Рабочая программа по окружающему миру. Перспективная начальная школа (1 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»
«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Куратор кафедры заместитель Директор МБОУ «Лицей №101»
Начальных классов директора по УВР
_______ Плотникова Е.А. _________ Дремова Е.В. ______________ Михальчук В.П.
Протокол № 6 от
24. 08. 2016 года 25.08.2016 года Приказ № 328 от 26.08 2016 года
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
предметной области «Обществознание и естествознание»
для 1 « Г»класса
начального общего образования
на 2016/2017 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы
по учебным предметам. Сост. Р.Г.Чуракова- М.:Академкнига/Учебник, 2012
Составитель:
Владимирова Людмила Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Барнаул 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253;
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38: « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253;Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей №101, утвержденная приказом директора 20.05.2016 №230
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.: Просвещение, 2011, часть1. -(Стандарты второго поколения).
Программы по учебным предметам. Примерный учебный план[Текст]: 1-4 кл.: в 2ч./Сост. Р.Г. Чуракова –М.:Академкнига/Учебник, 2012 –Ч.2
Учебный план МБОУ «Лицей №101» на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом директора от 20.05.2016 №230
Календарный учебный график МБОУ «Лицей №101» на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом директора от 26.08.2016 №327
Положение о рабочих программах учебных предметов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, принятое педагогическим советом от 20.05.2016 протокол №6 и утвержденное приказом директора от 20.05.2016 №230
Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 20.05.2016 №230
Оценивание учебных достижений обучающихся осуществляется в соответствии с Положением о системе оценивания учебных достижений обучающихся МБОУ «Лицей №101», утвержденным приказом директора от 20.05.2016 №230, и с учетом системы оценивания учебных достижений обучающихся, представленной в УМК.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам начального общего образования М.: Просвещение, 2011,«Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.1: 320 с и на основе авторской программы разработанной О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. М.: Академкнига/учебник , 2012 г
В 1 классе – 33уч.недели по 2ч. в неделю, 66ч. в год.
Выбор УМК обоснован тем, что входит в федеральный перечень стандартов, основная идея учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии с ФГОС начального общего образования, являются:
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
• формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
• развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
• воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
• формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Изменения в авторскую учебную программу не вносились.
Ценностные ориентиры содержания курса
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
• поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Количество тематических, контрольных, практических и других видов работ - 1 итоговая комплексная работа.
Общая характеристика организации учебного процесса
Технологии: личностно – ориентированная; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая; развивающая; проблемная.
Методы: методы организации учебной деятельности обучающихся; методы контроля и самоконтроля; методы стимулирования познавательной деятельности.
Формы: фронтальная; парная; групповая.
Средства: технические средства; модели и таблицы; рисунки; дидактические материалы с применением ИКТ. Режим занятий - урок.
Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах, парах сменного состава и самостоятельная деятельность учащихся. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Способы и формы оценки достижения планируемых результатов
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
итоговый контроль, включающий проведение итоговой работы
Критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Условных обозначений в тексте программы не используется.
Планируемые результаты
Результаты изучения курса «Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознание себя элементом общества и государства;
осознание и принятие общечеловеческих ценностей, культуры поведения и взаимоотношений с окружающим миром;
установка на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физкультуру и закаливание;
Метапредметные результаты изучения курса:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья)
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
Предметные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающие научатся: базовый
сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
различать предметы и выделять их признаки;
проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
проводить несложные наблюдения за природными изменениями и проявлениями, как смена дня и ночи, смена времён года;
называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений)
наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времён года;
приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений)
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
Обучающие получат возможность научиться: повышенный
различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
называть органы чувств человека и их основные признаки;
называть и характеризировать условия, необходимые для жизни растений и животных;
проводить индивидуальные наблюдения и опыты исследования на выявление признаков предметов;
оказать помощь птицам в зимнее время года;
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающие научатся: базовый
проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и своё место в классе;
различать и оценивать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе: до урока, на уроке, на перемене;
оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
называть имя своего города (села, посёлка) и название своей улицы;
называть столицу России, приводить примеры её достопримечательностей;
узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна;
Обучающие научат возможность научиться: повышенный
выполнять правила поведения, которые допустимы в школе( до уроков, на уроке, на переменах) и в других общественных местах;
подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
называть имя своего края, посёлка (села, города), название своей школы, адрес школы;
называть столицу России, рассказывать о её достопримечательностях;
узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, посёлку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного города;
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающие научатся: базовый
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер (адрес) школы;
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
выполнять правила перехода проезжей части улицы;
называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул( тонкий лёд, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба)
проводить примеры распространённых шляпочных несъедобных грибов своего края;
рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы;
Обучающие получат возможность научиться: повышенный
называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или родителями;
соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
соблюдать правила безопасного поведения на улице;
соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лёд, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба)
проводить примеры распространённых шляпочных несъедобных грибов своего края;
соблюдать привила сбора лекарственных растений;
оказывать первую помощь при укусе пчелы или осы;
№ Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Примечание
1 Т Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2015
Чуракова Н. А. Ямшинина: Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 1 класс. ФГОС, М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Итоговая комплексная работа. 1 класс. Методические указания по организации и проведению. ФГОС (+ CD-ROM) Перспективная начальная школа Академкнига / Учебник,2013г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» Пособие для учителя. Под редакцией А.Г.Асмолова.М.:Просвещение, 2013 Выполнение программы осуществляется с учетом планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ - компетентности», «Основы учебно – исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Содержание тем учебного курса
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Программа 1 класса (66 ч)
Содержательный блок «Человек и природа» (49 ч)
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов,
которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое — лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения — часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок,
семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на осно-
ве наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных.
Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года. Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета
(высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Содержательный блок «Человек и общество» (17 ч)
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником. Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие
учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой.
Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке. Труд людей в осенний период года.
Наша Родина — Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия — многонациональная страна. Москва — столица России. Достопримечательности столицы — Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы). Правила поведения при сборе лекарственных трав. Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы, осы).
Обозначенные в соответствии с требованиями стандарта второго поколения содержательные блоки раскрываются через основные содержательные линии первого класса и представлены в тематическом планировании.
Содержательный блок Часы
1 Человек и природа 49
2 Человек и общество 17
3 Правила безопасного поведения Входит в состав 1и 2 блока
Содержание тем учебного курса  
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч) Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.
Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.
Живая природа (10 ч) Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные. Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места:
Природа и ее сезонные изменения (38 ч) Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.
Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.
Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.
Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
Наша родина — Россия (10 ч) Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.

п/п Разделы Количество часов Вид занятий (количество часов)
Лабораторные, практические, развитие речи/ внеклассное чтение Экскурсии Контрольные работы
1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире 8 1 1 2. Живая природа 10 1 1 3. Природа и ее сезонные изменения 38 3 4. Наша родина — Россия 10 2 1
Итого 66 Тематическое поурочное планирование
№ урока Тема урокаи тип урока Количество часов Основное содержание Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Виды
контроля
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире - 8 ч.
1.
1 неделя
сентября Знакомство с учебником.
Где живёт семья Ивановых.
Урок «открытия» нового знания. 1 Познакомить учащихся с главными героями учебника – Машей и Мишей Ивановыми; выучить с детьми адрес школы; проверить, знают ли они адрес своего дома; развивать речевые умения. — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
— оценивать значение семьи для человека и общества. Текущий
2.
1 неделя
сентября
Где живёт семья Ивановых.
Урок рефлексии.
1 Закреплять знание учащимся своего адреса; познакомить с историей родного города; развивать внимание, память; воспитывать аккуратность. — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
— оценивать значение семьи для человека и общества. Текущий
Текущий
3
2 неделя
сентября
Мы познаём мир.
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с термином «признак предмета»; первичное знакомство с органами чувств (глаза, уши, язык, нос, кожа); развивать речевые умения; воспитывать уважение к одноклассникам.Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника;
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке 4
2 неделя
сентября Мы познаём мир.
Урок рефлексии.
1 Закреплять знания учащихся об органах чувств, которые помогают познавать мир; учить определять свойства предмета; развивать мышление, внимание; воспитывать трудолюбие Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника;
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке Текущий
5
3 неделя
сентября
Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств (урок-практикум).
Урок «открытия» нового знания. 1 Повторить термины «органы чувств», «признаки предметов»; учить проводить опыты с целью определения признаков предметов с помощью органов чувств; развивать практические навыки, наблюдательность — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке Текущий
6
3 неделя
сентября
Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувства.
Урок рефлексии.
