Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспективная начальная школа 2 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Луховский лицей»
Рассмотрено
на заседании кафедры начального обучения
Руководитель кафедры
________________________
Великанова Е.А. Протокол №_____
от «___» _______ 2015 г. Согласовано
Зам. директора по УР
_____________________
Мардаева Т.В.
«___» ________ 2015 г.
УтвУ Утверждаю
Директор
МОУ«Луховский лицей»
______________________
Леухина С.А.
«___» __________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Окружающий мир»
2А класс
на 2015-2016 учебный год
УМК «Перспективная начальная школа»
учитель: Бочкина Маргарита Геннадьевна
2015г.
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии ФГОС, концепцией «Перспективная начальная школа», «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» и на основе авторской программы «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа», 2013).
Преподавание курса окружающего мира 2 класса осуществляется в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373).
Программой начального общего образования, по окружающему миру развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа»
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными боками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, с людьми, обществом и природой.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико - ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметов способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Во 2-м классе учащиеся знакомятся с тем, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и её движением вокруг Солнца. Во 2-м классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе источников информации об окружающем мире.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Приоритетная задача курса 2-го класса - вызвать интерес к изучению родного края, дать первоначальное представление о Родине , познакомить с терминами «государство», «государственные символы : герб, гимн, флаг», Красная книга», «права и обязанности граждан», «законы страны».
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация
межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
– на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
– участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
– социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место предмета в учебном плане
Срок реализации данной программы - 1 год. Она рассчитана на учащихся
2 класса МОУ «Луховский лицей».
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках окружающего мира используются электронные образовательные ресурсы.
Учебный план МОУ «Луховский лицей» отводит на изучение окружающего мира во 2 классе по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год. Каждая новая тема начинается с вводного вопроса (или задания), цель которого – повторение и углубление учебного материала. Заканчивается тема заданиями или вопросом для системного обобщения материала. Предусмотрены задания повышенной сложности. Кроме того, курс предусматривает 4 экскурсии и 3 практических занятия.
Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
2-й класс
изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Личностные Метапредметные Предметные
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли;
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи времён года;
демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие (животные);
сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние – двулетние - многолетние растения; цветковые – хвойные – папоротники, мхи водоросли; выделять их отличия;
характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений. Делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
использовать оглавление, словарь и тесты учебника и хрестоматии. Интернет для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;
понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звёздах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклад и обсуждать полученные сведения;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детёнышам диких животных);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах ;
называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города);
описывать достопримечательности Московского Кремля;
использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы; День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет - адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правила личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
окружающий мир
Развернутое тематическое планирование
№
п/п Наименование раздела и темы урока Планируемые результаты обучения Возможные виды деятельности учащихся Дата проведения
план факт
Освоение предметных знаний Универсальные учебные действия 1 Мир живой и неживой природы.
Письмо экологов школьникам.
Ч.1с.6-8 Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности
Группировать объекты природы по отличительным признакам. 02.09 2 Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. Экскурсия.
Ч.1с.9-10 Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы 5. Использование иллюстративного материала учебника.
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности
Группировать объекты природы по отличительным признакам.
Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях.
Оценивать конкретные ситуации поведения в природе. 05.09 3 Мир живой и неживой природы. Советы старших.
Ч.1с.11-12 Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые
5. Использование иллюстративного материала учебника. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности
Группировать объекты природы по отличительным признакам. 9.09 4 Особенности работы
на пришкольном участке. Экскурсия Наблюдения явлений природы
по сезонам года 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.
13.Оценивать характер взаимоотношений людей в группах. Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях.
Оценивать конкретные ситуации поведения в природе. 12.09 5 Книги – наши друзья.
Ищем ответы на вопросы в учебнике
Ч.1с.13-14 Разные источники информации,
необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
5. Использование иллюстративного материала учебника.
6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.
16.09 6
Опыт и наблюдение
Ч.1с.15-16 Разные источники информации,
необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
5. Использование иллюстративного материала учебника.
6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. 19.09 7 Земля. Модель Земли
Ч.1с.17-20
Х.с.7-11 Форма и размеры Земли. Глобус.
