Программа внеурочной деятельности по информатике «Информатика в играх и задачах» для 8 классов»


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Факультет дополнительного образования
Кафедра методики естественнонаучного образования
и информационных технологий
Выпускная работа
по теме «Программа внеурочной деятельности по информатике «Информатика в играх и задачах» для 8 классов»
Выполнил:
слушатель группы ВТ-2
Кириллова Л.А.
учитель информатики
МБОУ «СШ№ 8
имени Н.В.Пономарёвой»
Ульяновск, 2016
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc444518104 \h 3Глава 1. Теоретический анализ проблемы. PAGEREF _Toc444518106 \h 6Глава 2. PAGEREF _Toc444518107 \h 142.1. Типы программ внеурочной деятельности. PAGEREF _Toc444518108 \h 152.2. Структура рабочей программы внеурочной деятельности: PAGEREF _Toc444518109 \h 152.3. Из опыта работы. PAGEREF _Toc444518110 \h 18Заключение. PAGEREF _Toc444518111 \h 19Библиографический список использованной литературы. PAGEREF _Toc444518112 \h 21Приложение 1.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Информатика в играх и задачах» для 8-х классов PAGEREF _Toc444518116 \h 22
Введение.Быстро развивающаяся информационная среда, инновационная экономика, всё более культурно диверсифицированное подрастающее поколение и многие другие повседневные вопросы определяют актуальность проблемы развития школьника как готовности человека к постоянному преобразованию себя и окружающего мира. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных.
В настоящее время от системы образования требуют новых подходов к обучению и развитию школьников в стремительно меняющейся среде современной школы. Несмотря на то, что проблема развития операционного мышления и творческих начал ребёнка исследуется достаточно давно, многие вопросы остаются нерешёнными. Во многом это объясняется тем, что большинство учебного времени по-прежнему отводится нетворческой деятельности. Генерирование идей, гибкость мышления и другие общие творческие способности остаются вне внимания педагога. Потребность общества в интенсивном развитии творчества каждого человека предоставляет особую роль в этом процессе именно школе. Самостоятельно мыслить, действовать в нестандартных ситуациях, оригинально решать бытовые, учебные и другие задачи – всё это должно быть подчинено идее развития алгоритмического и логического мышления школьников с тем, чтобы ребёнок мог логически выстроить план своей деятельности и алгоритмически четко выстроить алгоритм решения поставленной задачи.
В целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности  школьника   в разнообразных развивающих средах организуется внеурочная деятельность, которая является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 5- 9 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, в связи с чем является актуальным вопрос об организации внеурочной деятельности по информатике, ее целях, задачах, содержании, возможных эффективных формах и методах внеурочной работы в школе. 
В современной педагогической теории и практике существуют и противоречия:
между необходимостью интенсивного формирования операционного мышления в младшем и среднем школьном возрасте и, с одной стороны, сравнительно небольшим количеством часов, отводимых на преподавание предмета «информатика», а с другой стороны- недостаточностью современного научного и методического обеспечения данной деятельности;
Основная проблема моей работы заключается в поиске выхода из сложившейся ситуации.
Где искать выход? Конечно же, во внеурочной деятельности.
Цель данной работы - выявление теоретических и методических особенностей организации внеурочной деятельности школьников по информатике в свете ФГОС – 2 основного общего образования с целью развития у них операционного мышления. 
Объектом исследования является внеурочная деятельность обучающихся на ступени основного общего образования. 
Предмет исследования – анализ теоретических и методических особенностей организации внеурочной деятельности школьников по информации в рамках ФГОС – 2 основного общего образования. 
Для достижения цели при исследования поставлены следующие задачи: 
- изучить теоретические основы организации внеурочной деятельности школьников по информатике; 
- выявить понятие и требования к организации внеурочной деятельности в формате ФГОС - 2; 
- определить развивающие возможности внеурочной деятельности по информатике и требования к результатам внеурочной деятельности обучающихся, способы их оценки; 
- разработать и предложить вариант рабочей программы внеурочной деятельности по информатике для 8 класса (ФГОС)
- создать условия для выявления потенциальных возможностей и интересов учащихся, оказания помощи в самореализации, профессиональном самоопределении, гражданском становлении личности.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования материалов в практике работы учителя информатики, администрации образовательных учреждений для изучения методических и организационных особенностей внедрения ФГОС – 2. 