1 Закреплять знание и употребление терминов «органы чувств», «признаки предметов»; учить проводить опыты и наблюдения с целью определения признаков предметов; развивать наблюдательность и внимание; воспитывать коллективизм Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника;
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке Текущий
7.
4 неделя сентября
Что нас окружает.
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с признаками живой и неживой природы; учить различать объекты живой т наживой природы; учить выделять из объектов неживой природы изделия человека; воспитывать любовь к природе. Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника;
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке Текущий
8
4 неделя сентября Что нас окружает. (урок –экскурсия).
Урок рефлексии.
1 Закреплять умение распознавать объекты живой и неживой природы; развивать наблюдательность, логическое мышление; продолжить формирование навыков самостоятельной работы. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке
Текущий
Живая природа – 10 часов
9.
1 неделя
октября Животные – часть природы. Насекомые – часть природы.
Урок «открытия» нового знания.
1 Уточнить представления учащихся о животных( к животным относятся не только звери, рыбы и птицы, но и бабочка и стрекоза); познакомить с признаками живых организмов на примере животных; показать разнообразие животного мира; развивать речевые умения, мышление и внимание. — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
Текущий
10.
1 неделя
октября Животные – часть природы. Насекомые – часть природы.
Урок рефлексии.
1 Уточнить представления учащихся о животных( к животным относятся не только звери, рыбы и птицы, но и бабочка и стрекоза); познакомить с признаками живых организмов на примере животных; показать разнообразие животного мира; развивать речевые умения, мышление и внимание. — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
Текущий
11.
2 неделя
октября Дикие и домашние животные.
Урок «открытия» нового знания.
1 Продолжить формирование умения выделять признаки животных; развивать наблюдательность, глазомер, воображение, продолжить экологическое воспитание. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке: Текущий
12.
2 неделя
октября Дикие и домашние животные.
Урок рефлексии.
1 Познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с животными; закреплять знания о животных, воспитывать любовь к ним. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
13.
3 неделя
октября
Насекомые – часть живой природы.
Урок «открытия» нового знания.
1 Уточнить представление учащихся о насекомых; знакомство с признаками живых организмов и выявление существенных признаков насекомых; развитие речевых навыков, мышления, внимания; воспитание любви к природе. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
— работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
14.
3 неделя
октября
Растения – часть живой природы*.
Урок «открытия» нового знания.
1 Учит выделять существенные признаки объектов живой природы; познакомить с разнообразным миром растений; развивать практические умения при проведении длительных опытов; воспитывать интерес к изучению родной природы. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;
— прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;
— формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;
— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
15.
4 неделя
октября Что общего у деревьев, кустарников и трав.
Урок «открытия» нового знания.
1 Закреплять знание того, что растения – это часть живой природы; продолжить формирование умения различать растения; развивать речевые навыки, мышление; воспитывать любознательность. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;
— прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;
— формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;
— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
16.
4 неделя
октября Части растений.
Урок «открытия» нового знания.
1 Выяснить с детьми признаки, общие для всех растений, черты сходства и различия травянистых растений, кустарников и деревьев; познакомить с новыми терминами « органы растений»(корень, цветок, стебель, лист, плод, семена); развивать внимание, память и речевые умения. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;
— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
17.
5 неделя
октября Растения и их части
(урок - практикум).
Урок рефлексии.
1 Продолжить выяснять с детьми признаки, общие для всех растений, черты сходства и различия травянистых растений, кустарников и деревьев; познакомить с новыми терминами « органы растений» (корень, цветок, стебель, лист, плод, семена); развивать внимание, память и речевые умения.Знакомство с новыми терминами.
Определение отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком
Текущий
18.
5 неделя
октября Как растения расселяются на новые места.
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выявить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком. Определение отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.
Текущий
Природа и её сезонные изменения - 38ч.
19.
2 неделя
ноября
Природа и её сезонные изменения *
Урок «открытия» нового знания.
1 Сформировать представление о сезонных изменениях в природе; продолжить формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка; акцентировать внимание на признаках разного времени года; учить детей одеваться в соответствии с погодными изменениями и условиями. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
20.
2 неделя
ноября
Жизнь растений осенью.
Урок «открытия» нового знания.
1 Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал к урокам труда. характеризовать природные явления в разные времена года; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
21.
