Дистанционная конференция Этикет и мы
Конкурс «Самый «классный» классный 2012»
Дистанционная конференция
«Этикет и мы»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы,
классный руководитель
5 «Б» класса
МКОУ КГО «СОШ № 1 г. Теберды
им И. П. Крымшамхалова»
Ефименко Е. В.
Дистанционная конференция «Этикет и мы»
Цель:
Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Организовать знакомство детей с правилами поведения; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.
Форма проведения: дистанционная конференция
Учет возрастных особенностей: учащиеся 6 класса.
Оборудование: наглядность, используемые современные информационные технологии, презентация, видеоролики.
Подготовительная работа:
анализ результатов анкетирования «Этическая культура современного школьника»;
подбор материалов (из истории этикета, обычаи, стихи, тексты для обсуждения, пословицы и поговорки, сценки) по теме.
Ход конференции
Эпиграф:
«Хорошими манерами обладает тот,
кто наименьшее количество людей
ставит в неловкое положение».
(Дж. Свифт)
Вступление (Приложение № 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята, мы начинаем нашу конференцию на очень, на мой взгляд, важную и актуальную тему. Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Участниками нашей дистанционной конференции будете не только вы, ребята, но и ваши ровесники из средней общеобразовательной школы № 1 г. Теберды им. И. П. Крымшамхалова». Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.
Человек живет среди людей, но умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению. (Приложение № 2) На нашей конференции «Этикет и мы» я предлагаю всем нам задуматься: как сделать так, чтобы вокруг нас стало светлее, пристойнее, чище. (Приложение № 3) В качестве эпиграфа мы взяли слова Дж. Свифта: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
(Приложение № 4) Русская пословица гласит: «Встречают по одежке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. (Приложение № 5)
- А что такое этикет?
Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Ребята, я приглашаю вас пролистать страницы нашего журнала «Этикет и мы». (Приложение № 6)
Страница первая. Рубрика «Этикет (Приложение № 7)
Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий.
А вы знаете, что слово "этикет" французского происхождения?
Факты из истории (Приложение № 8)
Внимание на экран.
Ученик СОШ №1 г. Теберды: Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце. На карточках были написаны правила поведения. В XIV–XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Ученик СОШ №1 г. Теберды: На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом.
Ученик СОШ №1 г. Теберды: Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Каждая нация, обладающая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
Конкурс знатоков этикета (Приложение № 9)
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да)
А кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подает руку девушка, женщина, начальник - подчиненному)
Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим - иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибетесь.
Комментарий учителя: Если совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но сейчас вы изменились, повзрослели - изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы.
Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело!»
- Права ли девочка?
Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.
Внимание на экран. (Приложение № 10)
Ученик: Есть забавная история о происхождении хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину - то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди.
Учитель: Так какое же золотое правило поведения мы должны уяснить? (Уступайте друг другу.)
Правила этикета очень разумны. (Приложение № 11) Они требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Конечно, когда мальчик идет с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакома, а идти страшновато, да еще и корова стоит впереди, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве?
Или вы позвонили кому-то по телефону - первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Очень, вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идете обедать - вымойте руки, иначе с пищей в организм попадет инфекция. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте (Приложение № 12):
тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что...;
навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как...;
не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых...;
размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом...
Человек может обойтись без многого - но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И эта смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.
Игра "Зеркало" (Приложение № 13)
Один из вас, самый смелый, встанет перед классом, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки.
Вот и посмотрели на себя со стороны, а что мы должны запомнить? (Следите за собой всегда и везде, помните, вы среди людей.)
Учитель: Вот видите, человек как бы посмотрел на себя со стороны, оценил свои нравственные качества. А как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих (Приложение № 14):
не грызете ли вы ногти, не хлюпаете ли носом;
не раскачиваетесь ли вы на стуле; не разваливаетесь ли вы на кресле;
не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки;
не чистите ли вы ботинки о штанину брюк;
не хлопаете ли дверью?
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное - избавить от них окружающих.
Страница вторая. Рубрика «Спасибоград» (Приложение № 15)
Учитель: В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова.
