Конспект урока Сохраним природу Крыма

Тема урока: «Сохраним природу КРЫМА».
Цель: Формирование экологической культуры учащихся.
Задачи
Образовательные:
- закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;
- знакомство с понятием «экология»;
- углубление теоретических знаний в области экологии;
- закрепление представления о человеке как части природы;
- расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Развивающие:
- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
- воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
- привлечение внимания к экологическим проблемам;
- воспитание экологической ответственности;
- привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;
- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.

Оборудование:
1. Ноутбук. 2. Слайды. 3.Иллюстрации животных и растений Красной книги 4. Физическая карта Крыма. 5. Выставка книг о природе.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года- Это все вокруг.(природа)
II.. (Фронтальный опрос.)
– Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем.) – Что изучает наука экология? (Наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.) – Приведите примеры экологических связей:
а) Живое ––> неживое. (Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)  б) Неживое ––> живое. (Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.) в) Растения ––> животные. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.) г) Человек ––> природа. (Человек охраняет природу.)
– Какое значение для людей имеет экология? (От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду, дышать чистым воздухом, употреблять в пищу экологически чистые продукты питания, наслаждаться красотой природы и т.д.)
III. Сообщение темы и целей урока
Слайд №1.
Слайд №2.
Беседа.
Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши  родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди – украинцы, русские, крымские татары Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане) 
Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.  Но се чаще мы сталкиваемся с такой проблемой ,как уничтожение нашей прироы.
Слайд №3.
– Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Слайд №4.
Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3–4 цветка, или поймаю одну е динственную бабочку? Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую – кто-то ещё, что же станет с природой?
Слайд №5.
А теперь поговорим о ранах больших. С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством, строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям.
Слайд №6.
Одни люди рубят деревья, чтобы продавать ценную древесину. Другие так освобождают землю для полей, чтобы сеять зерно.
Слайд №7.
Многие люди уничтожают леса, чтобы на их месте пасти скот. Когда скотина съест всю траву, пастбище превращается в пустыню.
Слайд №8.
Всё больше загрязняются воздух, вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами
Слайд №9.
Когда люди сбрасывают вредные отходы, такие, как, скажем, нефть, в реки, озёра и моря, они уничтожают растения, птиц и животных.
Слайд №10.
Отработанные газы от промышленных предприятий и автомобильного транспорта загрязняют воздух. Из-за них становится трудно дышать, гибнут растения и деревья.
Слайд №11.
Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой истребляют ради меха или мяса, иногда даже и просто так.
2.
Слайд №12.
IV. Лекция учителя
– По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.Поэтому была создана «Красная книга». Издание книги началось в 1999 году с создания инициативной группы ученых, задача которых состояла в подготовке и систематизации всей имеющейся информации. Все дело в том, что особенные климатические условия Крыма сделали всю систему уникальной, а растения и животные, как известно, составляют часть экосистемы в целом. При издании книги, по мнению ведущих крымских ученых, были допущены некоторые ошибки, однако в целом, содержание соответствует истинному положению вещей.
Красная Книга Крыма рассказывает широкому кругу читателей о том, какие растения не только находятся в меньшинстве, но также и стоят за чертой вымирания. Всего в данную книгу занесено больше двух тысяч видов: львиную долю – почти 1200 видов – составляет флора, а оставшиеся – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ребята , растения нужно охранять ! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы,)
Дайте посмотрим какие же растения находятся под охраной в «Красной книге»:
 подснежник, калина обыкновенная, некоторые виды васильков, колокольчиков, тюльпанов

Как охранять жиотных!
-Как вы думаете почему многие животные находятся под угрозой исчезновения?
В Красную книгу занесены такие животные как :богомол, эмпуза полосатая, крымская зернистая жужелица, альпийский усач, бабочка поликсена, олеандровый бражник и другие виды.
Многие полезные и редкие насекомые гибнут от ядохимикатов, которые используют на полях и в садах, жуки-олени, например, могут жить только в дубовых лесах, так что площадь дубрав прямо влияет на их численность. Есть случаи, когда люди, увидев темно-синюю, переливчатую жужелицу и испугавшись, убивают ее, вместо того чтобы показать это редкое и совершенно не опасное насекомое своим детям, полюбоваться и пойти своей дорогой, предоставив жужелице идти своей.

