Урок по русскому языку для 4 класса «Обучающее изложение «В здоровом теле — здоровый дух»»
Обучающее изложение «В здоровом теле - здоровый дух»
ОС «Школа 2100»
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1-я. – М.: Баласс, 2010
Организационная информация
Тема урока Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»
Предмет Русский язык
Класс 4 (ОС «Школа 2100»)
Автор урока Григорьева Ирина Александровна
Образовательное учреждение
МОАУ СОШ № 4
г. Благовещенск Амурской области
Методическая информация
Курс русского языка в начальной школе направлен на то, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности (ОС «Школа 2100»), обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Согласно Образовательному стандарту (ФГОС), выпускники начальной школы должны уметь писать подробное изложение доступного текста и сочинение на заданную тему.
Письменные изложения и сочинения неразрывно связаны с развитием речи у детей. Однако замечено, что даже сильные ученики, без труда составляющие пересказы и самостоятельные распространенные ответы устно, зачастую затрудняются в написании изложений и сочинений.
Тип урока
Урок – поиск по формированию и усвоению умений и навыков с элементами:
проектной деятельности;
практической работы;
игры с применением интерактивных технологий;
работы в группах.
Цели урока
Совершенствование навыков письменного изложения текста, навыков связной речи, составления плана, подбора рабочих материалов; развивать логику, память; воспитывать интерес к истории родной страны.
Задачи урока
Воспитывающая: воспитывать у учащихся навыки учебного труда, формировать ответственность за конечный результат, воспитание интереса к предмету;
Обучающая: реализовать взаимосвязь читательских и речевых умений на конкретном примере: умение отбирать и использовать для воплощения собственного замысла языковые средства;
уметь выстраивать на письме композицию, раскрывать авторский замысел, раскрывать основную мысль текста;
Развивающая: развивать внимание, познавательный интерес и мыслительную активность учащихся, умение сравнивать и делать выводы.Формирование УУД:
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока и его последующее содержание.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4. Оценивать результат, соотносить результат с целью.
Коммуникативные УУД
1. Адекватно воспринимать на слух текст, владеть разными видами аудирования.
2. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.
3. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).
4. Создавать вторичный текст.
5. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
6. Редактировать письменное высказывание.
Познавательные УУД
1. Вычитывать все виды текстовой информации.
2. Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста; основной и дополнительной информации).
3. Подробно излагать содержание текста.
Личностные результаты:
Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
Оборудование и материалы
Мультимедийная презентация, сигнальные карточки, карточка - журнал для самооценки
Использованные источники и литература:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1-я. – М.: Баласс, 2010
2. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010.
3. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. Пособие для начальных классов. М.: «Грамотей», 2005.
Подробный конспект урока
1-й этап. Организация урока. Мотивация учащихся
Учитель:
- Что такое изложение?
Учащиеся:
Изложение – это передача на письме своими словами маленьких рассказов и отрывков художественной прозы.
- Умеете ли вы писать изложения? Существуют ли для этого какие-то секреты, правила?
Учащиеся:
- Мы считаем, что никакие правила работы над изложением не нужны. Каждый ученик может избежать речевых неточностей, раскрыть тему и получить отличные знания, если у него хорошая память.
Учитель:
- Попробуйте найти ошибку в следующем изложении ученика: «Днем в нашем доме отключили электричество. Вечером я посмотрел по телевизору новый фильм».
Учащиеся:
- Нет логической связи между событиями.
Учитель:
- И это очень распространенная ошибка при письме.
Следующий отрывок: «На тренировке Вася пробежал большую дистанцию. Вася пришел тренироваться»
Учащиеся:
- Здесь нарушена последовательность действий, их нужно поменять местами.
Учитель:
- А бывали ли у вас такие случаи? Еще отрывок: «Кот спит на диване. Он очень пушистый» Или: «Все собрались на массивное мероприятие. Ребята с трудом передвинули массовый шкаф»
Учащиеся:
- Здесь ученик допустил несколько речевых ошибок.
Учитель:
- Так как избежать подобных проблем при написании изложения?
2-й этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
-Учитель:
- Излагать свои мысли красиво и грамотно – большое искусство, которому следует серьезно учиться. Чтобы работа ученика получила признание, а сам ученик получил удовольствие за свой нелегкий труд, он должен работать последовательно, шаг за шагом приближаясь к цели. На каждом этапе вы должны будете себя оценивать. Для этого вы будете заполнять журнал после каждого пройденного испытания. (Приложение)
Сформулируйте цель нашего урока.
Сообщение темы и целей урока.
Формирование новых знаний.
Общая беседа по теме:
- Этот человек служил России почти полвека, начав службу в 18 лет капралом и закончив её генералиссимусом русской армии – это чин, который только в исключительных случаях присваивался полководцам.
Назовите его имя. (Александр Васильевич Суворов)
- Что вы можете рассказать о нем?
Ученики:
- Национальный герой России, русский полководец.
- Он не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере.
- Один из основоположников русского военного искусства.
Певец Олег Газманов сказал о Суворове такие слова:
Он Россию любил,
Он России служил,
Был он дерзок и смел.
И никто не забыл,
Как он брал Измаил,
Как геройски всегда воевал!
(На карте отмечены города: Москва, Санкт-Петербург, Благовещенск)- Место рождения Суворова: г. Москва.
Место смерти: г. Санк – Петербург.
- С его именем связано множество побед русской армии. Немало известно и интересных случаев, произошедших с великим полководцем. Вот один из них.
3-й этап. Усвоение новых знаний
Первичное чтение текста хорошо читающим учеником. Упр.100, с.52
«Попал солдат Прошка в денщики к фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову. Обрадовался и думает: «Повезло! Не надо рано вставать! Благодать!»
