РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (тип программы: тематическая) Информатика в играх и задачах
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Усть- Лабинскамуниципального образования Усть - Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30.08. 2013 года
Председатель педсовета
_____________ Ивлева И.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(тип программы: тематическая)
"Информатика в играх и задачах"
срок реализации программы: 2 года
возраст обучающихся: 7-9 лет
Составители учителя начальных классов:
Орехова С.Ю., Алейникова И.А.,
Можарова С.Н., Панина Е. В., Паршина О.А.,
Чурикова А.А., Смолова И.В.
1.Пояснительная записка.
Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики.
К основным целям общего начального образования относятся:
Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
Воспитание нравственных и эстетических чувств, позитивного отношения к себе и окружающему миру;
Освоение системы знаний и опыта осуществления различных видов деятельности;
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование УУД, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего периода обучения.
В тоже самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового уровня курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя информационные и коммуникационные технологии;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, учебной и познавательной, проектной деятельности.
Особое значение информатики в начальной школе связано с наличием в курсе логически сложных разделов, требующих логического, алгоритмического, системного мышления. По утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5- 11 лет. Развитие логического, алгоритмического, системного мышления будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде таблиц, схем, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование.
Современные профессии предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки можно приобрести, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Поэтому для подготовки детей к жизни в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу, синтезу.
Как утверждают многие наши психологи, школа способностей не развивает в том случае, если для детей не создается ситуация успеха, а следовательно самооценка остается низкой и не обеспечивает развития.
Все способности можно разделить на две группы: общие и специальные.
Общие способности есть у каждого ребенка, но развиты в разной степени. Общие способности практически полностью складываются к 13 - летнему возрасту. Следовательно, максимум усилий для развития способностей детей надо прилагать во время нахождения ребенка в дошкольном учреждении и во время обучения ребенка в начальной школе.
Специальные способности есть далеко не у каждого. К ним относятся художественные, музыкальные, литературные, математические, конструкторско – технические способности. Очень многое в их развитии зависит от задатков. Но, создавая условия, предоставляя каждому ребенку возможности для развития специальных способностей, можно получить положительные результаты.
Новизна данной программы в том, что она повышает уровень общих способностей учащихся, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов не только пот школьным предметам, но и по многим другим, не входящим в школьную программу.
Программа рассчитана на возраст 7-9 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.
Общий объем времени по плану на два года обучения 134 часа, I год – 66 часов, II год -68 часов.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю.
2. Тематический план программы.
№ Наименование разделов, тем Всего, час Количество часов Характеристика деятельности учащихся
1 класс 2 класс аудиторные внеаудиторные аудиторные внеаудиторные 1. План действий и его описание. 44 12 10 10 12 Сравнивать, классифицировать множества.
Планировать последовательность действий.
2. Отличительные признаки и составные части предметов. 44 12 10 12 10 Анализировать цвет, форму, размер, названия, признаки и состав предметов. Моделировать группы предметов по отличительным признакам.
Сравнивать множества по числу предметов в них.
3. Логические рассуждения. 46 12 10 14 10 Оценивать высказывания и точки зрения истинности и ложности. Решать логические задачи.
Кодировать и декодировать действия.
ИТОГО: 134 36 30 36 32 3. Содержание программы.
1 класс (66 часов)
План действий и его описание (22 часа)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки и составные части предметов (22 часа)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения (22 часа)
Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
2 класс (68 часов)
План действий и его описание (22 часа)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов (22 часа)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения (24 часа)
Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания простых высказываний.
4. Предполагаемые результаты реализации программы "Информатика в играх и задачах"
Первый уровень - приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
адекватно понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности;
правильно воспринимать оценку окружающих;
находить необходимые источники информации;
использовать знаково - символические средства, модели, схемы для решения учебных задач;
уметь предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
уметь выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать название этим группам;
уметь строить сообщения в устной форме;
Второй уровень - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
планировать свои действия;
уметь проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по разным признакам;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;
уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
работать в группе;
Третий уровень- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
5. Формы и виды контроля.
Для отслеживания динамики творческих способностей обучающихся проведение тестов ( в начале и в конце учебного года).
Для отслеживания, полученных в ходе занятий УУД, проведение текущих конкурсов творческих работ с их коллективным анализом, а так же итоговая творческая контрольная работа "Придумываем задания сами" (в конце учебного года).
Для публичной демонстрации итогов работы проведение презентации "Наше творчество" (в конце учебного года)
6. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1.
2. А. В. Горячев. "Программа по информатике и ИКТ
Москва "БАЛАСС" 2009
А. В. Горячев "Информатика в играх и задачах" Учебник-тетрадь. "Москва "БАЛАСС" 2010 1
1
2. Печатные пособия
1. Иллюстративный наглядный материал. 1
3. Технические средства обучения
1.
2. Мультимедийная установка.
Классмейты. 1
28
4. Экранно-звуковые пособия
1. Уроки "Кирилл и Мефодий" 5. Игры и игрушки
1. Настольные игры.
Детское домино, лото. 1
6. Оборудование кабинета
1.
2.
3.
4. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения книг, дидактических пособий, материалов, учебного оборудования.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. 14
1
1
1
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания № 1 Зам.дир.по УВР
МО учителей начальных классов ______ /Сидоренко Е. Н./
от ____.августа 2013г.
подпись руководителя
ШМО /Паршина О. А./ Дата «30»августа 2013г.