация коррекционное логопедическое занятие «Птицы». Продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
6 музыка - слушание музыки с голосами птиц. снятие эмоционального напряжения.
7 Физическая
культура - подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Воробушки и кот», «Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом? ». Развивать двигательную активность детей, быстроту реакции,координацию движений, внимания.
- физкультминутка: «Снегири». Укреплять физическое и психическое здоровье, снятие эмоционального напряжения.
8 Здоровье - дыхательная гимнастика: Начинаем мы играть, свежим воздухом дышать. Упр-е. «Гуси летят» Повысить устойчивость организма к внешним факторам, увеличить закаливающий эффект через дыхательные упражнения; улучшить настроение детей.
9 Труд - изготовление совместно с родителями «кормушек и гнездовий для птиц». Учить детей понимать, что нельзя лишать диких птиц вольной жизни; продемонстрировать способы изготовления кормушек и гнездовий для птиц.
11 Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
12 Материально-технические ресурсы, необходимые для вьшолнения проекта
Материально-техническое оснащение:
-материальная помощь родителей в заготовке корма, в приготовлении кормушек и
гнездовий для птиц;
-ноутбук, музыкальный центр, аудиозапись с голосами птиц, цветные карандаши,
восковые мелки, простые карандаши, бумага для рисования, ватман.
Научно-методическое обеспечение: подборка материала по теме (стихи,дидактические, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, иллюстрации сизображением птиц).
13 Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№ п/пЭтап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый -обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми,родителями;
-довести до участников проекта важность даннойпроблемы;
-создание необходимых условий для реализациипроекта;
обоснование, предсказание путей реализации проекта;
-подходы к взаимодействию с родителями. 1 день
2 Аналитический - анализ информационной базы по изучаемой проблеме 1 день
3 Практический -внедрение в образовательный процесс эффективныхметодов и приемов по расширению знанийдошкольников о зимующих птицах;
-изготовление кормушек и гнездовий для птицсовместно с родителями;
-изготовление листовок, плакатов «Покормите птицзимой»;
-подкормка и наблюдение за птицами;
-выставка детских работ. 6 дней
4 Презентационный -оформление творческой выставки детских работ;
-развешивание кормушек и гнездовий для птиц;
-освещение опыта работы в газете «Хакасия» 1 день
5 Контрольный -обработка результатов по реализации проекта; - закрепление с детьми полученных знаний. 1 день
Перспективы дальнейшего использования проекта - участие в Республиканской экологической акции «Сохраним мир птиц» организуемой Заповедником «Хакасский» (акция проводится с 20 ноября 2012г. по 1 апреля 2013г.) 14 Организационные формы работы над проектом
Форма проведения: В рамках организации педагогического процесса в специально организованной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципа частичной интеграции.
№ ппНепосредственно
образовательная
деятельность Название Сроки
1 Наблюдение «Чем мы угощаем птиц? »Цель: Продолжать формировать представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и голодно, поэтому о них нужно заботиться, подкармливать. 4-й день
2 Экскурсии По территории детского сада
«Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен
не пришлось нам встречать весну»
Цель: Учить детей понимать, что нельзя лишать диких
птиц вольной жизни. 6-й день
3 Самостоятельная работа детей -сюжетно-ролевые игры: «Лесная школа», «Больницаптиц»;
-дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что заптица? », «Сравни», «Собери картинку», «Буквырассыпались», «Угадай, какая птица поет? »,
-пальчиковая гимнастика «Полет птиц»
-экологическое лото.
Цель: Формировать дружеские взаимоотношения; умения работать в коллективе. На протяжеНИИ
всего проекта
4 Взаимодействие с родителями - изготовление и развешивание кормушек и гнездовий
для птиц совместно с родителями.
Цель: в совместной работе с родителями мы должны
создать условия для общения ребенка с миром
природы и для посильной помощи нашим пернатым
друзьям. Зи9 день
5 Групповое
обсуждение - обсуждение цели и задач проекта с детьми; 1-й день
- беседа «Как помочь птицам выжить зимой»; «Что мы можем для этого сделать», «Чем подкармливать будем птиц»; 2-й,5-
й,7-й
день
- обсуждение оформления творческой выставки детских работ. 8-й день
6 Форма
проведения
презентации стендовая 10-й день
Проектная карта
1 неделя:
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно
образовательная
деятельность Познание «Помоги птицам зимой» 2 Наблюдения
(экскурсии,прогулки) Экскурсия: по территории детского сада «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну» 3 Чтение
художественной
литературы А. Яшина «Покормите птиц зимой» В. Бианки «Холодно, в лесу голодно» В. Бианки
«Синичкин
календарь»
4 Игры (настольно-печатные и дидактические) Д/И
«Четвертый
лишний «Угадай, какая птица поет? » д/и «Что за птица? » 5 Художественно-творческая деятельность :- рисование коллективное рисование: «Птицы на кормушке» изготовление листовок, плакатов
«Покормите птиц зимой» 6 Труд Изготовление совместно с родителями кормушек и гнездовий для птиц»
7 Социализация консультация для родителей: «Они остались зимовать, мы
им будем помогать» 8 Физическая культура Динамическая
пауза:
«Снегири». Подвижные игры: «Воробьи, вороны» 9 Здоровье Дыхательная гимнастика: Начинаем мы играть, свежим воздухом дышать. Упр-е «Гуси летят» 2 неделя:
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно
образовательная
деятельность Коммуникация Коррекционное логопедическое занятие «Птицы» 2 Наблюдения
(экскурсии,прогулки) Наблюдение «Чем мы угощаем птиц? 3 Чтение
художественной
литературы А. Барто «Скачет шустрая синичка» чтение
стихотворений: С. Михалков «Птичья столовая» 4 Игры (настольно-печатные и дидактические) настольно-печатная/и «Экологическое лото» д/и
«Сравни
» д/и «Буквы рассыпались» д/и «Собери картинку»
5 Художественно-творческая деятельность :- рисование коллективное рисование: «Птицы на кормушке» изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой» 6 Музыка слушание музыки с голосами птиц. 7 Физическая культура на воздухе «Чья
команда
быстрее
заполнит
кормушки
кормом?». 8 Развлечение «Птицы - наши друзья» Презентация кормушек, выставка детских рисунков, исполнение стихов и песен о птицах.
Список используемой литературы:
Шорыгина Т. Птицы. Какие они? - М., 2004
Шорыгина Т. Зеленые сказки. Экология для малышей. - М., 2005
Журналы «Дошкольное воспитание»
Журналы «Ребенок в детском саду»
Кириллова Ю. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе. С-П., 2005
6.«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольногообразования/ «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.7.Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ«Учитель», 2004. - 131 с.