Урок ИЗО в 1 классе УМК Гармония на тему: В аквариуме есть кусочек моря…

Урок ИЗО в 1 классе УМК «Гармония» Тема урока: «В аквариуме есть кусочек моря»
Цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, применяя технику «лессировки»
Планируемые результаты:
Личностные:
- раскрытие и развитие сильных и позитивных личных качеств и умений
-учет индивидуально-психологических особенностей каждого ученика
-создание ситуации личностного переживания, успеха
- формирование нравственно-эстетического оценивания
- формирование своего Я, как я уникально сделал и нарисовал
Метапредметные:
Коммуникативные
выражение своих мыслей (выражение своего отношения к произведениям искусства)
планирование способов взаимодействия (участвовать в обсуждении, давать оценку произведениям художественной культуры, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками )
формирование и аргументация своего мнения. (участвовать в обсуждении)
Регулятивные
оценка своих действий ( выражение своего отношения к произведениям искусства, понимание роли изобразительного искусства в жизни человека, давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, оценивать работу «Я», «МЫ», «ДЕЛО»)
прогнозирование
Познавательные
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, постановка и формулирование темы, цели, задач)
анализ, синтез, сравнение (восприятие произведений искусства, понимание условности художественного образа, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать обитателей моря различной формы)
выбор наиболее эффективных способов решения задания
самостоятельное создание алгоритмов деятельности ( создание элементарной композиции на заданную тему на плоскости, передавать внешний облик обитателей морей)
Предметные:
учатся использовать технику «лессировки», узнают материалы, при помощи которых используется данная техника
учатся создавать композицию рисунка
Ход урока. 1. Мотивация учебной деятельности Окунёмся в мир искусства, В море красок и воды Кому в классе сейчас грустно? Все настроились? Молодцы!
2. Осознанное выполнение различных действий
- Где мы побывали на каникулах? (Побывали на экскурсии в Севастопольском «Аквариуме»-музее).
- Кого мы видели? (более 180 представителей морских глубин). – Назовите тех, кого вы запомнили (Это хищники, черепахи, араваны, мурены, пираньи) - Любовались ли экзотическими рыбами? Какими? (рыбами-ножами, пёстрыми «клоунами», яркими спинорогами и акулами). – Были ли представлены обитатели Чёрного моря? Перечислите их (белуги, осетры, морские скаты, камбала и другие крупные рыбы).
- Как вы думаете, для чего люди посещают музеи? (Чтобы прикоснуться к прекрасному, узнать новое и интересное, чтобы остались добрые впечатления и положительные эмоции)
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. – Как вы думаете, ребята, что мы будем сегодня рисовать? Его не вычерпать ложкой, И не засыпать песком, На нём не сделать дорожки, Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее, И ветры его стерегут, А корабли красивые, По водной глади идут. (Море и морских обитателей)
- Чему должны научиться? (Ответы детей) Но это ещё не всё, чему мы должны научиться.
4. Подготовка листа бумаги. Приём в акварели - "лессировка". Перед началом работы нам нужно подготовить лист бумаги. Показ образца учителя. – Знаете, какой приём работы с акварельными красками я использовала? Хотите узнать и научиться его выполнять? Приём этот в изобразительном искусстве называется - "лессировка". Писать лессировкой, это значит, писать тонкими полупрозрачными слоями. Этот прием используется в живописи масляными или акварельными красками, для получения интересных и необычных оттенков. В живописи гуашевыми красками этот прием не используют, так как они не являются  прозрачными красками. Положите лист горизонтально. Мы будем смешивать краску с водой в палитре. Больше используем воды, меньше краски. «Лессируем» слева направо толстой кистью. Выполняем плавные переходы от одного цвета к другому, чтобы переходы были практически незаметными. Делим мысленно лист на четыре части, используя синий, зелёный, жёлтый и коричневые цвета акварели. (Учитель выполняет показ при объяснении). Кажется, что цвета приобрели прозрачность. Теперь, нужно дать листу высохнуть. 5. Физминутка. Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб). Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны). Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния). Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем). Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо). Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи). Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила). Плывите скорее, чтоб не проглотил (выполняют плавательные движения и приседают).
6. Устная работа. – Что же вы будете рисовать в нашем морском царстве? (Ответы детей) 1). Это интересно Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете: ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питая растительный и животный мир. Море кишит жизнью, и как это ни странно, но и микроскопические, и самые крупные морские обитатели, такие как синий кит или китовая акула, питаются большим количеством пищи, невидимой невооруженным глазом, - планктоном (показ слайдов) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Медуза более чем на 90% состоит из воды; некоторые медузы могут вызывать болезненный ожог. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]У осьминога восемь щупалец; он живет на морском дне и может менять окраску, приспосабливаясь к среде обитания. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Черепаха бисса (каретта) - очень ловкий пловец; питается в основном медузами и ракообразными. Откладывает яйца в песок на берегах небольших бухт. Скат. У него сильно сплюснутое тело, из-за чего создается впечатление, что он "летает" по воде. В основном же скат живет на дне, на умеренных глубинах, где замечательно маскируется. У некоторых разновидностей ската на спине есть длинный шип, выделяющий сильный яд. Во рту, расположенном на брюхе, очень много острых зубов. Кораллы - это маленькие животные, в колониях которых насчитывается миллионы особей, обитают в тропических морях, прикрепившись к их дну. Со временем один порожденный ими известковый скелет разрастается и образует в прибрежных зонах самые настоящие коралловые рифы, о которые разбиваются волны; из-за этого между берегом и коралловым ограждением море спокойнее, как в портовой гавани. 2). Работа над загадками. (Отгадки- рисунки учитель помещает на доску) - А начнём мы рисовать с композиционного центра. - Кого же нарисуем? Отгадайте загадку.
Симпатичный он на вид, Хоть бывает ядовит! У моллюска – восемь ног. То придонный (Осьминог)
Хрустальное блюдце! Не видите блюдца? А может то зонтик лежит на волнах? В нём щупальца – спицы. А спиц тех коснуться Не каждый решиться. Обжечься есть страх! (Медуза)
Была объёмной, плоской стала, Фигуру время поменяло, И маскируется отлично! Под стать морскому дну обычно. (Камбала)
На лошадку так похожа, А живет-то в море тоже. Вот так рыбка! Скок да скок Прыгает морской... (конек)
И на суше, и в воде Носит дом с собой везде. Путешествует без страха В этом доме... (черепаха)
- Кого нарисуем на дне?
Из иглокожих, но красиво В морской пучине это диво. Пять рук обычно  -  пять лучей! Бывает хищной. Образ чей? (Морская звезда)
Вы знакомы с Морячком Ходит странно он бочком. Пятернёй своей не слаб Морячок - спешащий (Краб.)
Растут они, дети, понятно же, где? Не на земле, а, конечно, в воде. Морские бывают, речные... Не знаю, еще какие... На дне аквариума и у нас они росли. Они зовутся просто ...(водоросли) 7. Практическая работа. Поэтапное рисование сложных форм животных учителем на доске и листе – образце. Самостоятельная работа учащихся.
8. Выставка работ учащихся. 9. Рефлексия Продолжите предложения: - Я узнал (а) - Я научился (лась) - У меня получилось (не получилось) - Мне понравилось (не понравилось) – С каким настроением заканчиваете урок?
13PAGE 15


13PAGE 14415




15