Формирование системы профессионального роста в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

Формирование системы профессионального роста в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.


С 1 января 2017 года внедряются новые Профессиональные стандарты педагога.
Профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к преподавателю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Стандартизация - процесс постоянный в любом ремесле. Сегодня мы переживаем период активной новой стандартизации в системе образования. Профессиональный стандарт –характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Зачем нужен профессиональный стандарт?
Стандарт – способ реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагогического работника.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
В профстандарте учитываются не только современные реалии российского образования, а по замыслу разработчиков и международные нормы. Это повышение статуса непрерывного образования, применение разнообразных форм, методов и средств ИКТ в организации образовательного процесса. С другой стороны, профстандарт впервые нормативно закрепляет основные и специальные педагогические характеристики квалификации работающего педагога, создающие основу для его постоянного саморазвития и непрерывного обучения. В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагогический работник должен постоянно демонстрировать своим студентам, становится умение учиться.
Отличительным моментом профстандарта можно назвать то, что сегодня в рамках одной образовательной организации обучаются все категории студентов: и с выдающимися способностями, и лица с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда повышенное внимание к программам воспитательной работы, в том числе специализированным и индивидуальным. Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Поэтому предстоит большая работа по доведению своей квалификации до уровня требований профстандарта. Как можно поступить:
1. Самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог анализирует, каким требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.
2. Анализ проблем педагогов на методических комиссиях и определение возможности решениях их на уровне образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещение уроков, мероприятий, передача опыта и т.д.
3. Анализ подготовки педагога администрацией. На основе анализа посещенных уроков, мероприятий, результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.
4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех сторон и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление плана индивидуальной образовательно-методической траектории педагога: что, когда, где, за чей счет и т.д. Далее предстоит реализовать намеченные мероприятия в довольно короткие сроки. Формы здесь всем известны: самообразование, курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, стажировки, работа в мастер-классах, дистанционное обучение и т.д.
Введение нового профессионального стандарта преподавателя должно неизбежно повлечь за собой качественное обновление педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях СПО. Новый профессиональный стандарт преподавателя СПО создаёт для участников образовательного процесса «платформу перезагрузки». Чтобы соответствовать требованиям стандарта, преподавателю необходимо быть готовым «перепроецировать» свою деятельность в позицию результативности деятельности, а главное – убедить себя в необходимости этой работы.
По мысли авторов профессионального стандарта, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации при приёме на работу и при аттестации преподавателя, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к преподавателю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага. Предполагается, что общенациональный проект стандарта будет дополнен региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности территории. Не исключается дополнение профессионального стандарта преподавателя внутренним стандартом образовательной организации в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ. Иными словами, стандарт определяет собой фундамент в педагогической профессии: тип, характер, функции, содержание и результаты деятельности. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации и предлагая критерии её оценки.
Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» установлены следующие трудовые функции преподавателя СПО:
преподавание по программам СПО и дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию;
разработка и обновление программно - методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО;
организация учебной деятельности обучающихся; по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО;
педагогический контроль и оценка процесса и результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО;
ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО;
проведение профориентационных мероприятий со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся по программам СПО.
Деятельность современного преподавателя СПО должна охватывать изучение общих вопросов технологии обучения и формирования способности комплексно и адекватно применять художественно- технологические, педагогические, психологические и другие знания и умения при решении методических задач при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.
Существенным изменениям подверглись, на мой взгляд, критерии эффективности деятельности преподавателя профессионального образования, которые учитывают теперь не только показатели учебной деятельности обучающихся на соответствие содержанию и качеству подготовки выпускников требованиям ФГОС СПО.
В обязательные критерии педагогической деятельности входят:
образовательные достижения обучающихся;
сформированность профессиональных и информационно- технологических компетенций обучающихся;
профессиональные достижения преподавателя;
круг полномочий преподавателя;
ориентированность преподавателя на практическую и самостоятельную составляющую содержания образования, обеспечивающую формирование компетенций;
индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности;
осуществление мини исследований;
степень проектирования содержание образования;
самодиагностика и самооценка профессиональной деятельности;
профессиональное развитие и содержание портфолио преподавателя;
признание высокого профессионализма преподавателя обучающимися и их родителями;
использование инновационных образовательных технологий;
обобщение опыта работы преподавателя, наличие авторских публикаций, выступления в СМИ и поддержка функционирования сайта ОУ;
организация деятельности обучающихся по профилактике правонарушений;
реализация социокультурных проектов;
реализация программ дополнительного образования;
работа по повышению условий безопасности в образовательном учреждении;
общественная деятельность преподавателя.
В целях соответствия требованиям профессионального стандарта, преподавателю СПО просто необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучая не только новейшие достижения в области профессиональной педагогики, этики и психологии профессионального образования, но и быть компетентным в областях инженерной психологии и эргономики, IT- технологиях, профессиональном менеджменте и маркетинге.
Одним из ведущих направлений деятельности преподавателя профессионального образования становится освоение технологии проектирования занятий теоретического и практического обучения. Внедрение практико-ориентированных педагогических проектов в учебный процесс рассматривается как необходимое условие активизации всех участников образовательного процесса. Не смотря на то, что в настоящее время новый профессиональный стандарт широко обсуждается на разных уровнях, необходимо не только ознакомление с ним, а всестороннее изучение и принятие как руководство к действию самими преподавателями системы профессионального образования.
Профессиональный стандарт педагога призван раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. В эпоху быстрой смены технологий речь идет о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Для реализации новых целей и содержания образования, преподавателя необходимо готовить к работе в сетевой образовательной среде. Ключевой характеристикой такого образования становится не передача знаний и технологий, а формирование компетентностей в деятельности, готовность к повышению уровня профессиональной компетентности. Следовательно, сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса – одна из актуальных тем, связанных с профессиональным развитием.
Чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым преподавателем», тем быстрее и качественнее у него будут формироваться профессиональные компетентности.

Список использованной литературы.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс].- URL: www. adu.ru.
История создания профстандарта «учитель»// http://novaya-shkola.su/svezhie-stati/pochemu-vedenie/profstandarta-perenesli.html









13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715