Методы исследования: 
-теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования; синтез; систематизация;
-эмпирические – наблюдение; анализ продуктов творческой деятельности школьников, метод тестового обследования;- социологические – беседы, опросы, анкетирование;
- педагогический эксперимент;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. 
В первой главе дается обзор изученной и проанализированной литературы, нормативных документов по теме (Интернет–источников), теоретический анализ вопроса с указанием источников.
Вторая глава посвящена описанию системы работы педагога по данной проблеме.
В приложении представлен вариант рабочей программы внеурочной деятельности для 8 класса «Информатика в играх и задачах».
Глава 1.Теоретический анализ проблемы. Нормативную базу данного исследования составили Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644), Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении». 
Новые положения и требования об организации внеурочной деятельности изучены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 
Проблема организации внеурочной работы в системе общего образования нашла отображение в педагогических исследованиях А. В. Хуторского, И. Н. Васильевой, Н. И. Монахова, Н. Е. Щурковой. 
Понятие и требования к организации внеурочной деятельности в формате ФГОС-2 
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования. 
Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. 
Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС выступает то, что в нем выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня. 
Внеурочная деятельность учащихся – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно ФГОС организация занятий по направлениям развития личности во внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
· выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения с социумом.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного  общего образования.
Внеурочная деятельность позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку; улучшить условия для развития ребенка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Направления развития личности во внеурочной деятельности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Внеурочную деятельность по информатике можно отнести к общеинтеллектуальному направлению.
Общеинтеллектуальное направление развития личности интегрирует весь возможный потенциал образования и развития обучающихся.
Здесь возможно выделить следующие варианты обогащения информатики, которые можно актуализировать, используя курсы по выбору:
• развитие интеллекта;
•формирование культуры исследования.
Первый вариант для ищущих свое "поле деятельности". Оно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности школьников ("мне интересно решать нестандартные задачи вне школьной программы или выполнять самостоятельно исследования").
В свою очередь это переход к самостоятельной работе с научным наполнением и творческой самореализации ("я хочу принимать участие в олимпиадах и научных проектах").
Второй вариант для тех, кто в целом для себя определился с кругом интересов и хочет выйти на следующий уровень исследовательской деятельности. А именно,
• уметь самостоятельно обозначить проблему исследования, объяснить гипотезу, методы исследования, показать ход исследования, ожидаемый результат исследования, сформулировать вывод, описать доказательство верности гипотезы и достижения результата исследования;
• владеть инструментами сбора, анализа, классификации и систематизации информации современными средствами
• уметь проводить эксперимент, владеть средствами фиксации и обработки экспериментальных данных
•уметь доступно и увлекательно оформить и представить результаты исследования, наглядно рассказать о сложном и перспективном (преемственность школы и вуза: перспективные направления науки - это мое будущее)
Для реализации в образовательном учреждении рекомендуются следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность
5) художественное творчество;
6) социальное творчество;
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
10) техническое творчество
Вид внеурочной деятельности по информатике скорее всего можно отнести познавательному виду деятельности.
Результаты (уровни) и эффекты внеурочной деятельности
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его жизненной компетентности, идентичности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Результаты первого уровня (приобретение  школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятиях в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории, природы и культуры, к людям других поколений; о русских народных играх, о правилах конструктивной групповой работы; об основах решения проектных задач, организации коллективной  творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; способы решения нестандартных задач.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):  школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей; опыт работы в команде.
Содержание Способ достижения Возможные формы деятельности
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта Беседа
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценостного отношения к социальным реальностям в целом Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) Дебаты, тематический диспут
Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
В школе необходимо сформировать систему внеурочной деятельности школьников по информатике, цели и задачи которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения информатике и целями и задачами информатизации образования, выявить основные направления содержания этого вида деятельности на основе применения информационных и коммуникационных технологий.
