Экологический проект Сохраним нашу Землю голубой и зеленой


ГУ «Белоглиновская основная школа отдела образования акимата Карабалыкского района»
Экологический проект
«Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»
Учащиеся 5 класса: Какимжанов Климент,
Шуменов Жан,
Рогачева Анжелика Учитель географии: Земскова О.А.
с. Белоглинка2014 г.
Содержание
Введение. Погружение в проблему.
Основная часть.
Влияние автомобильного транспорта на экологию окружающей среды.
Роль зеленых насаждений в улучшении экологического состояния окружающей среды.
Исследование экологического состояния пришкольной территории Белоглиновской ОШ.
Улучшение экологического состояния пришкольной территории школы.
Заключение.
Литература.
1
Введение.
Погружение в проблему.
Объект нашего исследования - пришкольная территория Белоглиновской основной школы. Это типовая школа на 230 учащихся, построена в 1970 году. Она находится на территории Белоглинского сельского округа.

В непосредственной близости к школе расположены жилые дома, акимат, магазин, мебельный цех, 2 газовые котельные. Вблизи школьной территории проезжая часть.
Цель нашего исследования - изучение экологического состояния пришкольной территории, выявление экологических проблем, связанных с месторасположением школы.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
- познакомиться с основами законодательства РК по вопросам охраны природы, конституционными экологическими правами и обязанностями граждан РК;
выявить нарушения экологического состояния пришкольной территории и разработать мероприятия по ее охране;
ознакомиться с методами проведения социологических исследований;
освоить способы стимулирования активности школьников в процессе принятия решений по улучшению экологической ситуации вокруг школы.
Реализация исследовательской работы, как и решение любой проблемы, осуществлялась в несколько этапов. Наше исследование состояло из следующих моментов:
выявление проблемы (поиск противоречий - в чем проблема?);
анализ её (выяснение причин и прогнозирование - что происходит?);
выявление вариантов решения (формулировались различные способы решения проблемы - что и каким образом можно и нужно изменить);
выбор решения (что нужно сделать?)
Заключительными этапами нашего исследования после реализации выбранных способов улучшения экологической обстановки будут следующие:
реализация решений;
анализ последствий (что изменилось?).
2
По нашему мнению, основным источником загрязнения пришкольной территории
3
является дорога (ведь по гигиеническим требованиям общеобразовательные учреждения размещаются от дорог с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 метров), газовые котельные, близлежащие магазин и жилые дома (особенно в отопительные сезоны).
Магазин Дорога у школы
Котельная


Дом культуры

Здание акиматаДом культуры
4
Основная часть
Мы проанализировали большое количество литературы, связанной с данной проблемой, и пришли к выводу, что автомобильный транспорт, дорога, вредные выбросы отопительных труб, антисанитарное состояние возле домов и магазина сильнейшие загрязнители окружающей среды.
1. Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние окружающей среды.
Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее жителям мирно сосуществовать с их стальным гудящим и чадящим потоком.
В выхлопных газах содержатся окись углерода, углеводороды, сажа, бензол и т.п. (всего около 300 различных веществ.) Окись углерода, например, попадая в кровь,
так действует на красные кровяные шарики - эритроциты, что они теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное голодание организма, что прежде всего сказывается на центральной нервной системе.
В настоящее время в мире насчитывается более 500млн. автомобилей, в том числе 80 млн. грузовых автомобилей и примерно 1млн. городских автобусов. В Казахстане автомобиль имеет каждый десятый житель, а в больших городах - каждый пятый. С одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой стороны - отравляет ее в самом прямом смысле слова. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы 4 т. кислорода, выбрасывая с отработанными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 500 млн. единиц, можно представить степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.
Если учесть, что большая часть автомобилей имеют неисправность двигателей, отрицательное воздействие возрастает в несколько раз, нарушение инструкций по эксплуатации автомобилей приводит к увеличению загрязнения окружающей среды.
2. Роль зеленых насаждений в улучшении экологического состояния окружающей среды.
Практика показала, что достаточно эффективным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта являются зеленые насаждения. Зеленые насаждения играют большую роль в очистке атмосферного воздуха. Дерево средней величины за 25 ч. восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-220 кг кислорода.
5


