Геометрия. 8 класс. Тема: Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата.
Геометрия. 8 класс. Тема: Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата.
Цели урока:
Обучающие: формирование понятия площади, организация работы учащихся по самостоятельному нахождению способов сравнения площадей фигур, повторить формулы для определения площади прямоугольника и квадрата.
Развивающие: развитие мышления и элементов познавательной деятельности (смекалки, умений сравнивать, анализировать), умения работать в проблемной ситуации.
Воспитательные: воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умения применять преемстенность в изучении отдельных тем математики.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация урока.
В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. Подумайте и самостоятельно ответьте на вопрос? что такое “площадь”?
Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей.
И сегодня мы с вами определим четкое понятие «площади фигуры».
3. Актуализация опорных знаний.
Площади каких фигур вы уже умеете вычислять?
4. Объяснение нового материала
– Что показывает площадь? (Сколько места занимает фигура на плоскости)
- у вас на партах разные фигуры, сравните их, выберите самую большую, самую маленькую.
Как измерить площадь фигуры? Сначала нужно выбрать единицу площади, т.е. указать единичный квадрат, т.е. квадрат, сторона которого служит единицей длины.
При выбранной единице измерения площадей площадь каждого многоугольника показывает сколько раз единица измерения и ее части укладываются в данном многоугольнике.
- у вас на партах в конвертах различные единицы измерения площади- квадраты, со стороной 1 см, 1 дм. Какую единицу вы выберите, чтобы найти площадь вашего прямоугольника? Работая в парах, найдите площадь фигуры 1. (Ученики укладывают квадраты, со стороной 1 см. в фигуре, сообщают учителю количество) Мы нашли площадь нашей фигуры.
Запишем S = … см2А чтобы найти площадь моей фигуры, квадрат с какой стороной нужно выбрать? (Учитель показывает большую фигуру)
К доске выходят несколько учеников, выбирают квадраты, укладывают на фигуре, сообщают площадь.
Чтобы найти площадь класса, квадрат с какой стороной нужно выбрать? Удобно ли пользоваться теми, что есть у нас?
Найдите площадь каждой фигуры, изображенной на рисунке 68, если условиться, что длина стороны каждой клетки равна 1 см.
Итак, чтобы найти площадь фигуры, нужно:
1. Выбрать единицу измерения, посчитать, сколько раз эта единица укладывается в данной фигуре.
Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. Это свойство площади многоугольника.
Равные многоугольники имеют равные площади.
Найдите площадь прямоугольника, который есть у вас.
Удобно ли каждый раз укладывать единичные квадраты в наших фигурах?
Предложите способ, который позволяет вычислить площадь прямоугольника, не используя способ подсчета уместившихся квадратов.
S = a * b
А как называется прямоугольник, у которого длина и ширина равны? (Квадрат)
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …(квадрат).
Как найти его площадь?
S = a∙a = a2
При выбранной единице измерения площадей площадь каждого многоугольника показывает сколько раз единица измерения и ее части укладываются в данном многоугольнике.
Площадь многоугольника — положительная величина, численное значение которой обладает такими свойствами: Свойство 1°. Равные многоугольники имеют равные площади. Свойство 2°. Если многоугольник состоит из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.Свойство 3°. Площадь квадрата равна квадрату его стороны.Найти площадь фигуры.
5. Первичное закрепление нового материала.
Решить:письменно №
6. Самостоятельная работа учащихся.
Задача на применение КОЗов.
Компетентности: информационная, проектная, рефлексивная
Тема «Площадь квадрата и прямоугольника».
Представьте себе такую ситуацию, что Вы купили однокомнатную квартиру, но бывшие хозяева не поддерживали порядок, поэтому полы в квартире пришли в негодность. У вас после покупки квартиры осталось 15 тысяч рублей, которые Вы планируете потратить на ремонт пола. При этом желательно не тратить денег на ремонт пола в течение 5 лет.
Есть варианты: 1. Сменить дощатый пол и покрасить его обычной эмалью. В этом случае требуется покупка паласа в большую комнату.
2. Оставить прежний деревянный пол, но покрыть его линолеумом. В этом случае требуется покупка паласа в большую комнату.
3. Оставить прежний деревянный пол, но покрыть его ковровым покрытием. В этом случае требуется покупка моющего пылесоса, чтобы поддерживать пол в чистоте. В ванную комнату необходимо постелить линолеум.
В таблице приведены цены за различные варианты покрытия пола и срок службы данного покрытия.
Вид покрытия Количество Цена(руб) Срок службы
Доски для пола 1 м2150 20-30 лет
Эмаль коричневая 1 банка (3 кг) для покраски 10 м2 пола 140 2 года
Линолеум 1 м2190 10 лет
Ковровое покрытие 1 м2250 8 лет
Палас 1 м2180 5 лет
План квартиры:
Задания: 1. Вычислите площади пола в каждом помещении.
2. Учитывая имеющуюся сумму, составьте смету покупки необходимых материалов для
7. Итог урока.Верно ли утверждение.
1. Равные фигуры имеют равные площади.
2. Неравные фигуры имеют различные площади.
3. Если фигуры равновеликие, то они равны.
4. Если площадь квадрата равна сумме площадей двух других квадратов, то длина стороны большего квадрата равна сумме длин сторон этих квадратов.
5. Если сторону квадрата увеличить в 2 раза, то его площадь увеличится в 2 раза.
Сформулировать свойства площадей.
8. Рефлексия. Д/з.