Северный и Южный полюсы 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты, выделять их основные признаки.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. Работать с готовыми моделями (глобусом).
23.09 8
Почему на Земле день сменяется ночью?
Ч.1с.20-23
Х.с.12-14 Северное и Южное полушария.
Суточное вращение Земли 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. Сравнивать и различать день и ночь, времена года.
Характеризовать движение Земли относительно Солнца, и его связь со сменой дня и ночи. 26.09 9 Звёзды и созвездия
Ч.1с.23-28
Х.с.15-20
Звёзды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведица 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.
Характеризовать особенности звёзд и планет. 30.09 10 Планеты
Ч.1с.29-32
Х.с.21-26 Планеты Солнечной системы.
Планеты земной группы 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. 03.10 11 Движение Земли вокруг Солнца
Ч.1с.33-34 Годовое движение Земли. Високосный год 6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. Сравнивать и различать день и ночь, времена года.
Характеризовать движение Земли относительно Солнца, и его связь со сменой дня и ночи. 07.10 12 Как связаны живая и неживая природа?
Ч.1с.35-41 Тела природы. Планета Земля и её положение в Солнечной системе 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Приводить примеры веществ, описывать их.
Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности 10.10 13 Условия жизни на планете Земля.
Ч.1с.41-44
Х.с.27-28 Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле (свет, тепло, воздух, вода) 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. 14.10 14 Свойства воздуха
Ч.1с.45-49
Х.с.29-30 Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества. 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.
8.Определять характер взаимоотношений человек с природой, находить примеры влияния на здоровье и безопасность человека. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.
Характеризовать свойства воздуха.
Оценивать чистоту воздуха. 17.10 15 Кому и для чего нужна вода?
Ч.1с.50-52
Х.с.31-32 Состояние веществ: твёрдое, жидкое, газообразное 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды.
Оценивать чистоту воды. 21.10 16 Вода и её свойства
Ч.1с.52-58 Круговорот воды в природе.
Три состояния воды 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды.
Оценивать чистоту воды. 24.10 17 Обобщение по теме
«Свойства воздуха и воды».
Ч.1с.59-60 Свойства воздуха и воды 1.Различениизученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и воздуха.
Характеризовать свойства воды и воздуха.
Оценивать чистоту воды и воздуха. 28.10 18 Условия, необходимые для развития растений
Ч.1с.61-63 Теневыносливые, светолюбивые растения 3.Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям, делать выводы.
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений. 31.10 19 Корень, стебель и лист
Ч.1с.63-66
Х.с.33-34 Значение корня, стебля и листьев в жизни растений 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. Определять части цветкового растения.
Характеризовать их роль в жизни растений. 20 Питание растений
Ч.1с.67-70
Х.с.35-38 Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание 8.Определять характер взаимоотношений человек с природой, находить примеры влияния на здоровье и безопасность человека. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений.
Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). 21 Обобщение по теме
«Солнце, воздух, вода
и …растения».
Ч.1с.71-72 Разнообразие растений 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. 22 Цветковые и хвойные растения
Ч.1с.73-75
Х.с.39-45 Цветок – орган растения 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов. Рассказывать о роли растений.
Определять части цветкового растения. 23 Папоротники, мхи и водоросли
Ч.1с.76-80
Х.с.46-50 Разнообразие дикорастущих
растений, места их обитания 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. Сравнивать и различать дикорастущие растения.
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. 24 Красная книга России. Правила поведения на природе
Ч.1с.81-85 Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу 7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях.
Оценивать конкретные примеры поведения в природе. 25 Обобщение по теме
«Разнообразие растений».
Ч.1с.86 Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края -Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. 26 Для чего люди выращивают культурные растения?
Ч.1с.87-91 Группы культурных растений
(овощные, плодовые )
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. Сравнивать и различать культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.
Выращивание растений в группе (из семян, побегов, листа.) 27 Какие части культурных растений используют люди?
Ч.1с.92-93
Х.с.51-56 Расселение семян растений.
Выращивание культурных растений 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 28 Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
Ч.1с.94-96 Рассада.
Растения.
Сеянцы.
Сроки посадки огородных растений 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 29 От чего зависит урожай зерновых?
