Урок по истории на тему Великобритания:конец Викторианской эпохи
Тема урока:
Великобритания: конец Викторианской эпохи
Цели урока
Образовательная. Учащиеся узнают, что демократические реформы становятся единственно возможным методом управления государством как для либералов, так и для консерваторов; понимают закономерности экономического развития европейских стран в конце XIX – начале XX в. — переход от капитализма свободной конкуренции к капитализму монополистическому; характеризуют особенности развития капитализма в Англии
Развивающая. Учатся переносить знания в новые ситуации (знания о процессе модернизации, монополистическом капитализме, правовом государстве и гражданском обществе и пр.); воссоздавать исторические образы (Дизраэли, Гладстон, королева Виктория, С. Родс); рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная - способствовать привитию гуманистических идей среди учеников; воспитать стремление к самосовершенствованию личности.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок-лекция.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: проблемный или частично поисковый метод.
Основные понятия и термины:
Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта
Средства обучения: Учебник, § 20. Рабочая тетрадь. Карты: «Мир к концу XIX в. (1870 г.)», «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие», «Мир к 1914 г.».
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Организационный этап (1мин.)
Проверка присутствующих
II.Проверка знаний и умений (до 15 минут)
Вопросы для проверки пройденного на прошлом занятии материала:
Охарактеризуйте государственное устройство Германской империи.
Какие изменения произошли в государственно аппарате в связи с конституцией 1871 г.?
В чем причины успеха модернизации германской экономики?
Раскройте суть конфликта между Бисмарком и оппозицией. Какие социальные реформы проведены по инициативе Бисмарка?
Почему Вильгельма II назвали «человек больших неожиданностей»?
Каковы направления внешней политики Германской империи и ее колониальная политика?
Ожидаемый ответ:
1. Германия – конституционная монархия. Состоит из 22 монархий, 3 вольных городов (Любек, Бремен и Гамбург) и 1 имперской земли – Эльзас-Лотарингия. Пруссия составляла 2/3 всей территории империи и 60% населения империи, и являлась главной областью Г.И.
2. Императором был только прусский король. Руководил вооруженными силами, созывали распускал Рейхстаг. Канцлер – единственный министр, нес ответственность лишь перед императором. Рейхстаг – парламент. 2 палаты. Наличие имущественного, возрастного и полового ценза.
3. Объединение страны, контрибуция выплачиваемая Францией, присоединение Эльзаса и Лотарингии, внедрение современных промышленных технологий, милитаристская традиция, «прусский стиль».
4. Введение рабочего законодательства – страхование по болезни, на случай увечья, на случай старости и неспособности к труду. Выплата пенсий с 70 лет.
5. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». Любил громкие фразы и красивые позы, стремился быть в центре внимания. Обожал всех поучать и давать советы. Девиз «Как хочу, так и приказываю!»
6. Африка - Того, Камерун, Германская Юго-Западная Африка и Юго-Западная Африка. Маршалловы острова. Создание Тройственного союза. Движение на восток, которое приведет в дальнейшем к Первой мировой войне.
III. Изучение нового материала
После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с темой и планом урока.
1.«Мастерская мира» уходит в прошлое
Первый пункт плана может быть рассмотрен в ходе беседы, что создает условия для переноса ранее полученных школьниками знаний (уроки «Индустриальная революция: достижения и проблемы» и «Англия: сложный путь к величию и процветанию»).
Учащиеся получают задание: записать в тетради причины замедления темпов экономического развития.
Для конкретизации содержания при рассмотрении вопроса о развитии монополистического капитализма учитель может привести ряд примеров. С развитием империализма быстрыми темпами стал происходить процесс концентрации банков, образования богатейших в мире гигантских банковских монополий. Знаменитая «большая пятерка» лондонских банков и другие банки держали в руках весь финансовый мир: к 1913 г. у них сосредоточилось около 70% всего банковского капитала страны. Во главе всей банковской системы стоял Английский банк. Практически не было на карте мира ни одного значительного города, где бы не было отделения какого-нибудь английского банка (50 английских банков в 1904 г. имели 2279 отделений).
Английские предприниматели строили нефтяные фабрики в Голландии, сталелитейные заводы в Бельгии, в России и других странах Европы, вкладывали средства в строительство железных дорог и морских путей сообщения. Но наибольшую выгоду давал вывоз капитала в неевропейские страны, особенно в США, Южную Америку и в колонии. Активный вывоз капитала, возможный прежде всего из-за наличия огромных колониальных владений, уменьшал капиталовложения в английскую экономику, что замедляло темпы экономического роста.
Обобщив причины замедления темпов экономического развития Англии, учитель подчеркивает, что страна оставалась могущественной промышленной державой, где бурно развивался процесс модернизации.
2.Двухпартийная система
Второй вопрос плана позволяет актуализировать знания учащихся об английской политической двухпартийной системе. В дополнение к тексту учебника следует подчеркнуть, что к середине XIX в. в Англии в значительной мере сложилось гражданское общество: допускались свобода слова и демонстраций, издание газет, сословные привилегии теряли свое значение, на первое место ставились свобода и способности отдельной личности, ее самостоятельность, независимость, индивидуализм.
3.Эпоха реформ (образное повествование)
Содержание третьего пункта плана позволяет познакомиться с особенностями внутренней политики Англии, и прежде всего с реформаторской деятельностью Б. Дизраэли и У. Гладстона, внесших огромный вклад в развитие политической системы Великобритании.