Лучшими поглотительными качествами обладают липа, ясень, сирень и жимолость. В зоне слабой периодической загазованности большое количество вредных веществ поглощают листья тополя, ясеня, сирени, липы, меньше - листья вяза, черемухи, клена.
Растения по-разному задерживают пыль. К примеру, 1 га пихтового леса задерживает 32 т, еловый лес - 30 т, сосновый - 35 т, дубовый - 54 тонны пылевидных веществ. Запыленность воздуха снижается летом на 42%, по сравнению с неозеленными участками территории, а в зимнее время - до 37%. Хвойные растения являются вечнозелеными растениями, поэтому они имеют важное значение для очистки воздуха от пыли и вредных газов в течение всего года. Один гектар хвойных деревьев задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных - около 100 тонн.
Хвойные деревья являются также наилучшими стражами тишины, жаль, что не все они выдерживают воздействия городского воздуха.
6

Молодые сосенки на пришкольном участке
Устойчив к загрязнению тополь, а по количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25- летний тополь превосходит ель в 7 раз, по степени увлажнения воздуха почти в 10 раз. Тополя хорошо улавливают пыль. Один тополь по нескольким показателем равен 3 липами или 4 соснам или 7 елям.
Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участках на 40% ниже, чем на открытых плошадках. Велика роль газонной травы. С 1 м2 испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на уровне роста человека почти на 2,5° С ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром. Вблизи зеленого ковра легко дышится. Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще отдается предпочтение ландшафтному или свободному стилю проектирования, при котором 60% благоустроенной территории и более отводится под газон.
Растения позволяют узнать, насколько сильно загрязнён воздух, а также каким именно веществом.
Например, индикаторами присутствия сернистого газа являются: лишайники, хвойные деревья - ель, пихта, сосна. Из злаковых трав - мятлик.
Индикаторы присутствия тяжелых металлов: на медь - табак, на никель - томаты, на свинец - сфагновые мхи, лишайники. Индикаторы выхлопных газов автомобилей - многие растения. Реакция растений на все эти вещества в основном сводится к отмиранию тканей, появлению уродливых форм, изменению окраски листьев, цвета плодов, задержке роста.
7
3. Исследование экологического состояния пришкольной территории
Белоглиновской ОШ.
а) Мы определили, на каком расстоянии находиться автомобильная дорога, коммунальные предприятия и жилые дома и выявили, что автомобильная дорога
вплотную прилегает к территории школы, газовая котельная - находится на расстоянии 25 м., жилые дома - на расстоянии 50м.
По санитарно-гигиеническим нормам коммунальные предприятия должны отстоять от границ школы не менее чем на 50м, жилые дома - не менее чем на 10 м, автострада - не менее чем на 25 м. Следовательно, расположение коммунальных предприятий и жилых домов соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. А близость автомобильной дороги отрицательно сказывается на экологическом состоянии пришкольной территории.
б)В нашем селе большая часть загрязняющих веществ поступает в атмосферу из выхлопных труб автомобилей.
Мы подсчитали, какое количество автомобилей проходит по дороге за 1 час и в среднем за одни сутки. Оно составило в среднем 5 автомобилей в 1 час, в сутки примерно 20. В результате подсчетов выявили, что в среднем за сутки выделяется в атмосферу 600 г угарного газа, 120г оксидов азота, 120г соединения свинца. Этого количества больше чем достаточно для ухудшения экологической обстановки пришкольной территории.
в)В марте 2014 года учащиеся школы на уроках познания мира, на кружке«Экологический вестник» изучали степень запыленности воздуха в различных местахпришкольной территории: со стороны жилых домов и со стороны автомобильной дороги.Для этого они собирали в указанных местах листья растений и прикладывали к ихповерхности клеящуюся прозрачную пленку. Затем сняли пленку и той стороной, гдеотпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепили ее на лист белой бумаги.Сравнили степень запыленности листьев разных мест, и увидели, что загрязненность состороны дороги намного больше, чем со стороны жилых домов.
г) Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезвычайного перенагревания почву, стены зданий, тротуары.Согласно санитарно - гигиеническим правилам защитная зеленая полоса должна состоять из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м. По данным Всемирной организации здравоохранения, на 1 жителя должно приходиться 50 кв. м. зеленых насаждений.
Мы подсчитали количество деревьев и определили площадь кустарников. На территории школы произрастает 15 хвойных деревьев и 46 лиственных дерева. Площадь кустарников составляет 15квадратных метров.
Было проведено определение видового состава деревьев, используемых в озеленении школьной территории, оценено жизненное состояние деревьев визуальным методом по наличию различных повреждений. В видовом составе защитной полосы преобладают лиственные деревья. Также вокруг школы растут березы, липы, тополя. По жизненному состоянию большинство деревьев находится в неудовлетворительном состоянии. В последнее время наблюдается гибель берез. Сохнут ветви, преждевременно опадают листья.
8
Мы сделали вывод, что это связано с большой антропогенной нагрузкой, а именно с близостью автомобильной дороги.
д)Автомобили загрязняют почву. Если используется бензин с добавлением свинца, тоони загрязняют почву этим тяжёлым металлом вдоль автодороги в полосе шириной 50 -100 метров. Мы провели опрос местных автолюбителей и выяснили, что многиепользуются низкокачественным топливом. Значит, почва около школы со сторонытрассы загрязнена свинцом как минимум на 50 метров.
е)Мы уже отмечали, какую большую роль играет травянистая растительность вулучшении экологии.
Мы определили, какую площадь занимают газоны вокруг школы. Она составила 500 квадратных метров. Это значит, что за один час с поверхности пришкольной территории испарится 10 кг воды, что составит в сутки 240 кг. По нашему мнению, это количество значительно увлажняет воздух в районе школы, что в какой-то мере компенсирует вред, наносимый близким расположением автотрассы. Но компенсация эта незначительна.
9
4. Мероприятия, направленные на улучшение экологического состояния пришкольной территории Белоглинской ОШ.
Для улучшения экологического состояния пришкольной территории коллектив школы запланировал:
провести «День Земли» с высадкой новых деревьев;
использовать для озеленения не только саженцы древесных пород, но и кустарники;
обратиться к жителям села с призывом бережно относиться к окружающей их природе;
обратиться к владельцам автомобилей с просьбой по возможности использовать более качественный бензин;
-содержать газоны вокруг школы в хорошем состоянии.

