Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как фактор развития личности обучающегося»


Воспитатель ГБУ «КРОЦ»
Корнильева С.Ю.

1 – й слайд
«Коммуникативная компетентность педагога как фактор развития личности обучающегося»
2 – й слайд
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им» - Георг Гегель .
Современная практика обучения и воспитания подрастающего поколения, стимулирует педагогов к поиску методов и способов организации внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающих полноценное развитие личности, реально подготавливающих их конструктивному взаимодействию в современном обществе, усиливающих значимость формирования коммуникативной культуры как основы общей культуры личности. В настоящее время чрезвычайно популярным становится понятие коммуникации. Результативность внеурочной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.
3 – й слайд
Коммуникативная компетенция включает в себя способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями в коллективе.


Коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия.
4 – й слайд
Составляющими данной компетенции являются:
Письменная коммуникация
Публичное выступление
Диалог
Продуктивная групповая коммуникация
            «Чтобы стать успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно говорить!» Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
5 – й слайд
Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой коммуникативной компетентностью:
быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёре;
стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;
уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;
владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или передать её партнёру;
большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;
высокий статус, популярность в том или ином коллективе;
умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;
способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава.
Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности педагогов обусловлена той ролью, которую занимает грамотное общение в профессиональной деятельности воспитателя. Эффективность модернизации системы образования напрямую зависит от уровня профессионализма педагогов, одной из базовых характеристик которой выступает коммуникативная компетентность. Актуальность деятельности по формированию коммуникативной компетентности обусловлена тем, что обучающиеся с ОВЗ, не всегда умеют чётко выразить мысль, их речь недостаточно выразительна, образна. Есть проблемы в ведении диалога (в умении строить высказывание, использовать аргументы, доказательства).



Коммуникативная компетентность трактуется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно – желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому.
6 - й слайд (коммуникативный стиль личности)
7 – й слайд (зачитать)
Чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть коммуникативным и компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к деятельности и характеризует его профессионализм, поэтому каждому педагогу нужно стремиться к данному стилю личности 8 – й слайд (сингерический стиль)











Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Необходимым условием также является важность самосовершенствования, саморазвития, ибо педагог живет до тех пор, пока он учится.             Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных обучающихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
9, 10, 11 – й слайды
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее ее готовность решать проблемы, коммуникативные задачи, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, средствами привлечения адекватных для их решения компетенций, наличие мотивации, коммуникативных способностей, определенных свойств личности и психических состояний. Душевно неграмотен тот, кому ничего не говорит выражение чужого лица, кто не заметит радости или печали в чужом взгляде Нужно уметь читать по лицу, нужно учиться этому, особенно воспитателям.
12, 13 – й слайд
Воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в коллективе, детской группе, работе с родителями. Поэтому небходимо проводить работу над совершенствованием у воспитателей следующих коммуникативных умений:
- публично выступать
-создавать атмосферу сотрудничества
-регулировать отношения между детьми
-управлять своим поведением
-четко и убедительно излагать свои мысли
-понимать внутреннюю позицию
-владеть демократическим стилем общения
-целенаправленно строить общение и управлять им
- разумно и своевременно перестроить свои мысли с учетом ответной реакции.
И завершить свое выступление хочу словами Э. Асадова
Пусть слова сверкают золотом.
И не год, не два, а целый век.
Человек не может жить иначе.
Человек – на то и человек!
14 – й слайд
15 – й слайд








Литература
1.     Анисимова Е.Е. Лингвинистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизированных текстов). М.2003
2.     Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов/ Н.В.Бордовская, А.А.Реан-М.: Питер, 2000 – 304 с.
3.     Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М., 2002
4.        Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций. М., 2002