Ч.1с.97-100
Х.с.57 - 62 Значение зерновых культур в жизни человека 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям , делать выводы. 30 Растения сада
Ч.1с.100-102 Садовые растения. Труд людей в саду 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. 31 Сколько живут растения?
Ч.1с.102-104 Сроки жизни растений, расселение растений на новые места 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 32 Размножение растений своими частями
Ч.1с.105-106 Вегетативное размножение
Растений 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 33 Обобщение по теме
«Культурные растения. Продолжительность жизни растений»
Ч.1с.107-108 Сроки жизни растений, расселение растений на новые места.
Разнообразие растений.
1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. 34 Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?
Ч.1с.109-112
Х.с.63-66 Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. 35 Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы?
Ч.1с.113-116
Х.с.67-68 Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора грибов 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. Различать съедобные и ядовитые грибы.
36 Проверочная работа за 1 полугодие
Ч.1с.117-120 Обобщение знаний -Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
-Выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы. 37 Разнообразие животных.
Ч.2 с.5-8 Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. Различать животных используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрацией.
Характеризовать особенности диких и домашних животных. 38 Насекомые
Ч.2 с.9-11
Х.с.69-72 Растительноядные хищные и всеядные насекомые 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. Описывать внешний вид, характерные особенности .
Характеризовать способы питания, размножения;
Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания 39 Рыбы
Ч.2 с.12-14
Х.с.73-76 Приспособления рыб для жизни в воде 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. Описывать внешний вид, характерные особенности .
Характеризовать способы питания, размножения;
Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания 40 Земноводные
Ч.2 с.15-17
Х.с.77-82 Жизнь лягушек, тритонов, жаб. Амфибии и их признаки 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые Описывать внешний вид, характерные особенности .
Характеризовать способы питания, размножения;
Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания 41 Пресмыкающиеся
Ч.2 с.18-20
Х.с.83-88 Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые Описывать внешний вид, характерные особенности .
Характеризовать способы питания, размножения;
Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания 42 Птицы
Ч.2 с.21-23
Х.с.89-97 Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы. Описывать внешний вид, характерные особенности .
Характеризовать способы питания, размножения;
Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания 43 Звери
Ч.2 с.24-25
Х.с.97-104 Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые Описывать внешний вид, характерные особенности .
Характеризовать способы питания, размножения;
Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания 44 Как животные защищаются
Ч.2 с.26-28
Х.с.105-110
Различные группы животных 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. 45-46 Домашние животные
Ч.2 с.29-31
Х.с.111-118 Домашние животные 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. Рассказывать о роли домашних животных жизни людей.
Характеризовать особенности домашних животных. 47 Урок-экскурсия на станцию юннатов
Ч.2 с.32-33 Знакомство с жизнью животных на станции юннатов 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. 48 Значение диких животных
Ч.2 с.35-38 Расширить знания о диких животных 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
6.Использовать готовые модели для наблюдений, объяснений, выявлений признаков. Рассказывать о роли диких животных в природе.
Характеризовать особенности диких животных. 49 Человек в ответе не только за тех, кого приручил
Ч.2 с.39-40
Х.с.119-124 Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. Рассказывать о роли домашних животных жизни людей.
Характеризовать особенности домашних животных. 50 Заповедники или заказники родного края.
Обобщение по теме
«Человек и животные».
Ч.2 с.41-42 Охранная деятельность чело-
века на территории родного края. Экологические правила
поведения человека в природе 2.Описывать на основе иллюстрации или плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные признаки, выделять новые
-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
-Выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы. 51 Про тебя
Ч.2 с.43-48
Х.с.125-128 Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей. 52 Что умеет человек?
Ч.2 с.49-53 Человек-существо социальное
член общества 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.
Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.
53 Расти здоровым
Ч.2 с.54-59 Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека 1.Различение изученных объектов и явлений природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов, составлять таблицы.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал. 54
Питание и здоровье
Ч.2 с.60-65 Режим питания 3.Следовать инструкциям, делать выводы.
4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня. Обсуждать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. 55 От кого зависит твой режим дня?
Ч.2 с.66-69 Режим дня. Условия жизни, влияющие на здоровье человека 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы. Составлять режим дня в группах.
