Урок по географии в 8 классе. Гидрография Донбасса. Реки
Тема: Гидрография Донбасса. Реки.
Тип урока: комбинированный с элементами интегрированного.
Оборудование: физическая карта Луганской области и Украины, учебник «Родной край», фрагменты видеофильмов, контурные карты, макет реки.
Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географический словарь, индивидуальная работа на местах и в парах, практическая работа.
Дидактический материал:
Для учителя: Физическая карта Луганской области и Украины, мультивидийная презентация.
Для учащихся: Контурные карты, рабочие тетради, учебники «Родной край».
Цель урока: углубить и систематизировать знания о реках, полученных в предыдущих классах на уроках географии и природоведения; сформировать новые понятия: площадь поперечного сечения реки, скорость течения, расход воды. Воспитывать бережное отношение к водным богатствам края. Донести детям правила поведения на воде.
Задачи урока:
1. Образовательные:- повторить с учащимися понятия, ранее полученные о морфологических частях реки; ввести новые понятия; продолжить формировать умения работать с географической картой.
2. Развивающие:- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.
3. Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к природным объектам – рекам; напомнить правила поведения детей на воде.
Основные понятия, изучаемые на уроке. ПоВТОРИТЬ: река равнинная, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, устье, водораздел, уклон, падение. ВВЕСТИ НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: площадь поперечного сечения, скорость течения реки, расход воды в реке.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
На доске написаны тема и план урока:
1. Значение рек.
2. Морфологический состав реки.
3. Гидрографические особенности рек Донбасса.
4. Охрана рек.
5. Правила поведения на воде.
Учитель: Всем добрый день!
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока : «Гидрография Донбасса. Реки», конкретно географический объект, о котором сложено немало стихов и песен. (Слово «реки» прикрыто)
Учитель; - А что такое гидросфера?
Дети: - Гидросфера — это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши.
Учитель:- Мы будем сегодня говорить о гидросфере, а о какой ее части – узнаем, отгадав загадку.
Зимой скрываюсь,Весной появляюсь,Летом веселюсь,Осенью спать ложусь. (Река)
Ответ детей: - реки. ( открываем вторую часть названия темы)
.Учитель:
- Вода - чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.
А. Голубицкая.
Учитель: – А кто сегодня подготовил четверостишья о реках? ( слушаем четверостишья)
Учитель: - Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом.
Учитель:- А что означает греческое слово «графо»?
Учащиеся: «Графо» — означает «писать».
Учитель: Итак, сегодня мы будем описывать реки Донбасса.
Учитель: - Почему воду называют основой жизни на Земле? Где используется вода рек?
Ответ учащихся: Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. Богатство и разнообразие природы связано с водой. Значит, вода – основа жизни. Реки имеют большое хозяйственное значение. Пресная вода используется человеком для строительства ГЭС, бытовых, сельскохозяйственных и промышленных нужд. Вода многих рек используется для орошения полей и садов.
Учитель: - Открыли тетради, записали тему урока «Гидрография Донбасса. Реки». Цель урока: углубить и систематизировать знания о реках, полученных в предыдущих классах на уроках географии и природоведения; сформировать новые понятия: площадь поперечного сечения реки, скорость течения, расход воды; поговорим о бережном отношении к водным богатствам края. Донести детям правила поведения на воде.
Учитель: - Все вы хоть раз были на берегу реки, расскажите, что такое река? А много ли на Земле качественной пресной воды? И как надо относиться к нашим рекам, особенно малыми. Ведь они питают крупные водные артерии Земли. Река - это водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности. Пресной воды на Земле всего 1 % и не вся она пригодна для использования человеком, поэтому ее надо беречь. Чаще всего реки — это постоянные потоки воды. Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре, которое как называется?
Дети: - русло.
Учитель: - Но в районах засушливого климата, например, в Австралии или Африке, реки могут временно пересыхать. А как называют их?
Дети: - «крики» в Австралии, «вади» в Африке.
ПОКАЗАТЬ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О Р. СЕВЕРСКИЙ ДОНЕЦ. ( Стоп – кадр)
Учитель: - Посмотрите этот фрагмент фильма. Кто догадается, что это за река? Покажите ее на карте. Что бы вы могли о ней нам рассказать?
Дети: - говорят все, что знают и зачитывают характеристику р. Северский Донец в учебнике стр. 35
.Учитель: - А какие правила поведения на воде надо знать? Зачитаем стр. 36 учебника. Запомните! Надо всегда, зимой и летом, быть очень осмотрительными на воде.
Учитель: - Река имеет части, т. е. свои морфологические особенности. Какие из этих определений, вывешенных на доске вам уже известны? Исток, устье, речная долина, водораздел, правые притоки, левые притоки, речная система, бассейн реки, уклон, падение реки. Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемого речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затапливается водой во время разливов, называется поймой.
Показать схему реки и наклеить ее части на макет.
Учитель: - Как мы уже сказали, реки образуют речные системы: главная река и притоки. Как определить, какой приток левый, какой правый?
Дети: - Надо встать по направлению течения реки, лицом к устью. Если притоки впадают слева, то это левый приток, а если справа – то правые.
Учитель: - Определите по карте, куда впадает р. Северский Донец и какие реки впадают в нее?
Дети: - р. Северский Донец – левый приток Дона, а наиболее крупные ее левые притоки реки: Красная, Айдар, Деркул. А кто помнит, кто и когда впервые описал р. Северский Донец, какое название ей дали?
Дети: - Греки, Танаис, еще в 111 – 1У вв до н.э..
Учитель: - А какие левые притоки Северского Донца вы бы могли назвать?
Дети: - Лугань, Луганчик.