3 неделя
ноября
Жизнь растений осенью.
Урок рефлексии.
1 Познакомить детей с осенними изменениями в жизни растений; рассказать о причине листопада; учить узнавать растения по листьям и плодам; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность в учёбе. характеризовать природные явления в разные времена года; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
22.
3 неделя
ноября
Жизнь растений осенью
( урок-экскурсия).
Урок рефлексии.
1 Закрепить знание о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных изменениях природы; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы. Закрепить знания об осенних изменениях в живой и неживой природе. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Предварительный
23.
4 неделя
ноября Труд людей осенью.
Урок «открытия» нового знания.
1 Закрепить знания о сезонных изменениях в природе на примере осени; обобщить жизненные наблюдения детей о труде людей осенью в саду, на огороде; формирование навыков классифицировать предметы по группам по существенным признакам( на примере отличительных признаков плодов);научить различать овощи и плоды; развивать речевые умения. — наблюдать сезонные изменения в природе
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
24.
4 неделя
ноября Как животные готовятся к зиме.
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах; развивать практические навыки, речевые умения. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;
— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
— приводить примеры зимующих и перелётных птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
25.
1 неделя
декабря Как животные готовятся к зиме.
Урок рефлексии.
1 Закрепить знания детей о жизни животных осенью; учить устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе; показать разнообразный мир птиц; рассмотреть причины перелёта птиц в тёплые края; продолжить экологическое воспитание — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;
— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
— приводить примеры зимующих и перелётных птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
26.
1 неделя
декабря Как животные готовятся к зиме.
Урок рефлексии.
1 Закрепить знания детей о жизни животных осенью; учить устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе; показать разнообразный мир птиц; рассмотреть причины перелёта птиц в тёплые края; продолжить экологическое воспитание — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;
— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
— приводить примеры зимующих и перелётных птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
27.
2 неделя
декабря Пришла зима.
Урок «открытия» нового знания.
1 Обобщить жизненный опыт и наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы; учить соблюдать правила поведения во время зимних игр; развивать мышление, внимание, воспитывать интерес к изучению природы. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
28.
2 неделя
декабря Зима пришла (урок-экскурсия).
Урок «открытия» нового знания.
1 Учить соблюдать правила безопасности на улице в зимнее время; закреплять знание признаков наступления зимы; развивать наблюдательность и внимание; воспитывать трудолюбие. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Предварительный
29.
3 неделя
декабря Труд людей зимой.
Урок «открытия» нового знания.
1 Закрепить знания о сезонных изменениях в природе на примере зимы; обобщить жизненные наблюдения детей о труде людей зимой в поле; формирование навыков классифицировать предметы по группам по существенным признакам( на примере отличительных признаков плодов); развивать речевые умения. — наблюдать сезонные изменения в природе
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
30.
3 неделя
декабря Снежные загадки.
Урок «открытия» нового знания.
1 Дать представления об образовании и видах снежинок; закреплять знания учащихся о сезонных изменениях в природе; развивать практические навыки по проведению опытов; развивать мышление и память — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
31.
4 неделя
декабря
Жизнь лесных зверей зимой.
Урок «открытия» нового знания.
1 Обобщить и пополнить знания учащихся о зимовке животных; выявить признаки сходства млекопитающих; развивать логическое мышление; продолжить формирование навыка чтения. характеризовать природные явления в разные времена года; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
32.
4 неделя
декабря Жизнь лесных зверей зимой.
Урок рефлексии.
1 Закреплять знания учащихся о жизни лесных зверей зимой; развивать наблюдательность и внимание, воспитывать интерес к изучению родной природы. характеризовать природные явления в разные времена года; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
33.
3 неделя
января
Как помочь птицам зимой.
Урок «открытия» нового знания.
1 Обобщить жизненный опыт учащихся по наблюдением за зимующими птицами; познакомить с многообразием зимующих птиц; рассмотреть виды корма для зимующих птиц; развивать внимание, память, мышление; воспитывать ответственное отношение у природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
34.
3 неделя
января
Как помочь птицам зимой.
Урок рефлексии.
1 Закрепить знания детей о зимующих птицах; развивать речевые умения; воспитывать любовь к природе. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
35.
