Статья. Современные подходы к проектированию урока как основа получения результата в соответствии с требованиями ФГОС.
Современные подходы к проектированию урока как основа получения
результата в соответствии с требованиями ФГОС
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!!!
Н. Рыленков Уже не один год мы плывём по океану знаний под девизом «Стандарты нового поколения!». Каждое новое поколение должно быть совершеннее предыдущего, ибо мудрецы учатся на собственных ошибках, анализируют их и предлагают кое-что новое, более оригинальное, а главное, продуктивное.
Отличительной особенностью нового стандарта является его направленность на обеспечение перехода от ретротрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, подготовке их к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и усиления воспитательной функции образования.
При переходе на новые стандарты перед учителем возникают вопросы, связанные с проблемой выбора учебника, по которому должно осуществляться обучение для достижения соответсвующих требованиям ФГОС результатов. Я выбрала академический школьный учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой.
Нет предела совершенству, но это современное пособие удобно во многих отношениях. Разворот учебника напоминает интернет-страницу со "всплывающими окнами", которые дополняют основной материал: "Советы помощника", "Это интересно", "Из истории языка", "Школа чтения", «Лингвистические игры, задачки». В учебнике учтены все требования новых стандартов (ФГОС). Есть дифференцированные задания, тесты для текущей аттестации. Мне и моим пятиклассникам интересно заниматься по этому учебнику. А чего не хватаем, мы сами доделываем, додумываем, даём зелёный свет нашим творческим возможностям.
Главная образовательная задача современного обучающегося – уметь учиться, учиться самостоятельности в том числе. С этой целью использовать не только учебник, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формированию ответственного отношения к учению и познанию, формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Метапредметные результаты предполагают способность самостоятельно планировать путь достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, осуществлять контроль своей деятельности, применять и преобразовывать знаки, символы, схемы для решения учебных и познавательных задач, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре, в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения собственных мыслей. Предметные результаты включают освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области.
Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, в гармоничном взаимодействии, роль учителя при проведении современного урока немного корректируется. Он не только наставник, он старший коллега, который спрашивает совета и делится своими мыслями, каждый во время урока имеет право голоса.
Составление сценария урока – задача весьма трудоёмкая, но при этом увлекательная. Согласно новым стандартам необходимо постоянно помнить о новом подходе в подаче материала. Здесь помогает опыт неравнодушных к своему делу коллег, вовремя пробиваются собственные ростки мысли.
«Сведения науки не следует сообщать учащемуся, но его надо подвести к тому, чтобы он сам находил, самостоятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный…», - так писал ещё в девятнадцатом веке немецкий педагог-демократ Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм. Таким путём сегодня идём и мы.
Как рассказать об инфинитиве в пятом классе, чтобы обучающимся было интересно чтобы цель была достигнута, чтобы начатый путь в изучении материала ученик захотел продолжить.
Начинаю урок всегда с настроя. Использую рифмовки коллег и подстраиваю их под тему урока.
Начинается урок!
Должен он пойти вам впрок!
Учитесь тайны открывать,
Старайтесь всё всегда понять,
Ответы полные давать,
А за работу получать
Любимую оценку «пять»!
Тема «Инфинитив» - вторая тема в разделе «Глагол». Поэтому прошу выписать все глаголы, поставить к ним вопросы, определить число и лицо глагола. (Вот такие вопросы можно задать во время работы: Сколько глаголов вы нашли? По каким признакам искали? Как определить лицо глагола? Всё ли получилось? У скольких глаголов вы не смогли определить число и лицо? Что можно рассказать о таких глаголах? Сколько вопросов можно к ним поставить?). Из восьми глаголов у пяти нельзя определить ни число, ни лицо. Из курса начальной школы обучающиеся вспоминают, что это неопределённая форма глагола, она же – начальная форма глагола, а на уроке появляется ещё одно название этой формы – латинское слово «инфинитив». Имена разные, а суть одна. Так обучающиеся самостоятельно с небольшими поправками формулируют название темы урока.
Далее работаем с теоретическим материалом, предложенным учителем и учебником.
Приходим к выводу, что инфинитив – процессуальный признак, он не указывает, к кому конкретно этот признак относится. Используя эту форму глагола, мы обобщаем, подчёркиваем всеохватность понятия, вневременность его (Хорошо лежать на травке! Всем хорошо, хорошо и сегодня, и завтра, то есть всегда.) Следует прилично себя вести. (Так всегда и всем надо поступать). Надо беречь книги (Всем надо следовать совету). Теория записана на слайде презентации, в учебнике, обучающиеся самостоятельно объясняют все эти научные формулировки, корректируют ответы одноклассников, дополняют. В процессе рассуждений делаются очень интересные открытия.
Познакомившись с вопросами инфинитива, проверяем теорию на практике. В словарной работе в начале параграфа смешаны глагольные формы, мы выбираем только инфинитив. Безусловно, кто-то ошибётся, но тут помогают только два вопроса что делать? что сделать? Очень внимательные ученики следят за правильностью выполнения работы.
Работа со словарём, со справочной литературой – неотъемлемая часть многих уроков. Логично, что в конце учебника нет специальных словарей, ведь согласно новым стандартам должно быть больше самостоятельности, включается поисковый метод, умение использовать различные ресурсы. В классе есть различные словари, поэтому в любой момент можно к ним обратиться. Упражнение 374 представляет собой словарную статью. Есть задание в упражнении про помету, которая указывает на то, что глагол «плотничать» отвечает на вопрос что делать? Это помета – несов.
