Экологическая игра на тему: «Сохраним нашу планету»

Методическая разработка внеклассного мероприятия
Экологическая игра «Сохраним нашу планету»
Пургина Н.А. Цель: расширить и углубить знания учащихся по вопросам охраны природы, привлечь их внимание к природоохранительной тематике.

Участники:
2 ведущих
2 команды «Озон», «Парниковый эффект»
Жюри
Болельщики
Конкурсы:
Визитная карточка
Конкурс – разминка
Конкурс домашнее задание
Конкурс «Сколько живёт мусор?»
Конкурс капитанов
Конкурс « Определить на ощупь»
Конкурс «Эколира»
Содержание

Ведущий 1: С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с численностью и образом жизни растений, зверей, рыб птиц и других организмов. Но мы живём в век научно-технического прогресса, когда человек забирает у природы всё, а возвращает в природу продукты своей деятельности часто не пригодные для утилизации. Как поступить, чтобы у каждого человека появилось цивилизованное отношение к природе, миру, жизни, реализовать его право на здоровые условия существования.
Ведущий 2: В настоящее время становится всё очевиднее тот факт, что всё большее количество болезней возникает в результате в результате разрушения человеком окружающей его среды. Разрушение озонового слоя, кислотные дожди, изменение климата, химическое загрязнение - вот некоторые примеры ран, наносимые человеком нашей планете. Мы должны предупредить каждого о вредном воздействии нездоровой окружающей среды, о том, что он может сделать, чтобы предотвратить его. Мы выбрали лозунг: Думай глобально - действуй локально!
Ведущий 1:Если мы не остановимся в своём варварском истреблении природы, наши дети, наши будущие внуки никогда не услышат соловьиную трель, не увидят живую стрекозу, плещущую в воде рыбу, вьющую гнездо птицу. Наше поколение должно остановить экологический кризис.
Ведущий 2: Экологические беды не знают границ. Независимо от религиозных и идеологических различий, все мы граждане загрязнённой планеты. И все волей – неволей оказались в состоянии войны с природой. Никто из нас эту войну не объявлял. Фабричные трубы символизировали прогресс, и мы не видели, какие ядовитые вещества прячутся в этом дыму. Предприятия и домашние хозяйства сливали в воду отходы, а мы не думали о том, куда они исчезают. Пестициды и горы минеральных удобрений всасывались на поля во имя увеличения урожая, а мы не усматривали в этом подрыва не только нашего здоровья, но и здоровья будущих поколений.
Ведущий 1: Итак, что же сегодня нам грозит? Неведение не может служить оправданием! Осознание экологической угрозы – одна из основ экологического мышления, которым должен проникнуться каждый. О некоторых экологических проблемах расскажут нам участники команд: «Парниковый эффект» и «Озон».
Представление команды «Парниковый эффект»
Одна из глобальных проблем – изменение климата. Ещё несколько лет назад учёные спорили, есть ли оно? За столетие средняя температура поверхности Земли увеличилась на 0,5 градусов. Ежегодно в атмосферу в результате добычи и сжигания топлива попадает большое количество метана, углекислого газа, азота. Эти газы задерживают отдачу тепла, возникает так называемый, парниковый эффект. Одним из главных виновников парникового эффекта является СО2. Основной причиной этого эффекта считалось сжигание ископаемого топлива. Однако последние исследования показали, что есть и другие причины: превращение степей в пашни, вырубка лесов, осушение земель, наступление на вечную мерзлоту, химизация сельского хозяйства. Большие объёмы образующихся при этом газов поступают при этом в атмосферу.
Если современные тенденции в этих процессах сохраняются, то к середине следующего столетия температура на планете поднимется на 1,5 градусов. Это приведёт к увеличению площадей пустынь. Ускорению таяния льдов, будет способствовать подъёму уровня Мирового океана.