- А какие слова мы называем вежливыми?
С помощью вежливых слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.
Внимание на экран.
Ученик: «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы.
Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу».
В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И все это означает одно и то же. А как звучит это по-русски?
- А что значит слово «здравствуйте»?
(Мы говорим: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.)
Учитель: А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу - не то «здрасть», не то «дрпсь», не то «брысь».
Внимание на экран.
Ученик: «Здравствуйте!» Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете.
«Здравствуйте!» - Это же - будьте здоровы!
Это же - дольше живите на свете!
Учитель: Какие еще вежливые слова вы знаете и когда их нужно употреблять? (Ответы.)
Внимание на экран.
Ученик: Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном
Его зовут ... а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»
Произносить он не привык.
Простого слова "извините"
Не одолел его язык.
А, может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы... Мы скажем вам "спасибо".
Учитель: А в вашем классе есть такие ученики?
История слова «Спасибо» (Приложение № 16)
Внимание на экран.
Ученик: В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить».
Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо». Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно! Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».
Учитель: Вот как звучит слово «спасибо» на разных языках! (Приложение № 17 - 18)
Повторяем хором за мной:
Арабский: Shoukran (шукран)Армянский: Shnorhakalutjun (шноракалюцюн)
Английский: Тhank you (сэнк ю)
Греческий: Evkaristo (эфхаристо) Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)Итальянский: Grazie (грацие)Испанский: Gracias (грасиас)Китайский: Xie-xie (сье-сье)
Немецкий: Danke schцn (данке шон) Татарский: Rekhmet (рехмет)Турецкий: sagol (саoл), tesekur ederim (тешекюр эдерим)Французский: Merci beaucoups (мерси боку)
Японский: Domo arigato (домо аригато)
Карачаевский: саубол
Осетинский: бужныг
Учитель: (Приложение № 19) А вы, ребята, знаете, что самым вежливым городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи.
Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов». Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением - «спасибо».
Ситуации
Учитель: Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные. А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.
Внимание на экран.
Первая ситуация. Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
Вторая ситуация. Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Ислам.
«Приходит утром Ислам в школу. У двери его класса стоит учительница. Ислам, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал». (Ответы)
Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.
Учитель: Третья ситуация. Как вы поступите? (Приложение № 20)
Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш. Учитель не заметил этого или у него нет времени ее поднять.
(Нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).
Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!!!
(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять, сказать: «Возьмите, пожалуйста!»).
Внимание на экран.
Ученик: «Извини», «Пожалуйста», «Прости» и «разреши». Это не слова, а ключик от души. Кроме нашей спутницы – Таблицы умножения – Есть еще таблица – Таблица уважения! Всюду, где нескромному Укажут от ворот, Вежливый попросит И пройдет. Перед словом вежливым Двери отворятся! Пусть оно почаще
Всюду повторяется. Помните, как азбуку, Как дважды два: «Спасибо» и «Пожалуйста» - Волшебные слова.
Учитель: Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Запомним следующее правило: «Надо стараться всегда быть полезными людям».
Страница третья. Рубрики «Знакомск» и «Приветск» (Приложение № 21)
Учитель: Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления, обращения и приветствия.
- Какие правила знакомства вы знаете? (Ответы.)
Внимание на экран.
(Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.
Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.
Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор).
Учитель:
Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.
Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.
Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.
Учитель: А зачем вообще нужны приветствия? (Ответы.)
Внимание на экран.
Ученик: Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т. д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык. Словом, не перечислишь.
Учитель: Какой же вообще смысл приветствия? (Ответы.)
Учитель: Откуда пошел обычай снимать перчатки? (Приложение № 22)
Внимание на экран.
Ответ: С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!
Первым протягивает руку старший по возрасту, женщина мужчине.
Рукопожатие - это короткое и энергичное встряхивание руки. И хотя говорят "Крепкое рукопожатие", это не означает такое, от которого немеют пальцы, и становится больно. Но и не вялая "кошачья лапка".
Рука, поданная без перчатки, - это, прежде всего, признак уважения человека. Не принятая рука, протянутая для рукопожатия, расценивается как оскорбление.
