Конспект по логопедии. Развитие связной речи Кому нужен дом?


Конспект по развитию речи 1 класс
Тема: Развитие связной речи «Кому нужен дом!»
Цель: дать учащимся представление о доме, его отличий и сходств у людей и животных, сформулировать представления о роли дома в жизни людей, животных и насекомых;
- развивать память, внимание, устную связную речь, мелкую моторику пальцев рук, фонематические процессы, желание высказывать своё мнение
- воспитывать трудолюбие и бережное отношение к своему дому
Средства обучения: презентация, разрезная картинка «человек», картинки артикуляционной гимнастики, предметные картинки животных и их дома, звуки животных, компьютер, интерактивная доска.
Ход занятия
Приветствие!
- Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постараетесь её отгадать:
В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый... (Дом) 
(показ 2 слайда - дом)
- Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
- Сегодня мы познакомимся с различными домами и узнаем, кто в них живёт.
Артикуляционная гимнастика.
- А ещё есть домик для нашего язычка. Как он называется? Кто мне скажет? (ротик)
- Жил себе Язычок в своём домике. А около его домика стоял белый забор (показать зубы). Как-то утром Язычок проснулся и выглянул в окошко (показать язык). Ему показалось, что падает дождик, и он снова спрятался. Но потом посмотрел на небо (поднять язык вверх) там светило солнышко.
«А нет ли луж на земле?» - подумал Язычок (язык опустить на подбородок). И решил Язычок убрать в своём доме (надуть щёки), а потом посмотрел на часы («Часики») и лёг отдыхать (положить язык на нижнюю губу).Немножко отдохнул и начал играться («Конфетка»). Наигрался и решил поехать в гости. Сел на свою лошадку и поскакал («Лошадка»).
- Дети, я вам в начале занятия загадала загадку. Кто помнит отгадку?
- А кто знает, что такое дом?
- Перед тем как ответить на вопрос, установим правила:
- чужое мнение не повторять;
- выслушивать товарищей;
- не мешать.
(Это то место, где живут люди, животные)
- Как по - другому можно назвать дом? (здание, изба, помещение, учреждение, домик, замок, дворец)
- А для чего нужен дом? (он защищает от холода и врагов)
- Что в нём можно делать? (жить, играться, спать, есть, отдыхать, воспитывать детей)
- Из чего состоит помещение? (стены, крыша, окна и двери)
(показ 3,4 слайда – окно, двери, стены, крыша)
Знакомство с гостями занятия
Гость 1- Человек.
Задание 1.
– Соберите пазлы и вы тогда узнаете, кто живёт в доме.
(дети собирают пазлы - человек)
(показ 5 слайда – человек)
- Как человек заботиться о своём доме? (украшает, моет, заметает, вытирает)
Задание 2. Игра «Чем украсим дом?»
- Наш гость предлагает вам поиграть в игру «Чем украсим дом?»
- А сейчас выберите рисунки, которые необходимы для того чтобы создать уют в нашем доме?
(Перед детьми лежат картинки – необходимо выбрать мебель. По очереди выходят и вешают картинки на доску.)
- А с какого материала построена наша школа?
- Как её можно назвать?
Задание 4.
- Я вам показываю разные материалы, а вы мне говорите, как можно назвать такие дома?
кирпич – кирпичный дом
картон – картонный дом
стекло - стеклянный дом
солома - соломенный дом
камень – каменный дом
дерево – деревянный дом
(показ 6-11слайдов – различные материалы)
Гость 2- Звери
Задание 5
- Внимательно рассмотрите части тела и скажите, кто их потерял?
- Как их можно назвать, одним словом?
(заяц, лиса, олень, медведь)
(показ 12-15 слайдов - звери и их части тела)
Лесная физминутка
Гость 3 – Птицы
Задание 6. Отгадывание загадок.
- Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто ещё живёт в доме.
Загадки: Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (Воробей)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт:
«Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка)

Днём молчит, ночью кричит,
По лесу летает, прохожих пугает. (Сова)
(показ 17 слайда - воробей, кукушка, сова)
- Как их можно назвать, одним словом? (Птицы)
- Где живут птицы? (В гнезде, дупле и в скворечнике)
- Птицы предлагают вам поиграть в игру «Где живёт животное?»
Задание 7. Игра «Где живёт животное?»
- Вам нужно выбрать картинку и найти для этого животного домик. (Я белка – живу в дупле)
Гость 4 – Насекомые
Слайд 19 – стрекоза, бабочка, паук
- Как их можно назвать, одним словом?
- Где могут жить насекомые? (под корой деревьев, под листочками, в земле)
(показ 20 слайда – дома насекомых)
- Как можно назвать зверей, птиц и насекомых одним словом? (животные)
- Где живёт муравей?
- Где живут пчёлы?
(показ 21-22 слайдов)
Задание 8. Игра «Кто издаёт такие звуки?»
- Прослушайте внимательно звуки, и скажите, кто такие звуки издаёт?
(волк, собака, кукушка, дятел, журавли, пчёлы)
(показ 23-25слайдов – волк, собака, кукушка, дятел, журавли, пчёлы)
Гость 5 – Сказочные герои
Слайд 26 – Сказочные герои
- Где живут сказочные герои? (рукавичка, теремок, замок, ледяной домик, домик на курьях ножках )
Задание 9. Игра «Скажите наоборот»
- Давайте с вами поиграем в игру «Скажите наоборот»
1. Замок высокий, а домик …. (маленький)
2. Дом просторный, а рукавичка … (тесная)
3. В одном доме чисто, в другом… (грязно)
4. Здесь двери широкие, а тут … (узкие)
Задание 10.
- Для каждого предмета подберите дом: кошелёк – деньги, шкатулка, футляр, пакет, сумка и т. д.
- Вы убедились, что дома бывают разные. А кто мне скажет, что их объединяет? (Дома защищают и оберегают)
Итог занятия.
- Так давайте с вами сделаем вывод: всем, всем нужен…. ДОМ.
- А на прощание я вам хочу прочитать стихотворение Агнии Барто «Дома»
Дома.На улице дождь непрерывный,А дома тепло и светло.И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло.Тут можно укрыться от зноя,Спастись от морозного дня.В хорошее место родное -Домой так и тянет меня.