Урок на тему: Гармония природы и человека против бездушия и обмана общества
Гармония природы и человека против бездушия и обмана общества. (по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце») Литература 7 класс Шалашун Людмила Андреевнаучитель русского языка и литературы, первой категории. Алексеевской средней школы
Зерендинский районАкмолинская область
Цели урока: образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Грина, научить умению аргументировать, анализировать и составлять дискуссионные и концептуальные карты опроса; развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление; воспитательная: воспитать любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: стандартный, с использованием программы Кембриджского университета «7 модулей».Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа, чтение), исследовательский, проблемное изложение. Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная работа в парах Педагогические технологии и методики: личностно-ориентированное обучение, стратегия критического мышления через чтение и письмо . Межпредметная связь: основы общественных знаний. Дидактический материал и наглядность: дискуссионные и концептуальные карты опроса; портрет писателя. Предварительная работа: разработка темы урока и карт опроса, подбор текстового, иллюстративного материала и вопросов и заданий для анализа текста. Работа с учащимся по подготовке индивидуального выступления по творчеству А.Грина. Содержание темы: изучение жизни и творчества Александра Грина. Чтение с остановками и анализ рассказа «Пропавшее солнце». Решение проблемных вопросов по теме. Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике ; пополнят словарный запас новой лексикой. Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Опрос домашнего задания начинаю с 1 ученицы,которая читает наизусть все стихотворение А.Белого «Солнце».
Далее вызываю учащихся по 3 человека читать наизусть стихотворение А.Белого «Солнце»
Оценки ставлю на оценочный лист,который прикреплен на малой доске,в который я вписываю оценки напротив каждой фамилии(оценивание учителя).
Изучение нового материала (небольшая презентация о жизни и творчестве А. Грина)
Работа с текстом «Пропавшее солнце»
1.Работа в парах – 1 глава
Заполнение таблицы «Характеристика Авеля Хоггея»
Характеристика Авеля ХоггеяЧеловек без сердца
Злодей
Неистощимый на выдумку
Мистификатор и палач
экспериментатор
обманщик
Причинил людям боль и страдания
Оценивание там же – на доске,на листе оценивания(оценки)
2.Фронтальный опрос по 2 главе.
Ответы на вопросы.
1.В каком помещении приказал содержать ребенка Авель Хаггей?(где не было окон)
2.Чем освещались комнаты(электричеством)
3.Как звали ребенка?(Роберт)
4.Что отвечали слуги и учитель на любые вопросы Роберта?(что его жизнь- именно такова, какой живут все другие люди
5.О чем не упоминалось в тех книгах,которые давали читать Роберту?(о солнце)
6.Даже в общении с кем запрещалось употреблять слово «солнце»?(со всеми )
7.Что разрешил Хоггей Роберту,когда ему исполнидлось 14 лет?(посмеяться)
Оценивание там же ,на доске,в листе оценивания(ставлю оценки)
3. 3 глава
Чтение по ролям-на бейджиках написать действ.лиц и имена учеников,которые будут в той или иной роли
Оценивание там же ,на доске,в листе оценивания
4.Работа в группах-4,5,6 главы
Анализ текста по главам.
Разделить учащихся на 3 группы с помощью разноцветных стикеров.
На столах стоят таблички с названиями глав- 4,5,6
Также на столе у каждой группы лежат кластеры с вопросами для каждого ученика
Лежит бейдж с ролью оратора
1группа- 5 глава
2группа- 6 глава3 группа - 4 глава
Каждый про себя читает свою главу и отвечают на вопросы,заранее приготовленные учтелем:
4 глава:
1.Как отреагировал Роберт Эльгрев,увидев солнце?Как он себя повел?-Эмма
2. Что почувствовал Роберт,когда лучи солнца коснулись его лица?Его поведение?- Саша
3.Что сказали об увиденном Харт,Фергюсон и Хоггей?-Айжан5 глава:
1.Для Роберта придуманы новые испытания.Какие?-Акжол2.Как ведет себя Роберт после увиденного?- Женя
3.Охарактеризуйте чувства мальчика?- Стас
4.Какова реакция экспериментаторов? Кем был Роберт в руках Хоггея?-Влад
Самооценивание в группе.
6 глава:
Итак, Роберт впервые делает открытие. Убедился ли он в гармоничности и «правильности» мироздания, в необходи-мости всего сущего на земле, удостоверился в благодатном слиянии человека с природой? (Да, он прямо смотрел в глаза тигра - Хоггея взглядом испуга и торжества)-Сергей2. Но все ли участники эксперимента довольны результатами? (Нет, все ожида-ли другого результата)-Настя3.Охарактеризуйте поведение Авеля Хоггея- Миша4. Какие средства художественной выразительности использует автор в этом эпизоде? (Эпитеты, сравнения) – Лера
Карта оценивания:
Оценивание учащихся друг друга Оценивание учителем оратора ____________
Оценивание группы учителем
Рефлексия.
Подведение итогов. Учитель: Так могла бы закончиться трогательная история судьбы бедного сироты. Автор позволил нам самим домыслить дальнейшее развитие событий.
1.Почему рассказ называется «Пропавшее солнце»? 2.Оцените поступок «экспериментаторов». Имеют ли право на жизнь такие эксперименты? В рассказе «Пропавшее солнце» утверждается мысль о приоритете добра над злом, о гармонии природного и человеческого, о торжестве справедливости и поражении холодной рассудочности и безумия. Надеюсь, что после прочтения этого рассказа, вы не останетесь безучастными и бесчеловечными в подобных ситуациях, а эта история оставит в вашей душе не только тёмные, но и светлые, добрые краски.
Охарактеризуйте свое настроение в конце урока.
Красными яблоками - прекрасное настроение после прошедшего урока
Зелеными яблоками – вам не понравился урок
Каким цветом вы бы его определили?
Подведение итогов, оценивание работы учащихся. 5. Домашнее задание Нарисовать рисунок к вашим главам. Литература. Грин А.С. Избранное. / А.С. Грин. – М.: Просвещение, 1999. – 400 с. Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина. - Алматы: Атамұра, 2003. – 352 с.