4 неделя
января
Есть ли жизнь в воде подо льдом?**
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с жизнью некоторых животных и растений в воде подо льдом; выделять существенные признаки рыб; рассмотреть правила безопасного поведения у водоёмов; развивать речевые умения, внимание, мышление; продолжить формирование навыка чтения. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
36.
4 неделя
января
Есть ли жизнь в воде подо льдом?
Урок рефлексии.
1 Продолжить знакомство с многообразием мира рыб; закреплять умение определять рыб по существенным признакам; развивать умение работать в группе; воспитывать бережное отношение к природе — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке
Текущий
37.
5 неделя
января
Как зимуют травы, кустарники и деревья.
Урок «открытия» нового знания.
Обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить делать выводы по наблюдениям; рассматривать внутреннее строение почек; развивать речевые умения. характеризовать природные явления в разные времена года; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Предварительный
38.
5 неделя
января
Как зимуют травы, кустарники и деревья.
Урок рефлексии.
1 Закреплять знания учащихся о жизни растений в зимнее время; учить устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой; развивать умение анализировать; воспитывать коллективизм — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке Текущий
39.
1 неделя
февраля
Учимся различать деревья и кустарники зимой(урок-экскурсия).
Урок рефлексии. 1 Познакомить детей с отличительными признаками деревьев и кустарников зимой; закреплять правила поведения в природе; развивать мышление, внимание, воспитывать бережное отношение к природе. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить— наблюдать сезонные изменения в природе Предварительный
40.
1 неделя
февраля
Пришла весна.
Урок «открытия» нового знания.
1 Обобщить и углубить опыт наблюдений детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; составить правила безопасного поведения на улице весной и вблизи водоёмов; развивать умение обобщать; воспитывать любовь к природе. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
41.
2 неделя
февраля
Какие растения весной цвести торопятся.
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с раннецветущими растениями; обобщить и углубить знания детей о жизни растений весной; выявить причины раннего цветения растений; развивать внимательность и наблюдательность; воспитывать чувство бережного отношения к природе. — работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
42.
2 неделя
февраля
Какие растения весной цвести торопятся.
Урок рефлексии.
1 Закреплять умения учащихся определять растения – первоцветы; уточнить знания о жизни растений весной; повторить экологические правила; развивать мышление и речь учащихся. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке Текущий
43.
4 неделя
февраля
Как животные весну встречают (птицы).
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей весной, выявляя связи между животными; продолжить формирование умения работать по карточкам; воспитывать интерес к изучению природы — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке Текущий
44.
4 неделя
февраля
Как животные весну встречают.
Урок рефлексии.
1 Продолжить знакомство учащихся с изменениями в жизни животных весной; закреплять знание сезонных изменений в природе; развивать умение работать в группе; воспитывать бережное отношение к природе — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке Текущий
45.
1 неделя
марта
Про больших и маленьких.
Урок «открытия» нового знания.
1 На примере развития лягушки познакомить учащихся с появлением потомства у животных; выяснить, как животные заботятся о своём потомстве( на примере поведения птиц и млекопитающих) продолжить формировать навык устного рассказа по рисунку, навык чтения. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке Текущий
46.
1 неделя
марта
Про больших и маленьких.
Урок рефлексии.
1 На примере развития лягушки познакомить учащихся с появлением потомства у животных; выяснить, как животные заботятся о своём потомстве( на примере поведения птиц и млекопитающих) продолжить формировать навык устного рассказа по рисунку, навык чтения. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— оценивать свои достижения на уроке Текущий
47.
2 неделя
марта
Лето пришло.
Урок «открытия» нового знания.
1 Обобщить знания детей об основных изменениях , которые они наблюдали с приходом лета в живой и неживой природе; познакомить с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами поведения игр в летний период. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
48.
2 неделя
марта
В лес по ягоды пойдём.
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с ягодами и их питательными и целебными свойствами, правилами сбора ягод; продолжить ознакомление с разнообразием растений; научить распознавать наиболее распространенные ядовитые растения своего края; продолжить формирование навыков чтения. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
49.
3 неделя
марта
В лес по ягоды пойдём (съедобные и несъедобные ягоды).
Урок рефлексии.
1 Закрепить умение узнавать съедобные и ядовитые растения; учить экологическим правилам сбора ягод; развивать внимание и мышление; продолжить экологическое воспитание. — Выполнять тестовые задания учебника;
— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения других учащихся Текущий
50.