Через некоторое время после проведения намеченных мероприятий мы планируем вернуться к теме нашего исследования, произвести необходимые замеры и подсчёты и проверить, изменилась ли экологическая обстановка на около школьной территории и каким образом.
Думаем, что данная работа вызовет большой интерес у школьников и их родителей, поскольку речь идет о здоровье подрастающего поколения.
10
Заключение
В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем очень актуально. Концепция перехода РК к устойчивому развитию гласит, что « важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально - экономических преобразований. Особое место в этом принадлежит молодежи, которой должны быть гарантированы безопасное будущее и возможность участия в принятии решения». Предоставить возможность решать проблемы, однако, ещё не значит решить их. Этому нужно учиться и учить. Действительно, прежде чем требовать от человека выполнения ограничений экологического императива, необходимо научить его принимать грамотные решения. В настоящее время эта задача стоит особенно остро, что нашло отражение в содержании проекта Государственного образовательного стандарта образовательной области «Экология» и проекте Национальной стратегии экологического образования в РК.
Наша школа не стоит в стороне от решения экологических проблем. В школе несколько лет подряд работает кружок «Экологический вестник». Проводятся экологические праздники, тестирование учащихся по вопросам охраны природы. Ребята с большим удовольствием сочиняют экологические сказки.
11
Литература
Конституция РК
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по экологическим вопросам»
3.Семенова Н.
«Здоровье здорового человека. Практическая экология XXI века»
4.Анисимов А.В.
«Прикладная экология и экономика природопользования»
5.Коробкин В. И., Перед ел ьский Л. В.
«Экология»
12