В учебнике пятого класса нет информации про вид глагола (Она появится только в шестом классе). Это одна из тайн сегодняшней темы урока, которая должна быть раскрыта так, чтобы запомнить навсегда.
Есть замечательное правило жизни, известное нам по книге В. Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Всего четыре инфинитива, два несовершенного вида обозначают действие, не имеющее результат, а два глагола совершенного вида – действие, предполагающее результат. На мой взгляд, удачная фраза как для усвоения теоретического материала, так и для рассуждения о глубоком смысле этого совета мудрого человека.
В параграфе 51 в теме «Время глагола» при работе с таблицей, зная, что такое вид глагола, ученики смогут легко догадаться, какие глаголы могут образовать разные формы времён. В случае затруднения обратиться следует к упражнению 374 с пометой «несов».
Выполняя упражнение 376, присматриваемся к внешнему виду инфинитива, находим различия, определяем окончания. Работа усложняется дополнительным заданием составить с глаголами в инфинитиве словосочетания. Работать предстоит в парах, поэтому есть возможность посоветоваться, помочь друг другу, оценить свою работу, работу одноклассников. Всплывающее окно со смайликом «Лингвистическая задача » помогает проверить уровень внимательности. Предложено отыскать ошибки ученика, который поторопился назвать все слова инфинитивом «ползти, крути, идти, пути, вести» и др. Очень хорошее задание, проверяющее внимательность, способность анализировать, делать выводы. Текст физкультминутки тоже содержит инфинитивы, которые можно сосчитать. Можно предложить придумать физкультминутку самостоятельно ученикам, команды давать чёткие, лаконичные, с использованием инфинитива. Незнакомое в начале урока слово инфинитив постепенно становится близким и удобным в работе.
Сфера употребления инфинитива обширная. Обращаемся к народной мудрости, выполняем задание «Допиши пословицу» и объясняем, почему именно глаголы в ифинитиве чаще всего там встречаются. (Любишь кататься - люби и саночки возить. С умным разговаривать - что меду напиться. Не бойся медлить, бойся остановиться. Медленно идти - лучше, чем стоять. Надо трудиться, а не лениться. Умеешь ссориться, научись и мириться). Обращаем внимание на две синонимичные пословицы «Не бойся медлить, бойся остановиться. Медленно идти - лучше, чем стоять». Связываем эти пословицы с советом «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В течение урока ребята формулируют цель (цели) урока, этап «Рефлексия» повторяет эти цели. На данном этапе проверяется речевая компетенция учащихся. Во-первых, обучающиеся друг другу готовят вопросы, и уже по этим вопросам понятно, как ученики читали теорию, как слушали, что запомнили, как умеют оформлять свои мысли. Во-вторых, они делают выводы о том, что узнали нового и чему ещё надо научиться. В конце урока предлагаю подвести итоги и закончить фразы: «Сегодня на уроке я узнал…», «Я понял, что…», « Я хотел бы…». По полноте этих фраз и качеству ответа можно судить об отношении ученика к уроку, об уровне его обучаемости.
Домашнее задание стараюсь давать дифференцированное, но с условием, что все должны познакомиться с тем заданием, которое не выполняли. И обязательно предлагаю прокомментировать оценки, даю возможность высказать свою точку зрения. Отрадно, что никто не натягивает себе оценку и сейчас уже не обижается на замечание одноклассника.
Итак, попробуем подвести итоги. Что необходимо учитывать при проектировании урока, соответствующего требованиям ФГОС ООО?
Тема урока, цели учебной деятельности формулируются обучающимися. Осуществляются рефлексивные действия. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. Активно применяется технология диалогического общения, в рамках которой обучающиеся учатся ставить и адресовать вопросы. Создаётся атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Оцениваются и поощряются даже минимальные успехи каждого обучающегося. Поощряется собственная позиция обучающегося.
Обучение русскому языку, рассматриваемое как процесс языкового, речемыслительного, духовного развития школьника посредством организации системы учебных действий, развития личности школьника путём включения в различные виды деятельности обеспечивает формирование в процессе образования компетентной личности, способной решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Личности, умеющей самостоятельно решать жизненные проблемы, выстраивать взаимоотношения с другими людьми, самореализовываться, принимать ответственные решения.
Список использованной литературы
1. Академический школьный учебник. Русский язык. 5 класс. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. «Просвещение», 2015.
2.Википедия. (http://ru/wikipedia/org)
3. 10. Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В.: «Учитель», 2014.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные тех- нологии: Учебное пособие. – М.: Народное обра- зование, 2010 г.
5. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС. – М., 2012 г.
В оргкомитет по проведению
муниципальных педагогических чтений
от Павловой Елены Михайловны
учителя МБОУ СОШ № 28 с УИОП
города ВОРОНЕЖА
ОО
ЗАЯВКА
Прошу принять материалы для участия в муниципальных педагогических чтениях работников образовательных организаций.
Дополнительно сообщаю название кластера и тему выступления.
Кластер: Кластер 3: «Новые стандарты – новые результаты образования»
Тема: Современные подходы к проектированию урока как основа получения
результата в соответствии с требованиями ФГОС
С положением и порядком муниципальных педагогических чтений ознакомлен(а).
Выражаю свое согласие со всеми условиями, изложенными в положении.
Даю разрешение на внесение информации в базу данных и использование материалов в некоммерческих целях для размещения в сети Интернет, буклетах и периодических образовательных изданиях с возможностью редакторской обработки.
13.03.2016 года Павлова Е.М.
/дата/ /подпись/