3 неделя
марта
С лукошком за грибами.
Урок «открытия» нового знания. 1 Познакомить учащихся с правилами сбора грибов; учить различать съедобные и ядовитые грибы; развивать наблюдательность; продолжить экономическое воспитание — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника Текущий
51.
1 неделя
апреля
С лукошком за грибами.
Урок рефлексии.
1 Уточнить представления детей о грибах; познакомить учащихся со съедобными и ядовитыми грибами; сформулировать правила сбора грибов; продолжить воспитание ответственного и бережного отношения к природе; продолжить формирование навыка чтения; — Выполнять тестовые задания учебника;
— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения других учащихся Текущий
52.
1 неделя
апреля
Зелёная аптека.*
Урок «открытия» нового знания.
1 Закреплять знание правил сбора и использования лекарственных растений; продолжить знакомство с разнообразным миром лекарственных растений; развивать экологическое мышление; воспитание бережного отношения к природе. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить в тексте учебника ответы на вопросы;
— приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
53.
2 неделя
апреля
Лекарственные растения (урок -экскурсия).
Урок рефлексии.
1 Продолжить знакомить учащихся с лекарственными растениями, рассмотреть их целебные свойства; повторить правила сбора лекарственных трав; воспитывать бережное отношение к зелёным растениям; продолжить формирование навыка чтения; — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника Текущий
54.
2 неделя
апреля
Природа и мы.
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с терминами «экология» и «Эколог»; учить составлять экологические цепи питания; учить оценивать и поступки окружающих в природе; развивать наблюдательность, внимание, воспитывать привычку заботиться о природе и их наблюдателях. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить в тексте учебника ответы на вопросы;
— приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
— участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
55.
3 неделя
апреля
Природа и мы.
Урок рефлексии.
1 Познакомить учащихся с терминами «экология» и «Эколог»; учить составлять экологические цепи питания; учить оценивать и поступки окружающих в природе; развивать наблюдательность, внимание, воспитывать привычку заботиться о природе и их наблюдателях. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить в тексте учебника ответы на вопросы;
— приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
— участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
56.
3 неделя
апреля
Природа и мы (урок-экскурсия).
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с терминами «экология» и «Эколог»; учить составлять экологические цепи питания; учить оценивать и поступки окружающих в природе; развивать наблюдательность, внимание, воспитывать привычку заботиться о природе и их наблюдателях. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить в тексте учебника ответы на вопросы;
— приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
— участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
Наша родина — Россия – 10 часов
57.
4 неделя
апреля Наша родина – Россия.
Урок «открытия» нового знания. 1 Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном селе;; воспитывать любовь к родному краю; познакомить с государственной символикой России: гербом, флагом, гимном; воспитывать чувство патриотизма. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
58
4 неделя
апреля Наша родина – Россия.
Урок рефлексии. 1 Текущий
59.
5неделя
апреля
Москва – столица нашего государства.
Урок «открытия» нового знания. 1 Познакомить учащихся с историей столицы нашей страны; рассмотреть основные достопримечательности Москвы; обобщить знания учащихся о гербе Москвы; развивать речевые умения, внимание; продолжить патриотическое воспитание. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
—рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;
— узнавать достопримечательности столицы;
— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
60.
5неделя
апреля
Москва – столица нашего государства. Достопримечательности Москвы.
Урок «открытия» нового знания.
1 Продолжить знакомство учащихся с историей создания Царь-колокола, Царь-пушки; формировать умение работать с картой, планом, рисунком; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родине. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;
— узнавать достопримечательности столицы;
— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
61.
1неделя
мая
Экскурсия в город
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с историей родного края, которая отражена в постройках, исторических достопримечательностях; развивать внимание, память; воспитывать любовь к родному краю. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Текущий
62.
1неделя
мая
Наш город, посёлок, деревня (урок-экскурсия.)
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с историей родного края, которая отражена в постройках, исторических достопримечательностях; развивать внимание, память; воспитывать любовь к родному краю. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Текущий
63.
2неделя
мая
Задания для желающих
стать членами клуба
«Мы и окружающий мир» усвоения новых знаний
Урок рефлексии. 1 Развивать логическое мышление, стремление глубоко вникать в смысл названия предметов, анализировать и делать выводы; формировать умение выстраивать ассоциативный ряд; воспитывать бережное отношение к природе. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Текущий
64.
