Методическая разработка Преодоление коммуникативной дезадаптации у детей с речевыми нарушениями посредством театрализованной деятельности

Методическая разработка



Преодоление коммуникативной
дезадаптации у детей
с речевыми нарушениями
посредством театрализованной
деятельности




составила: учитель-логопед МБОУ
«Школа-интернат № 9» г.Сарова
Егорова Е.Ю.


«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
Сухомлинский В. А.

В последнее время вопрос несформированности у детей коммуникативного поведения, инфантильности, неумении строить партнерские отношения в детском сообществе и т. д. вызывают особую тревогу у педагогов, психологов, а также родителей. Проблема коммуникативной адаптации детей, имеющих нарушения в развитии речи, приобретает особую актуальность потому, что, по мнению многих ученых, занимающихся данным вопросом, существует достаточно четкая взаимосвязь между языковой и коммуникативной способностью. Несформированность речевых и коммуникативных умений приводит к снижению потребности в общении, неумению ориентироваться в ситуации диалогического общения.
Гуманистический подход к образованию в современном обществе предполагает переоценку ценностей в направлении межличностного общения, осознания коммуникативных проблем. Все большее значение приобретают исследования межличностного взаимодействия, диалогического общения, общения ребенка со взрослым. Л. С Выготский отмечает, что проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру».Основной путь коррекции недостатков коммуникативного развития проходит через нормализацию общения, причем главный акцент делается на том, что изучение и организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должны строиться на основе становления их как субъектов общения, в контексте социальной ситуации развития.
Коммуникативные проблемы обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебной и бытовой деятельности, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское общество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений. Без своевременной коррекции недостатков коммуникативной сферы в психическом развитии ребенка могут сформироваться стойкие отклонения, которые могут стать причиной стойкой социально-психологической дезадаптации.
Проблема коммуникативной адаптации детей, имеющих нарушения в развитии речи, приобретает особую актуальность потому, что, по мнению многих ученых, занимающихся данным вопросом, существует достаточно четкая взаимосвязь между языковой и коммуникативной способностью. Несформированность речевых и коммуникативных умений приводит к снижению потребности в общении, неумению ориентироваться в ситуации диалогического общения. Учитывая психологические особенности данной категории детей, необходимо подчеркнуть, что для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделить использованию творческих видов деятельности, в том числе театрализованной деятельности в структуре арттерапии.
Изучение практики специальных учреждений показало, что театрализованная деятельность как средство коррекции пока еще не получила должного применения. Она используется без необходимого учета специфики коррекционной работы при речевых отклонениях. Материалы исследовании по данной теме обычно ограничиваются признанием значения театрализованной деятельности как средства развития творческого воображения ребенка.
Театрализованная деятельность оказывает психо-терапевтическое воздействие; обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы, нарушение когнитивной (познавательной сферы), нарушение аффективной
(эмоционально-волевой) сферы. Участие в театрализованной деятельности определяет не только эмоционально-личностную структуру ребенка, характер его взаимоотношений с окружающими в воображаемой ситуации общения, но в огромной степени и мотивационно-волевые компоненты, активизацию всей его психической активности.
Театрализованная деятельность способствует развитию:
- монологической и диалогической речи;
- различных способов общения со сверстниками;
-психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- адекватного межличностного общения;
-отношения ребенка к себе (самооценка);
-умения отождествлять себя с различными образами;
- познавательных процессов;
-эмоционально – личностной сферы;
-эмпатии.
Эмпатия – условие организации совместной деятельности с окружающими через умение распознавать эмоциональное состояние по мимике, умение ставить себя на место другого, умение находить адекватные способы реагирования на веселье или печаль, выразительные движения и речь.
Принципы коррекционной работы, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность  это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).


Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы:
1.  Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности ребенка и его активности через наличие ситуации выбора, незавершенности образа, его неожиданности и проблемности, постановка цели.
2. Принцип творческой направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
4. Принцип интегративности, характеризующийся связью театрализованной деятельности с речевой, художественной, музыкальной и др. Согласно новым требованиям ФГОС речь как средство общения и культуры подразумевает обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие интонационной культуры речи.
5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач.
Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности: 1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. 2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. 3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности

