Обобщение опыта работы:выступление Коммуникативно-личностное развитие детей — как профилактика школьной дезадаптации

Коммуникативно-личностное развитие детей - как профилактика школьной дезадаптации.
Выполнила: Аникина Галина Витальевна, педагог-психолог.
МБОУ коррекционная школа- интернат №8 г. Саяногорск.

Практика работы с детьми социального риска развития криминальных нарушений поведения и алкоголизации, школьной дезадаптации показывает, что эти состояния, связанные с деструктивными социальными воздействиями, нельзя изучать, а, следовательно, и воздействовать на них на основе только какого-либо одного, например, педагогического, психологического или клинического подхода. К основным методам психокоррекции относят суггестивные методики (самовнушение) и гетеросуггестивные- внушение, проводимое педагогом, врачом и психологом, и дидактические методики психокоррекции. На практике все эти методы переплетаются, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Для профилактики, диагностики, социальной терапии и реабилитации таких детей необходимы:
Сочетание социально-профилактических, психологических терапевтических методов, включая интеграцию социально-профилактического и антинаркотического подхода;
Междисциплинарное взаимодействие специалистов - педиатра, детского психиатра, медицинских психологов, работников социальных служб в целях охраны психического здоровья детей на уровне первичного звена;
Опора в профилактической и коррекционно-реабилитационной деятельности на ресурсы семьи, помогающие воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.
Синонимом терминов «профилактика нарушений несовершеннолетних» и «антинаркотическая профилактика» является понятие «предупреждение» (превенция). Именно в сферу ранней профилактики входит оказание социально-психологической и социально-клинической помощи детям с наркологическими проблемами и криминальным поведением. Объектом ранней профилактики является предупреждение таких социальных, психологических и медико-биологических условий, которые определяют высокий риск воздействия безнадзорности и связанной с ней криминальной среды.
Существует две основных модели обучающих программ первичной профилактики:
Программа достижения социально-психологической компетентности (основная цель - выработать навыки эффективного общения);
Программа обучения жизненным навыкам (основная цель - выработать навыки ответственного принятия решений) .
Формирование жизненных, социально-психологических навыков (навыков социальной компетентности) является одним из основных компонентов профилактики наркотизма, правонарушений.
Программы формирования жизненных навыков обязательно включают обучение эффективному общению, уверенности в себе, управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми, решению проблем, критическому мышлению, принятию решений, осознания негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им, постановке целей, оказанию помощи окружающим. Участие детей в общественной жизни предоставляет учащимся позитивные ролевые модели.
Одним из факторов успешной коммуникации и взаимодействия является взаимопонимание партнеров. Дети могут испытывать трудности в общении не только со сверстниками, но и с воспитателями, учителями. Практически у каждого ребенка возникает чувство внутренней скованности в общении. Для развития навыков общения, эмоциональной сферы целесообразно использовать различные игры и упражнения, которые можно проводить индивидуально или в группе со сверстниками.
Первая группа игр и упражнений направлена на преодоление замкнутости, скованности, а также состояние мышечной релаксации. Это очень важно, так как только свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен. Например, игра «Насос и мяч». Игра может проводиться в группе или индивидуально. Один из участников (может быть, взрослый) становится насосом, другой – мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети с силой издают звук «шш-ш», возвращаясь в исходное положение. Этот этюд можно проводить в парах. Игра направлена на осознание чувства напряжения и расслабления, чувства осознания взаимодействия с партнером при работе в парах. Еще примеры игр этой группы: «Походки». Детям предлагается изобразить походки различных людей и животных: пройтись, как глубокий старик, как лев, как котенок, как по горячим углям, как клоун с гирями и т.д. Также этой цели служат этюды: «Пилка дров», «Зеркало и обезьяна», игры: «Только вместе!», «Друг к дружке!», «Щепки на реке»(109,Лютова, Монина,122.), »Что нового» и много других. Упражнения на релаксацию: «Лимончики», «Карандашик – кисточка», «Волшебный сон», «Радуга», «Шишки» и другие.
Вторая группа – игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
Например, игра «Иностранец». Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предлагаем ребенку пообщаться с гостем, показать ему свою комнату, свои книги, пригласить пообедать, естественно, не употребляя слов. Также игры: «Через стекло», или, изобразить какой либо этюд: пошел дождь, а ты без зонтика; подай мне книгу с верхней полки шкафа, дай попить и др. Хорошие игры, которые разыгрываются в различных возрастных группах: «Изобрази сказку, фильм, этюд». После таких игр обязательно должна быть рефлексия, т.е. осознанное отражение (анализ) своих действий, мыслей, поступков.