2неделя
мая
Задания для желающих
стать членами клуба
«Мы и окружающий мир»
Урок рефлексии. 1 Развивать логическое мышление, стремление глубоко вникать в смысл названия предметов, анализировать и делать выводы; формировать умение выстраивать ассоциативный ряд; воспитывать бережное отношение к природе. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Текущий
65.
3неделя
мая
Красная книга России
Резервный урок
Урок «открытия» нового знания.
1 Познакомить учащихся с экологическими правилами; рассказать о редких растениях и животных; выяснить причины и цели создания Красной книги; развивать речевые умения; продолжить экологическое воспитание детей. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить в тексте учебника ответы на вопросы;
— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Текущий
66.
3неделя
мая
Чему я научился. Резервный урок.
Урок рефлексии. 1 Развивать логическое мышление, стремление глубоко вникать в смысл названия предметов, анализировать и делать выводы; формировать умение выстраивать ассоциативный ряд; воспитывать бережное отношение к природе. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Итоговый
№ урока Формы обучения Методы обучения Оборудование Примечание
1 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 2 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 3 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 4 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 5 Коллективная Наблюдения и демонстрация Инструменты 6 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 7 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 8 Коллективная Наблюдения и демонстрация Инструменты 9 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 10 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 11 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 12 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 13 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 14 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради, презентация Компьютер, проектор, экран 15 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 16 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 17 Коллективная Наблюдения и демонстрация 18 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 19 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради, презентация Компьютер, проектор, экран 20 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 21 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 22 Коллективная Наблюдения и демонстрация Инструменты 23 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 24 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 25 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 26 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 27 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 28 Коллективная Наблюдения и демонстрация Инструменты 29 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 30 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 31 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 32 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 33 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 34 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 35 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради, презентация оборудование Архимед (электронный микроскоп) Компьютер, проектор, экран 36 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 37 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 38 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 39 Коллективная Наблюдения и демонстрация Инструменты 40 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 41 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 42 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 43 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 44 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 45 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 46 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 47 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 48 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 49 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 50 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 51 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 52 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради, презентация Компьютер, проектор, экран 53 Коллективная Наблюдения и демонстрация Инструменты 54 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 55 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 56 Парная Наблюдения и демонстрация Инструменты 57 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 58 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 59 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 60 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 61 Парная Наблюдения и демонстрация Инструменты 62 Коллективная Наблюдения и демонстрация Инструменты 63 Парная Поисково-исследовательская Инструменты 64 Парная Поисково-исследовательская Инструменты 65 индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты 66 Фронтальная, индивидуальная Беседа, работа с учебником и в рабочей тетради Инструменты Программу обеспечивают:
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»
(Издательство «Академкнига/Учебник)
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник- 2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. – М: Академкнига/ Учебник. 2011
Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник -2012
Программа по курсу «Окружающий мир»:
Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 344с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Интернет - ресурсы
1.http//www.ecosystema.ru2. http//www.priroda.ru
3. http//bio. 1september.ru
4. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
5. http://www. festival. ru.
Материально- техническое обеспечение учебного предмету «Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения Кол-во Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Детская справочная литература
(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)
Методические пособия для учителя К
ППД Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам естествознания
Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)
Географические и исторические настенные карты
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) Д
Д
Д
Д
К
Ф
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
Ф При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер, цифровая фотокамера. Д
Д
Д
Д
Д/ППо возможности
При наличии
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир
Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения Д
Д
Д
Д
Д
ЦОР
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Компас.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
Рельефные модели
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, грибов, фруктов.
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников Д
Д
Д
Д
Д
П
Размер каждого объекта не менее 5 см.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты ( комнатные растения, животные) Ф/П
Ф/П
Ф/П
Д Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
К
Д
Д
Д
К
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.)
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования П
П
К
Наглядные пособия
• натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
• гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
• коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
• изобразительные наглядные пособия — таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
• географические и исторические карты;
• предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
• приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
• измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
• экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
• набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.

Лист внесения изменений.
Дата и тема непроведенного урока класс Причина (№ приказа) Восстановление Дата проведения Учитель, роспись
Условные обозначения
* - использование информационно- коммуникационной технологии
** - использование цифровой лаборатории "Архимед"