Б. Дизраэли разработал концепцию национальной партии, которой должна стать партия консерваторов и ее ядром была его идея «одной нации». Она исходила из его убеждения в том, что в человеческом обществе существует иерархия, так как люди обладают разными способностями. Правящий класс составляют образованные люди с высоким уровнем способностей. Они должны руководить страной, но при этом их долг — заботиться об остальной части общества. Дизраэли утверждал, что англичане расколоты на две нации — богатых, образованных и бедных. Конкретизируя это положение, можно обратиться к материалам для дополнительного чтения, помещенным в конце параграфа. Задача правящего класса — объединить народ в одну нацию. Он подчеркивал, что это выгодно и верхушке общества: «Дворец не будет спокоен, пока несчастлива хижина». Уничтожить раскол в обществе можно и нужно путем постепенного проведения реформ. В то же время Дизраэли стремился к тому, чтобы не разрушать старые традиции. В одном из выступлений в 1868 г. он сказал: «В прогрессивной стране изменения происходят постепенно, и великий вопрос не в том, сопротивляться ли изменению, которое неизбежно, а в том, будет ли оно осуществлено с должным уважением к нравам, обычаям, законам и традициям народа или же... по произволу».
Дизраэли не жалел сил для проведения имперской идеи в сознание англичан. Он стремился поддерживать в британцах чувство гордости за свою страну путем проведения активной внешней политики. Следует отметить, что созданная Б. Дизраэли концепция и сегодня служит британским консерваторам.
С реализацией на практике имперской идеи консерваторов учащиеся знакомятся при изучении четвертого вопроса плана. Для этого вполне возможна организация самостоятельной работы школьников с текстом учебника и картой.
Можно привести дополнительные факты о том, как Дизраэли обеспечил Великобритании контроль над Суэцким каналом.
Строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря, было закончено в 1869 г. Он значительно сократил путь кораблей, следующих из Европы в Индию и Тихий океан. Для Великобритании значение канала было огромным потому, что большая часть грузов, следовавших по нему, была английского производства. Между тем акции компании, управляющей каналом, были поделены приблизительно поровну между Францией и Египтом. Хедив (правитель) Египта был очень расточительным человеком и, увязнув в долгах, решил в 1875 г. продать свою часть акций. Англичане узнали, что хедив ведет об этом переговоры с французами. Дизраэли понимал, что, прибрав к рукам все акции Суэцкого канала, французы тем самым значительно осложнят торговлю Великобритании. Тогда он решил опередить французов и купить за 4 млн фунтов стерлингов половину акций для своей страны
4. Движения протеста. Рождение лейбористской партии; «Мятежный остров» получает гомруль
Одним из центральных вопросов урока является сюжет о создании лейбористской партии. Следует пояснить школьникам, что это была социалистическая партия, а также напомнить, что сегодня это крупнейшая политическая партия Англии. Реформистская идеология партии, уже известная учащимся, конкретизируется высказыванием Макдональда, приведенным в тексте учебника.
Вопрос «Реформы во имя «классового мира» раскрывается в пределах учебника. При этом школьники сравнивают реформы, проведенные Бисмарком в Германской империи, с реформами, проведенными в Англии, указывая, что эти реформы проводились не одним человеком, а партией и были более глубокими по содержанию, рассчитанными не на укрепление полуавторитарного государства, а на укрепление гражданского мира и расширение прав личности.
Важное значение имеет рассмотрение ирландского вопроса, так как это поможет понять современную проблему Ольстера.
Подводя итоги урока, следует добавить, что в начале XX в. Великобритания выходит из состояния «блестящей изоляции», а ее стремление к сохранению мирового лидерства приводит страну к участию в Первой мировой войне.
Фиксируют в тетради причины замедления темпов экономического развития Великобритании.
Примерный ответ:
Вывоз капитала
Устаревшее оборудование
Низкая конкурентоспособность английских товаров
Высокая цена товара
Беспошлинная торговля
Кризис сельского хозяйства
Составляют вместе с учителем схему «Парламент Великобритании в XIX в».
Тори – Консерваторы с 1876г. –Опора на Земельную аристократию и Англиканскую церковь
Виги – Либералы с сер. XIX в. – Поддержка землевладельцев и промышленной буржуазиЗаписывают реформы 1860-80 гг.
Закон о тайном голосовании
Реформа самоуправления
Закон о тред-юнионах
Избирательные реформы
Закон о 54-часовой рабочей неделе
Школьная реформа
Т.о. - Создание в Великобритании гражданского общества
и правового государства
Самостоятельно изучают соответствующий раздел учебника и отвечают на вопрос – какую пользу получила Великобритания от приобретения Суэцкого канала?
Ответ: Великобритания получила свободный выход из Средиземного моря в Индийский океан, не огибая Африку.
Закрепление пройденного материала
Опрос
1.Как вы думаете, соответствовали ли действительному положению вещей на рубеже XIX—XX вв. слова государственного гимна Великобритании «Правь, Британия, морями!»?
2.Сравните социальные реформы в Великобритании и социальные реформы в Германии. В чем вы видите их сходство и различие?
3.Как вы думаете, почему в Великобритании были популярны строки из стихов Теннисона «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона»?
Поднимают руки и отвечают на вопросы
IV. Организация домашнего задания
Изучить параграф 19. Письменно ответить на вопрос: на рубеже XIX—XX вв. Великобритания по темпам экономического развития уступает Германии и США. Подумайте, в чем заключаются причины этого явления.
Один из учеников готовит доклад о жизни Б. Дизраэли