56 Обобщение по теме
«Человек разумный-часть природы».
Ч.2 с.70 Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека. 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.
-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
-Выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях.
Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей. 57 Чистота – залог здоровья
Ч.2 с.71-76 Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы 9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня. Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. 58 Берегись простуды!
Ч.2 с.77-79 Охрана и укрепление здоровья 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям , делать выводы.
9.Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выполнять режим дня. 59 Твоя безопасность на улице
Ч.2 с.80-85
Х.с.137-145 Дорога от дома до школы.
ПДД. Опасности, подстерегающие ребёнка при общении
с незнакомыми людьми 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
14.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. 60 Твоя безопасность дома
Ч.2 с.86-90 Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами 14.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих. 61 Обобщение по теме
«Как уберечь себя от беды»
Ч.2 с.91-92 Охрана и укрепление здоровья 14.Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих.
-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
-Выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.
62 Имя города, села, посёлка
Ч.2 с.93-97 Россия - наша Родина 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
10.Работать с картой: находить и показывать РФ, столицу, своей город и 12.Различать прошлое., настоящее, будущее, соотносить исторические даты Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе.
Показывать местонахождение столицы и других крупных городов на карте России.
Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации. 63 История Московского Кремля
Ч.2 с.98-101
Х.с.129-132
Москва- столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
12.Различать прошлое, настоящее, будущее, соотносить исторические даты Показывать местонахождение Московского Кремля. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. 64 Экскурсия в город
Ч.2 с.102-106 Предприятия, обслуживающие жителей города 4. Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
13.Оценивать характер взаимоотношений людей в различных группах. Обмениваться сведениями о родной стране, городе полученными из источников массовой информации, экскурсии. 65
Общий дедушка
Ч.2 с.107-109
Младший школьник и семья.
Правила взаимоотношения с взрослыми и сверстниками 12.Различать прошлое, настоящее, будущее , соотносить исторические даты.
13.Оценивать характер взаимоотношений людей в различных группах. Рассказывать о праздничных днях, готовить сообщение на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.
Наблюдать исторические памятники, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. 66
День Победы
Ч.2 с.110-113
Х.с.132-136 Государственные праздники.
История Отечества во время ВОВ 11.Различать государственную символику РФ, символику своего города. 67 День Конституции
Ч.2 с.114-117 Государственные праздники 11.Различать государственную символику РФ, символику своего города. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран.
Прослушивать, декламировать гимн РФ. 68 Обобщение по теме
« В родном краю».
Проверочная работа за 2 полугодие
Ч.2 с.118-121 Россия - наша Родина 10.Работать с картой: находить и показывать РФ, столицу, своей город и
11.Различать государственную символику РФ, символику своего города. Раздел 2. Учебно-тематический план.
№ Тема Кол-во
часов Экскурсии
1 Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы 6 2
2 Планеты и звёзды 5 3 Неживая и живая природа Земли 2 4 Свойства воздуха и воды 4 5 Солнце, воздух, вода и … растения 4 6 Разнообразие растений 4 7 Культурные растения. Продолжительность жизни растений 8 8 Грибы 3 9 Животные 8 10 Человек и животные 6 1
11 Человек разумный - часть природы 6 12 Как уберечь себя от беды? 5 13 В родном краю 7 1
Итого 68 4
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программу обеспечивают:
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Программа по курсу «Окружающий мир»:
Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения Кол-во Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Детская справочная литература
(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)
Методические пособия для учителя К
П
П
Д Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам естествознания
Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)
Географические и исторические настенные карты
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) Д
Д
Д
Д
К
Ф
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
Ф При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер Д
Д
Д/П
Д
Д Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир
Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения Д
Д
Д
Д
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для определения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками
Микроскоп
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Рельефные модели
Модель «Торс человека»
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, грибов, фруктов.
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников К
Д
К
К
Д
Д
К/Ф
Д
Д/П
Д/Ф
Д
Д
П
Размер каждого объекта не менее 5 см.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты ( комнатные растения, животные) Ф/П
Ф/П
Ф/П
Д Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
К
Д
Д
Д
К
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.)
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования П
П
К