Третья группа игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Знакомство с выражением эмоций начинаем с игры «Раскрась свои чувства». Ребенку предлагается рисунок схематичного человека – сказочного героя. Сказочный герой может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Ребенку или детям предлагается раскрасить эти чувства:
Радость – желтым цветом;
Счастье – оранжевым;
Удовольствие – зеленым;
Гнев, раздражение – ярко-красным;
Чувство вины – коричневым;
Страх – черным.
В игре «Пиктограммы» дети знакомятся с изображением эмоции: «радость», «ярость», «гнев», «грусть», «злость», «удивление», «печаль».
На каждом занятии обыгрывается упражнение «Игры с внутренней бесконечностью». При выполнении заданий, объединенным под этим названием, участники имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом, дети приобретают опыт переживания различных эмоциональных состояний.
Сядьте на стульчик так, как котенок, который греется на солнышке.
Все встают и идут по кругу, как гордый лев по пустыне.
Сядьте так, как сидит обезьяна, которая впервые увидела себя в зеркале.
Встанут и пойдут, как идет кошка, поймавшая мышь.
Сядьте на стульчик так, как собака, ждущая своего хозяина.
Сядьте так, как сидит Золушка, которую не пустили на бал.
Полетайте как бабочка вокруг очень красивого цветка.
Зарычите как лев, который увидел добычу.
Попрыгайте, как кролик, увидавший цветную капусту.
Нахмурьтесь, как злая волшебница.
В этих этюдах можно находить самого похожего, использовать соревновательный момент.
Четвертая группа – упражнения, направленные на развитие внимания к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
«Кто Я?» ребенок старается дать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?» Для описания самого себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое упражнение начинается с местоимения «Я». Это упражнения «Незаконченное предложение»:
1.Я люблю, когда
2. Я боюсь, когда
3 Я мечтаю
4. Когда я злой
5. Когда меня обижают, я
6.Когда я чего-то не могу, я
Упражнение «Рисуем себя». Предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас, в прошлом и будущем. Обсудить детали. Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребенке по сравнению с прошлым и что ему хотелось бы изменить.
Пятая группа – игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям. Диагностика «Прояви сочувствие». После проведения диагностики разбираем все вопросы и варианты ответов. Например, твой друг потерял любимую вещь, как ты отнесешься к этому, как проявишь свое сочувствие:
1)Не будешь бросать, где попало! Т. е позлорадствуешь? или
2) Она все равно никуда не годилась, станешь утешать его? Или ты по-настоящему посочувствуешь и поможешь делом своему другу?
3) Давай поищем вместе.
«Игры в правила», различные психокоррекционные и психотерапевтические сказки, чтобы можно было оттуда позаимствовать правила: авторские сказки И.В. Стишенок: «Ласточка», «Горошинка», «Коряга», «Пряник» и т. д.
«Правила доброты»:
Помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.
Прощать ошибки других;
Не жадничать;
Не завидовать;
Жалеть других, сочувствовать.
«Правила честности»:
Сказал – сделай;
Ошибся – признайся;
Забыл – попроси прощения;
Не можешь сказать правду – объясни почему;
Не выдавай чужую тайну:
«Правила вежливости»:
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя, прощайся;
Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идешь и когда вернешься;
Не капризничай не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
Полезно разыграть различные ситуации из реальной жизни, например: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты нагрубил учительнице, а теперь хочешь извиниться» и другие.
Совместными усилиями всех педагогов, работающих с детьми, происходит коммуникативно-личностное развитие, формируется общая установка относительно способов регулирования поведения детей,. Она исключает жесткое давление, провоцирующее агрессию подростка, негативные оценки его личности, предполагает гибкое соотношение запрещаемого и разрешаемого.
Таким образом, рассмотрены практические приемы и методы, направления работы с детьми социально отклоняющегося поведения. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения учащихся во многом зависит от того, насколько успешно работает система, охватывающая семью, образовательное учреждение, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление социально-отклоняющегося поведения.



Литература:
Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. М., 2004г.
Майорова Н.П. Чепурных Е.Е. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. С-П., 2002г.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995г.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? часть1-4. М.,1998г.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. С – П., 2005г.
Стишенок И.В. Сказка в тренинге. С-П., 2006г.
15