Учитель: А как приветствуют друг друга люди на Кавказе?
Учитель: Какую-то роль в приветствии играют и головные уборы. (Приложение № 23)
- Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?
Внимание на экран.
Ответ: Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!"
Снять или не снять сейчас головной убор - зависит от времени года, да и от характера головного убора. На улице не снимают зимнюю и лыжную шапки, берет, но зато приподнимают шляпку (за тулью), фуражку (за козырек). Но, входя в закрытое помещение, приветствующий мужчина снимает любой головной убор.
Обсуждение разыгрываемых детьми видеороликов (Приложение № 24)
Внимание на экран.
1. Мальчик здоровается с девочкой.
Никита, пробегая мимо Наташи, дергает ее за косичку и кричит в ухо: «Здорова, Петрова!»
2. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович».
- Правильно ли поступил Олег?
Учитель: По-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание (Приложение № 25): "Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья". Вот, что означает простое и обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Учитель: Кому можно сказать «пока»?
Как надо прощаться со взрослыми?
Существует и другая форма прощания: «Счастливого пути».
Внимание на экран.
Ученик: Усталый человек идет,
Рукой стирает пот.
Счастливого пути!
Карета кое-как ползет,
Усталый конь ее везет.
Счастливого пути!
А в океанах корабли,
От родины своей вдали.
Счастливого пути!
Пускай, кто едет, кто идет,
Всегда свой путь домой найдет.
Счастливого пути!
Учитель: Как прощаетесь с родителями, ложась спать?
Страница четвёртая. Рубрика «Гостийск» (Приложение № 26)
Учитель: Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости?
На это, наверно, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.
Веками складывались национальные традиции гостеприимства.
Внимание на экран.
Ученик: Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то, как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.
Ученик: У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.
Ученик: В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома.
Ученик: А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.
Ученик: Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.
Учитель: За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю.
Практическая часть
Учитель: Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.
Задание «Подарки» (Приложение № 27). Выходят шесть человек два будут выбирать и дарить подарки, четверо других принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, картина, носовой платок, карандаш, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.
Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Носовой платок дарить не положено, это к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.
Внимание на экран.
Ученик: Вы в гостях повеселились,
Ели, пели и плясали,
Отдохнули, порезвились,
Собираться дружно стали.
В заключение, конечно,
Я напомню без утайки:
Не забудьте вы сердечно
Похвалить за все хозяйку.
За вниманье и участье,
За гостеприимный дом.
Пожелайте дому счастья.
И расстанемся на том.
Учитель: С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем, хорошим хозяином.
Страница пятая. Рубрика «Общественск» (Приложение № 28)
Учитель: Какие места называют общественными? О чем же пойдет разговор?
Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине, театре, музее. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем, фильмом или экскурсией, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.
Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения, выполнять правила вежливости.
На улице, в транспорте (Приложение № 29):
1. С какой стороны обходят прохожих?
(Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа.)
2. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?
(Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе – наоборот.)
При анализе анкетирования, проведённого накануне, выяснилось, что не все из вас знают правила этикета в магазине. Давайте устраним эти пробелы. (Приложение № 30)
1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
(Надо пропустить того, кто выходит из магазина.)
2. Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
(«Кто последний?»)
3. Как обратиться к продавцу?
(По имени – отечеству, которое указано на бэдже (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».)
Предполагаемые результаты
Учитель: Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. А теперь, ребята, откройте свои «аттестаты» и по каждому предмету поставьте себе оценки. (Приложение № 31)
Предмет
Самооценка
Оценка учителя
Вежливость
Хорошие манеры
Культура речи
Гостеприимство
Осанка и походка
Чувство юмора
Воспитанность
Ваш классный руководитель Светлана Муссаевна рядом поставит вам свои оценки. А потом сравните результаты и проанализируете.
У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».
Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.
Я дарю вам эту книгу о хороших манерах, пусть она напоминает о приятных минутах нашей встречи и будет вашим верным и надёжным спутником.
Рисунок 1Заголовок 2ЮђЗаголовок 315