Опасных ядовитых насекомых в Крыму не много и, скорее всего, вы с ними не встретитесь. Среди многочисленных паукообразных – крымский скорпион, пауки тарантул и каракурт. Они живут в степях, прячутся от зноя в круглых норках. В лесах и парках могут встречаться иксодовые клещи Из-за сухости климата Крым беден земноводными. В горных водоемах водится гребенчатый тритон (его некоторые держат в аквариумах, т.к. он может жить в неволе). Очень многочисленна озерная лягушка; встречаются и древесные лягушки-квакши, с присосками на лапках, которые помогают им держаться на дереве. Все амфибии – полезны.
Часто можно видеть на камнях, нагретых солнцем, маленьких разноцветных ящериц. В Крыму их 6 видов: прыткая, крымская, скальная, разноцветная ящурка, желтопузик, крымский геккон. Желтопузика иногда путают со змеей, но эта желтая безногая ящерица только похожа на змею. На месте ног у нее продольные складки, глаза имеют веки, а зубов нет. Желтопузик насекомоядный, занесен в Красную книгу. Живет как в горных (южнобережных) районах, так и в степи. Змей в Крыму практически нет, если не считать ужей (обыкновенного и водяного). Оба вида полозов (четырехполосый и леопардовый) внесены в Красную книгу; неядовиты. Обитают в основном на склонах гор, в скалах. Единственная ядовитая змея на полуострове – степная гадюка, но встречается она редко, укусы не смертельны. Интересно, что будет, если каждый заведет на участке какую-нибудь небольшую змею вместо кошки, чтобы она ловила мышей? Как в Индии заводят питонов. Из всех змей в Крыму чаще остальных можно увидеть ужа, но при встрече он сразу пытается скрыться.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гнездится до 40% всех птиц полуострова. Самый многочисленный –зяблик, из голубей – вяхирь и горлинка, зарянка, сова-неясыть, славки, дрозды певчий и черный, клест, лесной конек, чиж, черноголовая сойка, большой пестрый дятел. Весной иногда можно услышать, как в кроне высоких деревьев поет невидимая иволга. В степных районах обычны жаворонки и удоды –«степные попугаи». Эти довольно крупные рыжеватые птицы с черными полосками вдоль тела имеют высокие хохолки на головах, которые они ловко раскрывают и складывают, как веер. Удода трудно заметить в рыжеватой пыли или среди сухих степных трав, даже если он сидит почти у вас под ногами. Еще 100 лет назад в крымских дворах вместе с индюками и курами жили павлины. Сейчас пытаются искусственно разводить перепелов, фазанов и страусов.
В Крыму несколько видов сов: от самой маленькой – сплюшки – до крупного филина. Другие хищники – орел-могильник, канюк; падальщики – стервятник, гриф и сип.
На яйлах гнездятся полевой конек, каменка обыкновенная, коноплянка, полевой жаворонок, кеклик. В степи – 4 вида жаворонков, кулик-авдотка, очень редко – дрофа.
На прибрежных скалах – баклан хохлатый, нырок, огарь, пеганки, чайки, буревестник. В Крыму зимуют около 30 видов птиц: чернозобая гагара, пеганки, нырковая утка, чомга, большой баклан, лебеди и др.
В Красную книгу занесены многие виды, причины исчезновения которых не ясны: например, черный аист, степной орел. Очень интересное место [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . В этом заповеднике гнездятся и зимуют многие виды птиц (на пролете в Крыму бывают даже пеликаны). Много птиц – в Карадагском заповеднике. Туристам с катера показывают черных хохлатых бакланов, т.к. беспокоить их нельзя.

