Статья Единый урок безопасности в сети Интернет
Единый урок безопасности в сети Интернет
Сегодня информационный поток обрушивается на нас с большей силой, чем десять, двадцать лет назад. Мы стали ко всему относиться проще, более сдержанно и апатично. Нас по-настоящему сложно заставить слушать, чем-то поразить, изумить или что-то выполнить. И всё это неспроста, ведь ежедневно мимо нас пролетает бешеный поток многотомной информации, а оценка значимости информации зависит от нашего внимания. И тот поток информации, который пройдёт через наш мозг, через наш «личный фильтр», через наш внутренний мир и делает из нас Индивида. Какой "информационный фильтр" имеется у ребёнка? Какая информация останется, а какая безвозмездно исчезнет, улетучится, зависит только от самого ребёнка. И сегодня основным поставщиком информации является Интернет.
Все мы живём в мире "Виртуальной среды" и "Виртуальной реальности". Произошла "Виртуализация" всех отношений в обществе. Большинство ребят основную часть личного времени проводят в "Виртуальной", "Искусственной" информационной среде или как сейчас говорят - в "виртуальной реальности", в ней учатся, общаются, ругаются, влюбляются, играют, даже работают. Жизнь без Интернета представить себе стало невозможно. Все прелести Интернета: общедоступность информации, мгновенные сообщения, on-line конференции, чат, скайп, социальные сети, видео on-line, обучение становится тоже on-line... Плюсов работы с Интернетом действительно много, за что мы можем сказать «огромное спасибо» новым информационно-коммуникационным технологиям, компьютерным гениям и технологическому прогрессу.
Но есть и обратная сторона медали: потеря реальности, уменьшение коммуникативных навыков, отрешённость от мира действительности, бесконтрольность доступа к информации сомнительного качества, даже порой к пагубной информации, общедоступность видео любой тематики, завлекательные виртуальные туры мошеннического характера, сайты с призывами к суициду. Перечисленные проблемы касаются всех, и взрослых, и что самое ужасное, – наших детей.
Не подвластен возрасту ребёнка интерес к компьютерным технологиям, к Интернету. Беря во внимание, что львиная доля информационного потока воспринимается визуально, тяга детей к экранам компьютера вполне объяснима. Это простая детская любознательность. Но если эта любознательность с возрастом превращается в привычку, то есть опасение подсаживания на "on-line наркотик", и тогда востребуется обеспечение защиты детей от информационного потока Интернета.
На то есть свои причины. Это и "Интернет - друзья", проблемы дома или в школе, недостаток родительского внимания, плохое настроение или болезнь, неудовлетворённость собой или "виртуальная" возможность быть "супер-героем" или "кибер-гением", любовь, беспокойство, мечты, желание быть похожим на любимых героев фильмов. Одни герои спасают виртуальный мир, другие его рушат – все равно их качества являются желанием для многих. Да и переизбыток свободного времени может привести к уходу в мир Интернет. Влияние Интернета на ребёнка многозначительно. Как научить ребёнка осознанному просматриванию web-страниц? Возможно ли нам, - взрослым: учителям, родителям повлиять на выбор нужной информации Интернета? Как вести себя в Интернете? Все эти вопросы назрели на сегодняшний день и я, как педагог приняла решение о проведении в своей школе "Единого урока безопасности в сети Интернет". Урок проводился во всех классах, начиная от пятого до одиннадцатого. Все ребята с большим интересом рассказывали о своём личном восприятии Интернета как среды "обитания", "проживания", "обучения", "созидания", о своих отношениях к незыблемому объёму интернет-информации.
2413028829000В коридоре школы был организован информационный стенд «Безопасный Интернет» с самой различной информацией: памятки, советы, правила, адреса полезных сайтов для школьников.
На официальном школьном сайте http://www.kusursosh.edusite.ru/p17aa1.html была размещена информация о ходе проведения "Единого урока безопасности в сети Интернет".