На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделим основные цели внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:
развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;
удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
подготовка личности «информационного общества»;
вовлечение школы в построение единого информационного пространства.
В соответствии с сформулированными целями, определим основные задачи внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:
организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);
внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
Кроме того внеурочной деятельности школьников по информатике свойственны основные черты внеурочной деятельности. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в:
целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;
свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности;
реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;
особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью дистанционного образования;
реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные игры);
в неразрывном сочетании основного и дополнительного образования по информатике в рамках одного учреждения.
Применение информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной деятельности в школе. Информатизация внеурочной деятельности школьников предполагает: внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной деятельности учебного заведения.
Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий, в общеобразовательной школе. К ним относятся:
образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;
воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной информационной среды;
креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;
компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование по информатике и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (не только в сфере информатики);
рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;
интеграционная - создание единого информационного и образовательного пространства школы.
Во внеурочной деятельности школьников по информатике решаются узкоспециальные задачи, которые значительным образом влияют на отбор содержания.
К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности школьников можно отнести следующие особенности:
социальная направленность применения информационных технологий;
актуальность изучаемых разделов по информатике и компьютерных программ;
интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по информатике.
С точки зрения обучения информатике, содержание внеурочной деятельности школьников совпадает с основными содержательными линиями курса информатики: информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование, информационные технологии.
Проведя анкетирование школьников, можно выявить направления содержания, которые были бы интересны определенному кругу учащихся.
Помимо этого, информационные технологии стали не только объектом изучения, но и средством обучения. Содержание внеурочной деятельности школьников должно основываться не только на потребностях самой информатики, но и на интересах и потребностях учащихся, а также на потребностях социально-воспитательной среды школы.
В основе функционирования системы внеурочных занятий по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Принципы внеурочной деятельности школьников по информатике определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеурочной деятельности школьников по информатике. Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:
Принцип связи обучения с жизнью.Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
Принцип коммуникативной активности учащихся.Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
Принцип учета возрастных особенностей учащихся.Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.
Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.Помимо общих принципов внеурочной деятельности школьников по информатике, можно выделить специальные принципы информатизации внеурочной деятельности школьников по информатике:
принцип эффективного использования средств информационных технологий;
принцип свободного доступа к средствам информационных технологий;
принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной деятельности с применением информационных технологий;
принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.
Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности средствами информационных технологий.
На основе сформулированных принципов могут быть выявлены средства информатизации внеурочной деятельности школьников и рассмотрены методы использования информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике.
Эффективность и результативность внеурочной деятельности школьников по информатике зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
добровольность участия;
наличие целевых установок и перспектив деятельности;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы.
Итак, система внеурочной деятельности школьников по информатике должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Глава 2.2.1. Типы программ внеурочной деятельности.В условиях внедрения ФГОС возникла необходимость в новом жанре программного документа – программе внеурочной деятельности обучающихся.
Программа внеурочной деятельности детей - своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения. Нормативно структура программы внеурочной деятельности пока не закреплена, поэтому разработчики данного жанра основываются либо на структуре учебной программы общего образования либо на структуре, схожей с дополнительной образовательной программой.
Как и в воспитательной деятельности, при осуществлении внеурочной деятельности результаты могут быть представлены в трех уровнях: первый - приобретение школьником социальных знаний, представлений; второй – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества; третий – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Д. В. Григорьев и П. В.Степанов в соответствии с предполагаемым результатом выделяют следующие типы программ внеурочной деятельности:
- комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания, программа воспитания толерантности и т.п.)
- программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (такие программы могут иметь возрастную привязку, например, для 1-го класса – программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности, для 2-3-го класса – программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности, для 4-го класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного социального действия);
- программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
- индивидуальные программы внеурочной деятельности.
Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением самостоятельно.
2.2. Структура рабочей программы внеурочной деятельности:
1) Титульный лист (где указывается:
название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы);
возраст детей, на который рассчитана программа.
Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
Год создания программы.