Конечно, всем интересно: много ли в Крыму млекопитающих? Кого можно встретить в лесу, прогуливаясь по тропинке? Скорее всего, никого, т.к. дневные животные очень осторожны и наверняка постараются избежать встречи с человеком. И все же крымские леса населены. Здесь живут зайцы-русаки, кролики, куницы, лисы, барсуки, енотовидные собаки, белки, ласки, хорьки. Надо сказать, что из всех зверьков куницы и ласки – самые «сумасшедшие». Если куница в кого-то вцепилась, то держит мертвой хваткой. То же можно сказать о маленькой, но отважной ласке, которая может в одиночку перегрызть горло целому курятнику в пылу охоты и пролезет в любую щель. Зима 2006 года была очень холодной, и по льду из Херсонской области на Крымский полуостров пришло около 35 волков (хотя волков в Крыму нет, их перебили еще до войны). Иногда в крымские леса заходят лоси.
Из насекомоядных в Крыму живут ежи и 5 видов землероек. Ежиков иногда по вечерам можно увидеть и в городе, где-нибудь в парке или на тихой улице, где нет машин. Землеройку увидеть почти невозможно: они очень маленькие, не больше мыши, и почти не показываются на поверхности земли. Легче встретить кого-нибудь из грызунов: суслика, хомяка, тушканчика или мышовку.
В пещерах и гротах живут рукокрылые – летучие мыши; их в Крыму около 18 видов, но половина занесена в Красную книгу. Летучие мыши очень не любят, когда их беспокоят на отдыхе. Все эти ночницы, нетопыри, длиннокрылы и подковоносы – животные исключительно полезные, ночные и скрытные. Естественно, не вампиры; питаются насекомыми.
Самые крупные животные в Крыму – парнокопытные: благородный олень (до 700 особей) и косуля (до 2 000 особей), кабан, зубр, корсиканский муфлон, лань.
Диких кабанов в Крым завезли в 1949 году из Уссурийского края, и они здесь прижились.

Из 57 видов крымских млекопитающих 17 отнесены к категории крайне редких животных. Больше никому не удастся, к сожалению, увидеть в Крыму тюленей-монахов; их истребили окончательно, хотя этот вид был внесен в Красные книги МСОП, СССР и УССР. На Черноморском побережье Крыма тюлень-монах встречался в начале XX века. Чтобы восстановить этот вид, еще в советские времена предлагалось начать реакклиматизацию тюленей на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но представить это вряд ли возможно, ведь эти осторожные животные не переносили присутствия человека, а народу на Тарханкуте с каждым годом становится больше. Даже если бы тюлени в Крыму сохранились, им не понравилось бы жить в соседстве с отдыхающими и аквалангистами. Жаль, что их больше нет