Представление команды: « Озон».
Реальная экологическая угроза – истончение озонового слоя в атмосфере. И дело не только в печально знаменитой озоновой дыре над Антарктидой. Даже над Северным полушарием количество озона сократилось в среднем на 3%. Это результат использования хлорфторуглеводородов для холодильников, бытовых аэрозолей. А сокращение озона ведет к увеличению числа заболеваний раком кожи. Похоже, в следующем столетии людям придётся носить перчатки, маски и зонтики, чтобы уберечься от интенсивного ультрафиолетового облучения.
Ведущий 1: Конкурс – разминка. Каждой команде предлагается ответить на несколько вопросов. Предлагаются два задания:
а) составить экологический словарь (объяснить термины: экология, биосфера, МСОП, экосистема.)
б) команда получает рисунки с изображением исчезнувших или исчезающих видов животных или растений. Нужно назвать их, указать причины исчезновения или вымирания.
Ведущий 2: Здесь мы всех попросим поднимать таблички с номером, соответствующим, по вашему мнению, правильному варианту ответа из трёх:

Название этого овоща, заимствованное из немецкого языка, восходит через итальянское слово «трюфель» латинскому « терратубер», что означает « земляная шишка». Как вы думаете что э? 1. редис. 2. свёкла. 3. картофель.
Судя по археологическим находкам этот овощ, использовался первобытными людьми уже в каменном и бронзовых веках. Название заимствовано из латинского языка, оно происходит от слова «капут» и «голова». Какому овощу было дано это название? 1. репа. 2. тыква. 3.капуста.
Этот овощ у древних персов у древних персов считался символом ссор, раздоров и сплетен. Кто хотел насолить сопернику или недругу, тайно подбрасывал ему в дом ветвистое дикорастущее растение. А греки, наоборот, очень ценили этот корнеплод, даже благодарственные приношения богам делали в виде его серебряного изображения. А на Руси красавицы использовали его как румяна. Что это за овощ? 1. редис. 2. свекла. 3.морковь.
Этот овощ долгое время во Франции и Италии служил только декоративным украшением беседок, в Германии красовался в горшках среди комнатных растений, а в Англии и России его выращивали в оранжереях среди комнатных цветов.
Привезён он был из Южной Америки, плоды его назывались « золотыми яблоками», хотя и считались ядовитыми. О каком овоще идёт речь? 1. дыня. 2.помидор. 3. патиссон.
Родина этого овоща - Индия. Одно время считалось, что это самая изысканная пища. В Турции живёт легенда; в далёкие времена, когда этот овощ только-только появился в стране, жестокий и жадный султан Магомед приказал однажды вспороть животы семи своим придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок овощей. В Россию попал он из Греции, а название его на греческом означает «неспелый». Что это за овощ? 1.баклажан. 2.огурец. 3. капуста.
Несколько столетий назад в нашей стране эти ягоды ценились дороже золота и признавались весьма редкими и исключительно важным лекарством. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. Хранились они в Кремле в Аптекарском приказе, и, чтобы получить их, требовалось специальное разрешение царя. Из цветов этого растения готовят варенье, используют для производства духов. А греки его цветок называли «собачьей розой». Что это за чудо-ягода.
Шиповник. 2. Рябина. 3. Клубника.


Ведущий 1: Конкурс домашнее задание. Команды представляют домашнее задание на экологическую тематику.
Ведущий 2: Конкурс «Сколько живёт мусор?» Командам показывают бумагу, крышку металлическую, фильтр от сигареты, пластмасса, стекло. Необходимо определить возраст разложения в природной среде.
Ведущий 1: Конкурс « Определить на ощупь». Командам предлагают коробку в которой лежат твёрдые загрязнители почв и воды (пластмасса, полиэтилен, бумага, фольга, резина, стекло, металл).
Ведущий 2: Конкурс капитанов. За 2 – 3 минуты нарисовать плакат на экологическую тему.
Или составить лозунг на экологическую тему.
Ведущий 1: Конкурс «Эколира». В нём принимают участие исполнители стихов, песен, отрывков из произведений поэтов, писателей о природе.

Итоги конкурсов подводят жюри.


Примерная оценка конкурсов.

Выход команд на приветствие – 5 баллов.
Разминка команд – 5 баллов.
Конкурс; Осенние дары – 3балла.
Конкурс; « Домашнее задание» - 5 баллов.
Конкурс; « Сколько стоит мусор» - 3 балла.
Конкурс; «Определи на ощупь» - 2 балла.
Заключительный конкурс; «Эколира» (за каждое выступление ) -3 балла.

Используемая литература:

Внеклассная работа по экологии в школе – Москва, 2008г.
Е. А. Криксунов. Экология – Москва, 2008г.
Журнал Биология в школе- Москва, 2008г.
А. А. Каменский – Биология – 2008г.
Е. А. Криксунов - Экология – 2008г.
15