2) Пояснительная записка, где раскрываются цели и задачи деятельности, обосновывается отбор содержания программы, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
• актуальность;
• практическая значимость;
• связь с уже существующими по данному направлению программами;
• вид программы (рабочая, модифицированная программа и т. п.);
Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цель.
Формулирование задач не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3)Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Отличительные особенности программы, педагогическая идея положенная в основу данного направления внеурочной деятельности; ключевые понятия;
этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
- возраст детей и их психологические особенности.
Срок реализации программы.
Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических; конкретных форм занятий (игра, беседа, компьютерный практикум, проект, конкурс, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
Прогнозируемые результаты и формы подведения итогов работы. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: творческий отчет, защита проектов (результаты могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.п.).
4)Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности (берутся из программы).
5)Содержание программы внеурочной деятельности:
Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Изложение ведется в именительном падеже. Описание темы включает:
• ее название;
• основные узловые моменты;
• перечень практических работ (компьютерных практикумов, проектов. Примерные темы проектов) Содержание рабочих программ внеурочной деятельности должно отражать динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Каждая рабочая программа должна представлять собой некий линейно выстроенный курс, движение, совершаемое в установленной очерёдности.
6)Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему.
7)Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности:
Список литературы.
Приводятся два списка литературы:
- используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
- рекомендуемая для школьников.
В состав учебно-методического обеспечения к программе могут входить:
учебные и методические пособия;
энциклопедические словари и справочники;
видео- и аудиоматериалы;
Интернет-ресурсы, ЭОР и т.д.
Перечень дидактических материалов.
Краткая характеристика технических средств, необходимых для реализации программы: материально-технических — дать краткий перечень компьютерного оборудования, необходимого для реализации данной программы (или описание кабинета информатики).
Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является наличие системы диагностики ее эффективности. Цель данной диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Предметы диагностики
Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива.
Профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика, характер педагогической позиции, сформированность профессиональных ценностей.
Объекты анализа:
- познавательная активность, интерес к учению, школе;
- сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
В приложении 1 представлена рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для учащихся 8-х классов.
2.3. Из опыта работы.Внеурочная деятельность учащихся в рамках введения ФГОС второго поколения по праву заняла важнейшую позицию в системе образования. В соответствии с ФГОС она включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Планируя организацию внеурочной деятельности в нашей школе,  мы используем  имеющиеся  в школе условия и  опыт  проведения внеурочных  занятий,   сложившуюся  систему воспитательной   работы.
Выделю три основных этапа организации внеурочной деятельности школьников по информатике.
1. Первый этап - диагностический. На данном этапе осуществляется анализ психолого-педагогических знаний, умений, причин затруднений при решении задач. Необходимо определить интересы, способности, склонности школьников и с учетом полученных результатов формировать у них интерес к одному из направлений информатике или ее приложений для дальнейшего изучения или применения в жизни.
Здесь необходимо провести первичную диагностику, то есть предоставить учащимся возможность самостоятельно определять не только направления своих интересов, но и оценивать уровень владения теми или иными информационными технологиями в виде анкетирования. Таким образом, при реализации данной концепции, определяются интересы, склонности, способности учащегося
При проведении анкетирования полученная информация будет давать представление о самооценке знаний и интересах учащихся.
Уже после анкетирования учитель сможет определиться с выбором направления дальнейшей внеурочной деятельности школьника в области информатики, определить ребёнка в конкретную группу учащихся с учётом его склонностей.
Например, в прошлом учебном году на организацию внеурочной деятельности учащихся 6-х классов было выделено 2 учебных часа. По результатам анкетирования ребята были разделены на 2 группы. Первая группа учащихся в течение учебного года занималась компьютерной графикой, вторая группа изучала мультимедийные технологии.
2. Второй этап – образовательный. На данном этапе организации внеурочной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:
получение необходимых знаний, умений и навыков работы с информацией и информационными технологиями для выбранного направления деятельности;
развитие информационной культуры школьников, освоению ими умений рациональной работы с информацией;
На данном этапе проводятся обучающие занятия, направленные на расширение и углубление знаний и умений школьников в выбранном направлении деятельности по информатике.