В Черном море жизнь кипит на глубине до 200 метров – там, где есть свет, воздух и нет сероводорода. В глубинах могут жить одни бактерии, которые сероводородом питаются. Но это не значит, что в Черном море и посмотреть не на что и не на кого. 
Здесь живут 2 вида дельфинов – белобочка и афалина. У берегов Карадага, Судака, Балаклавы их иногда можно видеть с катера или даже с пляжа.
  Вот они, выпрыгивают из воды, блестят на солнце их серебристые спины! Где рыба, там и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Они действительно сопровождают катера, и тогда их видно особенно хорошо. Афалины выступают во многих дельфинариях. Раньше в Балаклаве был большой военный дельфинарий, где дельфинов тренировали по специальным программам для работы во время боевых действий. Дико звучит словосочетание – «охота на дельфинов». Однако промысел дельфинов в Черном море был запрещен лишь в 1966 году. В Крыму начинает развиваться новый метод лечения детей – дельфинотерапия. Дети с замедленным развитием, страдающие ДЦП с удовольствием общаются с дельфинами, разговаривают с ними, а дельфины положительно влияют на нервную систему больных детей. Афалины занесены в Красную книгу Украины.
Как известно, дельфин – млекопитающее, а не рыба. Но в Черном море обитают и многие виды рыб. В Черном и Азовском морях встречается до 200 видов рыб, причем одни живут в этих морях постоянно, другие заходят, мигрируя через Босфор. Черное море преснее Средиземного, поэтому у нас нет средиземноморских видов. Рыбы Черного моря: барабулька (султанка), бычки, кефаль, скаты (морская лисица, морской кот-хвостокол), плоские рыбы – калкан, морской язык, речная камбала (глосса). Древнейшие рыбы Черного моря – осетровые. Они могут охотиться на всех глубинах, но из-за браконьерского промысла сейчас их мало. У берегов Кавказа черноморский осетр ходит нереститься на Дон, Кубань, Риони.
В 1980-х годах в Черном море было огромное количество хамсы и шпрота, но неконтролируемый вылов, вторжение гребневика мнемиопсиса привело к тому, что и хамса, и шпрот закончились. К счастью, в настоящее время популяция восстанавливается, а где есть хамса, там есть и хищные пелагические рыбы (т.е. обитающие в верхних слоях моря) – например, ставрида. Крупные (и редкие) хищники Черного моря – луфари, пеламида. Скумбрия и тунец больше не заходят в воды Черного моря, по экологическим причинам. Говорят, были случаи, когда из Мраморного моря в Черное заходила акула-молот, рыба-меч, но в Крыму акул нет, кроме катрана (он не опасен, а его мясо даже подают в ресторанах). На мелководье катран никогда не заходит.
В пресных водоемах Крыма водится около 36 видов рыб. Большая часть – акклиматизированных, которые прижились в Крыму после открытия Северо-Крымского канала: карась, карп, окунь, судак, толстолобик, щука. В реке Аузун-Узень водится радужная форель (она может жить только в очень чистой проточной воде). Американскую радужную форель выращивают в форелевом хозяйстве на реке Альме, и все же это редкая в Крыму рыба.

Физминутка.
Сейчас мы отдохнём и поиграем. (физминутку проводит подготовленный ученик, дежурный по классу)
Прилетела к нам вчера (частые взмахи)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк (взмахи более редкие)
И весёлый мотылёк.  (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки).
 
А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу? (ребята приводят примеры)
V. Игра с мячом: «Друг и недруг природы»
 
Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет - не ловят.
- Посадка деревьев.
- Вырубка лесов.
- Охота на редких животных.
- Сбор первоцветов.
- Строительство очистных сооружений на заводах.
- Разведение костров в лесу.
- Выброс дыма заводами.
- Создание заповедников.
- Выброс газов автомобилями.
- Использование солнечной энергии.
- Сбор макулатуры.
 
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

XV. Самостоятельная работа. Работа в парах.
 Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».
 
Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
 
 
 
Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?
- Не включать громкую музыку.
- Не вырывать грибы.
- Не ломать ветки.
- Не разводить костры.
- Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
- Не трогать яйца птиц.
- Не брать диких животных домой.
- Не разрушать муравейники.
- Не уничтожать ужей.
- Не рвать охапками цветов.
 
Заключение.
Молодцы,  ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.
А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?
 
XVI. Игра «Мудрые мысли».
Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.
 
1. ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО!
2. ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
3. ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!
4. ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
5. ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!
 
Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.
 
XVII. Итог урока.
- Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)
- С каким словом познакомились? (экология)
- Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)
 
Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
 
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
 
XVIII. Демонстрация природоохранных знаков. Приложение №1.
Посмотрите, какие знаки – сигналы придумали ребята – защитники природы. К чему они призывают нас? (дети высказывают свои мысли)
Демонстрируются знаки с комментариями. Приложение №2.
Прочитаем, к чему призывают эти знаки – сигналы.











13PAGE 15


13PAGE 14415