Критерии для развития речи посредством театрализованной деятельности:
1.  Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество).
2.  Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.
3.  Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
4. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
5.  Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Программа «Арт – фантазия» под редакцией Э.Г. Чуриловой
«Арт-фантазия»  это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок  как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Содержание программы «Арт – фантазия»
1-й раздел – «Театральная игра»  направлен не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
 2-й раздел – «Ритмопластика»  включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел – «Культура и техника речи»  объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
- дыхательные и артикуляционные упражнения.
- дикционные и интонационные упражнения.
- творческие игры со словом
·.
 4-й раздел – «Основы театральной культуры»  призван обеспечить условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
 5-й раздел «Работа над спектаклем»  базируется на сценариях (инсценирование сказок, пьес).
Программа «Театр творчество дети» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)
Цель программы развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста и возможностей детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства.        Ведущий принцип программы вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания.
Задачи:
- совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
– развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.;
– закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
– совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения;
– поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест, речевую интонацию;
– воспитывать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности через постановку музыкально – драматических спектаклей.
Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

Содержание работы по театральной деятельности:
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Упражнения на речевое дыхание
Ритмопластика
Игры на развитие двигательных способностей
Музыкально-пластические импровизации
Имитация движения с элементами звукоподражания
Чтение произведений со звукоподражанием
Скороговорки
Упражнения на воображение
Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий
Игры на превращения
Инсценировка потешек, стихов, сказок
Рассказывание сказок с использованием «су-джок»
Составление диалога, сказки
Рассказ сказки от имени героя или от своего имени;
Ритмический этюд
Специальные театральные этюды и упражнения
Хороводные игры.
Разделы театрализованной деятельности
- Различные виды настольного и кукольного театра (би – ба – бо, плоскостного, теневого, пальчикового, конусного, перчаточного и т.д.).Театр «Су-джок»
- Различные виды игр: сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые и игры – инсценировки как основа для игр– драматизаций, игры – импровизации.
- Представления (спектакли): масочный и костюмированный театры, театр «из нагрудников» и др.
Классификация театрализованных игр
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Методические приемы:
1.Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
2.Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
3.Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
4.Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
5.Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
6.Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
7.Проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
8.Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.
9.Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
10.Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Знания, умения и навыки, формирующиеся в процессе театрализованной деятельности
-Разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини – сценок
- Владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами кукольного театра
- Обогащение знаний о театре, театральных костюмах, профессиях
-Формирование навыков изготовления атрибутов, кукол, элементов костюма

Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через игровую деятельность. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка, прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - это та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. По словам К.С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою».
Общение с театром оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, что естественно повышает эффективность коррекционной работы. Разнообразные игровые ситуации, созданные с учетом конкретных коррекционных задач, побуждают ребенка к свободному речевому общению, оно становится более интенсивным и продуктивным.
Вместе с героями игр - драматизаций дети реально, субъективно переживают эмоциональные состояния различных модальностей, предавая их с помощью вербальных и невербальных (экспрессивных) средств. Это делает театральную игру школой эмоций. Кроме того, сам процесс общения с театром дает ребенку сильный позитивно окрашенный эмоциональный заряд
Индивидуальный эмоциональный опыт фиксирует запреты и предпочтительные формы контакта с окружающим миром через социально-нравственные нормы, отражающие опыт других людей, присутствующий в любом театральном сценарии. Поведение ребенка организуется по сложному кодексу коммуникативных правил контакта.
Основные мотивы, побуждающие ребенка к коммуникации, связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышает собственную самооценку ребенка, помогает развитию уверенности, самостоятельности, веру в собственные силы. Театрализованная деятельность стимулирует развитие реальных внутренних мотивов, которые обязательно включают мотивацию успешности, продвижения вперед.
Театральная игра обеспечивают новый шаг в углублении и активизации коммуникативного взаимодействия с окружающим миром. Конкретным приспособительным смыслом игры является налаживание эмоционального взаимодействия с другими детьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Коллективная театральная игра обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью ребенка, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих в конкретной коммуникативной ситуации.
В процессе театрализованной деятельности ребенок имеет возможность использовать все средства, позволяющие ему реализовать свои коммуникативные потребности: экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации (тембр, ритм, высота, выразительность голоса), выразительные движения тела (пантомимика)), предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения) Работа над образом включает в себя использование всех этих выразительных и изобразительных средств в разных вариациях и интерпретациях
Театрализованная деятельность создает для ребенка такие условия, когда ребенок может передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку в выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. В театрализованной деятельности происходит активное развитие диалога как формы социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги являются идеальными, «правильными», т.е. выверенными хронологически, логически, эмоционально. Выученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.
Применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции речевого развития детей за счет комплексного аффективно – коммуникативного воздействия. Её применение как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, экспрессивной речи и воображения, формирование основ образного мышления детей. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения.











13PAGE 15