Учитель: - А какие реки есть в окрестностях г. Стаханова?
Дети: Смолянка, Ломоватка.
( Дети подписывают на контурной карте Украины правые и левые притоки р. Северский Донец)
Учитель: Реки подписывать от истока к устью вдоль по направлению течения. А, как вы думаете, что является водоразделом р. Северский Донец?
Дети: - Донецкий кряж.
Учитель: - А какие реки, впадающие в Азовское море, отделяет Донецкий кряж от бассейна Северского Донца?
Находим их на карте и подписываем реки: Кальмиус,……………………………..
Учитель: - Реки бывают по характеру течения горные и равнинные. Как вы думаете, какой характер течения имеет река Северский Донец?
Дети: - Равнинный.
Учитель: - Опишите по фильму р. Северский Донец. Говорят дети, а учитель подводит итог. Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость течения не более 1 м/с. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы продолжить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.
ПОКАЗАТЬ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О ГОРНОЙ РЕКЕ. ( Стоп – кадр).
Учитель: Сопоставьте реки горные и равнинные, начертите и заполните таблицу. (Об -разец таблицы уже есть на доске).
Учитель: Каковы особенности горных рек?
Дети: Горные реки берут начало высоко в горах, текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной
Реки Характер течения Рельеф Скорость течения
Горные Бурлят, пенятся Горный Быстрая
Равнинные Медленная Равнинный Спокойная
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: - теперь мы перейдем к новым понятиям.Река Северский Донец берет начало в с. Лисички на Среднерусской возвышенности на высоте 337м, а ее устье лежит на высоте 82м. Разница в высоте истока и устья называется падением. Определите.
337 м – 82 м =255 мм
Разделив падение на длину реки, получим уклон реки.
255 м : 1053 км = 25500см : 1053 км = 24,2 см/км
Такая величина уклона характерна для равнинной реки.
Используя воды реки в народном хозяйстве важно знать расход воды в реке. Для этого надо площадь поперечного сечения реки умножить на скорость реки. Как определяют скорость течения реки, мы посмотрим на фрагменте фильма, который мы сняли с ребятами в Алмазнянской балке.
СМОТРИМ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА. ( Стоп – кадр)
Учитель: - Мы посмотрели фрагмент фильма, и вы обратили внимание, как ребята определяли скорость течения реки и замеры поперечного сечения реки Ломоватки. Промеры глубин р. Северский Донец и скорость ее течения в районе
впадения в р. Дон, мы взяли из справочника.
30м__________________40м__________________________10м_______
Учитель: Площадь поперечного сечения реки можно узнать, определив площадь фигур поперечного сечения, состоящего из 2 – х треугольников и 1 прямоугольника. Площадь каждой фигуры определяем по рядам.
Площадь первого треугольника = 30м х 3м : 2=45 кв.м.
Площадь прямоугольника = 40м х 3м = 120 кв.м.
Площадь второго треугольника = 10м х 3м : 2 =15 кв. м.
Площадь поперечного сечения реки = 45 кв.м + 120 кв.м + 15 кв. м =180 кв. м
Из справочника мы знаем, что скорость течения р. Северский Донец в этом месте = 0,74 м/сек или 0,74 м/сек х 60сек =44,4 м/мин.
Узнаем расход воды 180 кв. м х 44,4м/мин =7992куб.м/мин. Для сравнения р. Ломоватка имеет около 17 куб .м/ мин.
Расход воды важно знать для того , чтобы знать сколько ее можно из реки взять. Той воды, которая находится в Северском Донце, для нужд населения не хватает. Кто знает, откуда подпитывается водой р. Северский Донец?
Дети или учитель: - Канал Днепр – Донбасс.
Словарная работа: записать значение понятия «расход воды» в тетрадь.
Физминутка.
Учитель: - Спасибо, большое за работу. Перед вами карты. Найдем и покажем все реки, которые сегодня называли и наносили на контурные карты.
3. РЕФЛЕКСИЯ
Учитель. Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?
Как вы считаете, достигли мы сегодня поставленной цели урока?
4. ИТОГ УРОКА
Как итог нашей работы на уроке, мы выполним следующее задание.
Тестовые задания, учитель диктует – дети ставят буквы.
Выберите верный ответ:
1. Поток воды, текущий в выработанном им углублении – это
а) пойма; б) река; в) русло.
2. Устье реки - это
а) граница между бассейнами рек;
б) место, где река берёт начало;
в) место, где река впадает в море, озеро или другую реку.
3. Уклон реки – это
а) начало реки; б) разница высот истока и устья; в) падение : на длину реки.
4. Питание р. Северский Донец
а) снеговое; б) дождевое; в) смешанное.
5.Правые притоки р. Северский Донец
а) Деркул и Лугань; б) Лугань и Луганчик; в) Красная и Лугань.
.Учитель: Итак, наш урок подошел к концу, надеемся, что наше путешествие по рекам Луганщины не оставило вас равнодушными. Я думаю, что оценки за урок у всех могут быть только отличными. Благодарю вас за хорошую работу на уроке. Всем спасибо.
4. ИТОГ УРОКА.
Домашнее задание:
1. Составить описание реки Северский Донец, используя план на обратной стороне картосхемы и учебник стр. 35 – 36.
2. Сопоставить карту рек Украины, на которой мы обозначали реки, перенести их на картосхему Донбасса.
План описания реки (дан с обратной стороны картосхемы). 1. Название реки. 2. К бассейну какого океана она относится? 3. Место истока, направление течения. 4. Характер течения. 5. Основные правые и левые притоки. 6. Питание реки. 7. В каких природных зонах протекает река. 8. Использование реки.
А для гостей приятная минутка – песня о нашем крае в исполнении детей.