С целью изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней обучающихся проведено анкетирование среди 5-11 классов. Интересные данные получились в результате опроса:
90% ребят пользуются Интернетом для общения, поиска нужной информации для учёбы;
30% для подготовки к экзаменам;
62% учащихся школы знакомы с опасностями, поджидающими их в сети, и знают, как от них защититься;
42% учащихся считают Интернет развлечением;
53% - считают Интернет - источником получения новых знаний, помощником в учёбе;
67% опрошенных знают правила этикета общения в соцсетях, но многие пренебрегают ими;
3% учащихся заходили на подозрительные и незнакомые сайты.
Для обучающихся начальных классов была проведена компьютерная игра о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес», где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.
Для учащихся среднего звена был организован просмотр учебного видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете», проведён урок «Мобильная грамотность», основной задачей которого было обучение школьников мобильному этикету, грамотности и безопасности. Урок завершился награждением участников дипломами Мобильного грамотея за активное познание современных мобильных наук.
В старших классах прошёл урок по теме «Всемогущий Интернет и его опасность», где рассматривались объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные “друзья”; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации.
Для всех классов проведён конкурс рисунков по теме «Мой безопасный интернет», в котором активное участие приняли учащиеся 5-8 классов.
Учащиеся 7-9 классов приняли участие в конкурсе составления необычного стихотворения – синквейн по теме «Интернет». В синквейнах дети пробовали фиксировать свои эмоциональные оценки, впечатления, ощущения, ассоциации со словом Интернет. Вот какие синквейны получились.
Интернет
Медленный, опасный
Развлекает, развивает, облегчает
Источник потери денег
Паутина.
(Свинобоев Саша, 7а класс)
Интернет
Быстрый, глобальный
Помогает, ищет, защищает
Восторженно воскликну я
Сеть
(Павлова Селина, 9а класс)
ИнтернетПрекрасный, чудныйУчишь, ищешь и находишьИнтернет ты просто классПаутина
(Корякин Кирилл, 9а класс)
Интернет
Умный, быстрый
Играет, смотрит, работает
Страна чудес, туда зашел и там исчез
Всемирная паутина
(Бетюнская Настя, 9б класс)
Интернет
Свободный, мощный
Общаются, знакомятся, играют
Предоставляет новые возможности
Царство
(Корякина Карина, 9а класс)
Интернет
Быстрый, удобный
Играет, скачивает, развлекает
Главный информатор в мире
Онлайн.
(Лаврова Дарья, 9б класс)
У лукоморья дуб вай-файный
Есть Интернет на дубе том.
Там виснет в аське кот мудрёный,
Отбросив песни на потом.
Там на неведомых просторах
Отлично ловит МЕГАФОН.
(Лаврова Дарья, 9б класс)
Старшеклассники приняли участие в интернет онлайн – конкурсе по кибербезопасности на сайте Сетевичок.рф, который проходил с 30 октября по 30 ноября.
Всем ребятам предложены адреса сайтов, где они могут найти для себя много интересной и полезной информации, пообщаться со сверстниками, продемонстрированы возможности детских поисковых систем, социальных сетей, адреса помощи в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015).
При обобщении результатов проведения "Единого урока безопасности в сети Интернет" можно сделать вывод, что необходимо как можно чаще проводить мероприятия, разъясняющие все "прелести" и "опасности" среды Интернет. Детская любознательность тем и хороша, что постоянно подводит нас, взрослых учителей к решению новых задач работы с Интернет-информацией. Безусловно, важно, чтобы ребёнок осознанно посещал web-странички, знал для чего он зашёл на эти web-странички, понимал, где затем использовать полученную информацию. Интернет – основной источник информации, и он никогда не заменит "натурального" общения. Реальный мир ярче и краше виртуальных забав. Ежедневная жизнь в виртуальном пространстве приведёт к коммуникативному кризису, чего нельзя допустить. Только от нашего информационного контроля будет зависеть дальнейшая жизнь детей в "киберпространстве".
И пусть в единое информационное пространство вольётся БЕЗОПАСНЫЙ Интернет!
Статью подготовила Степанова Р.А., учитель информатики МБОУ «Кюсюрская СОШ» Булунского улуса