Но в четыре часа утра будят Прошку, трясут за ногу. Открыл он глаза, а над ним Суворов стоит, велит притащить воды холодной. Принёс солдат, и фельдмаршал начал обливаться. Посмотрел на Прошку и говорит: «А ты что же? В здоровом теле – здоровый дух!»
После обливания вывел Суворов денщика на луг, побежал и кричит: «Догоняй!» Бегает за фельдмаршалом солдат, догнать не может, а Суворов смеётся.
Тяжело начинал службу Прошка. Потом привык, привязался к фельдмаршалу и до конца своих дней честью и верой служил Суворову».
4-й этап. Первичная проверка понимания услышанного.
- Почему текст называется «В здоровом теле – здоровый дух»?
- Как по-другому можно озаглавить текст?
Александр Васильевич Суворов от рождения был слабым и болезненным. Но в течение всей жизни он закалялся и тренировался. Чтобы приучить себя к холоду, он по несколько часов ходил обнаженным, обливался холодной водой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло.
Беседа по тексту.
Блиц-опрос «Проверяй-ка»
Учитель:
- Сейчас мы проверим вашу память, следовательно, вашу готовность уже писать изложение. Просигнализируйте знаком «+» согласие или несогласие «-»:
- Солдат Прошка попал в денщики? «+»
- Фельдмаршал вставал поздно? «-»- По утрам Суворов обливался холодной водой? «+»
- Солдат и Суворов бегали друг за другом? «-»- У Суворова было хорошее настроение? «+»
- Прошка долго служил Суворову? «+»
5-й этап. Закрепление знаний.
- Сколько частей в этом тексте? (4). Попробуйте разделить текст на части по уже готовому плану.
Попал Прошка в денщики.
В здоровом теле – здоровый дух.
а) Обливание холодной водой.
б) Пробежка по лугу.
Честью и правдой служил Прошка Суворову.
Составление рабочих материалов, работа со словарем.
6-й этап. Физкультминутка под музыкальное сопровождение.
Руки в боки, руки шире.
Раз, два, три, четыре!
Сейчас попрыгать мы решили:
Раз, два, три, четыре!
Потянулись – выше, выше…
Приседаем – ниже, ниже…
Встали – присели,
Встали – присели!
А теперь за парты сели.
7-й этап. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель:
- Передавая услышанный текст своими словами, вы можете помнить смысл сказанного, но забыть какие-то конкретные слова. В этом случае вам поможет подбор близких по значению слов – синонимов.
«Выдержи экзамен! Стань генералом!»
Работа в парах.
Лексическая подготовка по подбору синонимов.
Благодать – очень хорошо
Велит - приказывает
Притащить - принести
Честью и верой – честно, преданно
Привязаться – быть преданным кому-либо
Учитель:
- Вы искусно справились с этим заданием, выдержали экзамен на звание генерала, пора принять участие в первых сражениях. А в них может произойти все, что угодно: в случае опасности командир должен быстро принимать решение по спасению своих солдат.
Следующее задание на орфографическую подготовку. Распределите слова на орфограммы и проведите спасательную операцию.
Работа в группах.
I группа – слова с безударными гласными, проверяемые ударением:
трясут – тряска воды - воды
стоит – стоя холодной - холод
притащить – тащит обливаться – облить
посмотрел – смотрит говорит – говор
побежал – бег смеётся - смех
кричит - крик тяжело – тяжесть
до конца – кончик привязался – вяжет
II группа – слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, буквосочетания:
солдат
денщик
фельдмаршал
потом
III группа – слова с орфограммой в приставках:
притащить побежал открыл
посмотрел догнать привязалсяобливаться
8-й этап. Контроль и самопроверка знаний.
Практическая часть.
Индивидуальная работа для сильных и слабых учащихся
а) Пересказ текста по каждому пункту плана, целиком (сильный ученик пересказывает весь текст, слабые ученики по каждому пункту плана (по слайду 8)
б) Пунктуационная подготовка «Встань во главе войска»
Работа по вариантам:
I в: подбор предложения к схемам с объяснением постановки знаков препинания
А: «П!»
Проверка:
После обливания вывел Суворов денщика на луг, побежал и кричит: «Догоняй!»
II в: подбор предложения к схеме с объяснением постановки знаков препинания.
А: «П?»
Проверка:
Посмотрел на Прошку и говорит: «А ты что же?»
Задание всему классу:
[ ], а [, ]Проверка:
Открыл он глаза, а над ним Суворов стоит, велит притащить воды холодной.
Итоговое чтение (Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова).
Самостоятельная работа по написанию изложения, (при закрытых текстах).
Проверка написанного.
9-й этап. Итог урока.
Чтение вслух некоторых работ.
Рефлексия деятельности на уроке
Игра «Да - Нет»
Учитель:
- Получили ли вы сегодня теоретические знания по написанию изложения?
- Понимаете ли вы теперь необходимость их соблюдения?
Сможете ли вы изложить текст четко, логично и грамотно, опираясь только на свою память?
- Всегда ли соблюдаете изученные правила на практике?
Готовы ли вы рассказать о своей работе, сравнить ее с образцом, найти и исправить неточность?
- Успешно ли мы решили поставленную в начале урока задачу? Достигли ли мы цели?
Пусть глупый учится на своих ошибках, умному достаточно чужого опыта!
10-й этап. Информация о домашнем задании.
Инструктаж по его выполнению:
Проиллюстрировать одну из частей текста.
Творческое задание: придумай и допиши окончание рассказа. Что потом произошло с героями?