Консультация для родителей на тему Как помочь Вашему ребёнку справиться с психологической травмой.
Как помочь Вашему ребенку справиться с 9251950712787500психологическойтравмой?
Практическое руководство для родителей и педагогов в случае получения психологической травмы при кризисных или чрезвычайных ситуациях, потери близких, насилия
* Заверьте ребёнка, что вы сделаете всё, чтобы он был в безопасности. Ваше поведение во многом определяет то, как будет реагировать ребенок на событие.
* В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, реакция ребёнка на событие может быть разной: раздражительность, агрессивность, гиперактивность (повышение физической активности), тревожность, нарушение сна и аппетита, уход в себя (замкнутость, изменение привычного стиля поведения). В случае значительных изменений в поведении ребёнка необходимо обратиться за помощью к специалистам.
* У ребёнка могут появиться острые эмоциональные реакции (испуг, страх) на звуки, запахи, напоминающие о событии. Также могут наблюдаться соматические расстройства (головная боль, боль в животе, тошнота, головокружение и т.д.).
* Если эти реакции наблюдаются длительный период времени, прошедшего после травматического события, обратитесь к специалисту.
* Уделяйте ребёнку больше времени и внимания. Ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.
* Учитывая состояние ребенка, поговорите с ним о том, что произошло. Будьте правдивы. Скажите ему, что чувства, которые он испытывает - это нормальная реакция на травматическое событие. Ваша задача – помочь ребёнку восстановить чувство безопасности.
* Поддерживайте отношения с другими значимыми для ребёнка людьми. Узнайте, как ведёт себя ребёнок в разных ситуациях (например, в школе, на улице).
* В случае, если Ваш ребёнок не идет на контакт с Вами, замкнулся, попробуйте поговорить с ним от имени его любимой игрушки (для дошкольников и детей младшего и среднего школьного возраста). Для подростка важно, чтобы в это время рядом с ним был значимый для него близкий человек, друг.
* Ограничьте просмотр Вашим ребёнком телевизионных программ, подробно отражающих трагические события. Избыточное освещение средствами массовой информации события может оказать травматическое воздействие на психику.
* Если ребёнок в игре воспроизводит увиденные негативные события, не следует этого опасаться. Это один из способов отреагирования психологической травмы. Играйте с ребёнком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства. Помогите ребёнку благополучно завершить проигрываемую им проблему. В случае, если ребёнок вновь и вновь проигрывает травматическую ситуацию, т.е. «застревает» на ней, - обратитесь к психологу.
* Рисуйте с ребёнком, лепите, делайте аппликации, занимайтесь другими видами творчества - все это способствует снятию стресса.
* Ребёнку важно почувствовать себя нужным, значимым. Подумайте, как Вы и Ваш ребёнок можете помочь окружающим, дайте ему поручение с которым он справится.
* Придерживайтесь распорядка дня: в еде, игре, сне. Это может помочь ребёнку восстановить чувство стабильности и безопасности мира.
* В связи с пережитыми событиями у ребёнка могут возникать страхи, кошмарные сновидения. Когда вы укладываете ребёнка спать, посидите рядом с ним подольше, расскажите сказку, дайте ему любимую игрушку.
* Быть опорой своему ребенку Вы сможете, если сами эмоционально уравновешены, уверены в своих силах и можете контролировать ситуацию.
Действия педагогов при оказании первой психологической помощи ребенку
1. Оградите ребенка от негативного воздействия травмирующей ситуации, а также от любопытных глаз и ненужных расспросов. Поместите ребенка в надежное, безопасное место. Не оставляйте его одного.
2. Найдите людей, которые смогли бы помочь, поддержали бы ребенка.
3. В присутствии ребёнка сохраняйте самообладание и спокойствие.
4. Действуйте не спеша, избегая любой суетливости.
5. Предложите ребенку теплые, сладкие напитки.
6. Обеспечьте ребенка необходимой информацией, правдиво отвечая на его вопросы.
7. Дайте детям поручения, с которыми они справятся, предоставьте им свободу в принятии решений.
8. С уважением относитесь к предложениям и инициативам ребёнка.
9. Помогайте ребенку в формировании реалистичного, адекватного понимания ситуации. Постарайтесь снизить необоснованное чувство вины.