Аттестация педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог.


Аттестация педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог.
В деле обучения и воспитания,
во всём школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя».
К.Д. Ушинский.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Одной из функции профессионального стандарта является мотивирование педагога на постоянное повышение квалификации.
Основной задачей педагога, претендующего на установление квалификационной категории, является описание и представление специалистам (экспертам) аттестационной комиссии результатов профессиональной деятельности.
Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников условно может быть разделена на 4 этапа:
подготовительный;
этап формирования аттестационного дела;
экспертный этап (всесторонний анализ профессиональной деятельности педагога);
заключительный.
Педагогический работник самостоятельно принимает решение о прохождении процедуры аттестации в целях установления квалификационной категории.
Для взвешенного принятия такого решения педагогам рекомендуется ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к профессиональным компетентностям педагогических работников, а также необходимо знать требования профессионального стандарта. С этой целью в помощь аттестующемуся педагогу разработаны информационные листы для оценки результатов профессиональной деятельности в процессе аттестации в целях установления квалификационной категории по должностям «учитель» (с учетом специфики деятельности педагога начальной школы, основной школы), с учетом специфики деятельности учителя русского языка и учителя математики). В информационном листе прописаны трудовые действия и необходимые умения по каждому разделу профессионального стандарта, выделены критерии оценки профессиональной деятельности, для педагогов, претендующих на установление первой и высшей квалификационных категорий, а в столбце «источники информации» прописаны документы и материалы, подтверждающие фактическое исполнение трудового действия.
На основании проведенной самодиагностики результативности профессиональной деятельности педагогический работник готовит заявление для аттестации в целях установления первой/высшей квалификационной категории. В заявлении педагогический работник указывает квалификационную категорию и должность, по которой он желает пройти аттестацию. Кроме того в заявлении в лаконичной форме излагаются результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории по соответствующей должности.
Развернутое описание результатов своей профессиональной деятельности педагогический работник представляет в приложении к заявлению. По сути, приложение к заявлению является самоанализом профессиональной деятельности, оно пишется в произвольной форме, однако акцент делается на результаты профессиональной деятельности педагогического работника. Такое приложение к заявлению является ценным источником информации для специалистов аттестационной комиссии Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
Для всесторонней оценки результатов профессиональной деятельности педагога в процессе аттестации важным источником является представление руководителя образовательной организации.
Кроме заявления педагогический работник самостоятельно заполняет лист самооценки педагогической деятельности. Листы самооценки разработаны для должности «учитель» с учетом специфики работы учителя начальной и основной школы и отличаются по содержанию.
Приступая к заполнению листа самооценки, педагогическому работнику необходимо внимательно прочитать инструкцию по работе с ним и ознакомиться со шкалой оценки, затем, читая предлагаемые суждения, оценить свою деятельность, поставив в соответствующем столбце балл. В практической деятельности педагог в силу объективных обстоятельств может не выполнять те или иные трудовые действия, например, не работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья или детьми, для которых русский язык не является родным, в связи с чем, в столбце «балл» ставится «0». Для аттестующихся на первую квалификационную категорию максимальный балл по каждому критерию – «2», для аттестующихся на высшую квалификационную категорию максимальный балл по каждому критерию – «3». Важной составляющей листа самооценки является «комментарий педагога». В этом столбце в лаконичной форме необходимо обосновать выставляемый балл, приведя конкретный факт, цифровое подтверждение. После заполнения листа самооценки педагогический работник ставит подпись и дату. Представленные педагогическим работником документы составляют его аттестационное дело.
Заключительный этап.
Процедура аттестации педагогического работника завершается принятием решения аттестационной комиссией Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края об установлении первой или высшей квалификационной категории по указанным в заявлении должностям. Решение аттестационной комиссии оформляется приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
Учителя нашей школы в 2015 году проходили аттестацию в соответствии с новыми требованиями Профессионального стандарта «Педагог», перед аттестацией были пройдены курсы по теме «Подготовка к аттестации педагогических работников в рамках апробации профессионального стандарта педагога в базовых образовательных организациях» в объёме 16 часов, всем учителям удалось удачно пройти курсы и получить удостоверения.Знания, полученные на курсах, оказали огромную помощь аттестующимся педагогам.