В этом случае реализуется принципы учета возрастных особенностей учащихся и свободного доступа к средствам информационных технологий, учащиеся различных групп получают возможность изучения интересного для них направления по информатике. На данном этапе целесообразно использовать такие виды учебных внеурочных занятий как лекция, практикум и пр.
3. Третий этап - деятельностно-оценочный.
На данном этапе осуществляется выполнение заданий с помощью информационных технологий. Для данного этапа целесообразно использовать виды учебных внеурочных занятий: проект, соревнование, игра, семинар.
На данном этапе организации внеурочной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:
выполнение заданий на основе полученных знаний, умений, навыков;
формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и осуществлять ее корректировку.
различные формы отчета, рефлексия.
Второй и третий этапы могут проводиться параллельно. То есть изучение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков и их применение для решения поставленных задач средствами информационных технологий может происходить параллельно.
Образовательный этап напрямую зависит от выбранного содержания внеурочной деятельности, форм и методов организации занятий.
Ребята, посещающие занятия внеурочной деятельности по информатике, имеют возможность практически применять полученные УУД, охотно участвуя в различных конкурсах разного уровня: школьных, городских, региональных и международных.
Например, в прошлом учебном году мои ученики 6-х классов, изучающие основы компьютерной графики и мультимедийных технологий на внеурочных занятиях, стали победителями и призёрами различных конкурсов:
областного конкурса компьютерных работ «Рождественская сказка» в номинации «Компьютерная открытка»,
городского конкурса компьютерных работ «С Рождеством» (номинации «Компьютерная графика» и «Презентация»),
городского конкурса исследовательских работ «Моя родословная» (номинация «Великая Отечественная война в истории моей семьи» - презентация),
международного конкурса «Семейный котёл» в номинации «Презентация».
Заключение.Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Внеурочная деятельность по информатике позволяет сформировать у подростков познавательный интерес к предмету, развивать предметные умения, позволяющие успешно применять накопленные знания на практике. 
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка учителя – предметника для реализации содержания дисциплины, грамотно разработанная  рабочая программа.
Внеурочная деятельность позволяет развивать социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулировать развитие личности, значительно расширять кругозор, формировать информационную культуру, развивать творческие способности обучающихся.
Библиографический список использованной литературы.1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012).// СЗ РФ.- 15.01.1996.- N 3.- с. 150. 
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы». 
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, №19707). 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 01февраля 2011, № 19644). 
5.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. [Текст] — М.: Просвещение, 2011. —.159 с.
6. Григорьев, Д. В./ Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Григорьев Д. В., Степанов П. В. – М.: Просвещение,2011. – 223 с. 
7. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с. 
8. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с. 
9. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии/ Г. К. Селевко - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с. 
10. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП/ Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. 
11. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.:Кнорус,2011. – 432 с. 
Электронные ресурсы :Федеральный государственный образовательный стандарт
[ Электронный ресурс ] : глоссарий – А – В – внеурочная ( внеучебная) деятельность учащихся. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=773. – Загл. с экрана. 
13. Президент России [ Электронный ресурс ]: Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" – Режим доступа: http://президент.рф/news/6683. - Загл. с экрана. 
Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]/ Е. А. Гришова// http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е.А.,Горобец М. А Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://festival.1september.ru/articles/534738/
Приложение 1.МБОУ «Средняя школа № 8 имени Н.В.Пономарёвой г. Ульяновска»
------------------
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Информатика в играх и задачах»для 8-х классов (2016-2017 уч. год)
Программу разработалучитель информатики:
Кириллова Л.А.
2016
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и играх и задачах» разработана в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования", с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897,   и предназначена для обучающихся 8 классов общеобразовательных школ.
Целесообразность реализации данной программы обусловлена тем, что современный период развития информационного общества массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов обучающихся 8 классов обладает предпрофильная подготовка в области информатики, направленная на овладение умениями и навыками работы со средствами ИКТ, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ, воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 8-х классов.
Цель программы: Развитие операционного стиля мышления учащихся посредством решения занимательных задач и изучения теории игр.
Для достижения поставленной цели в процессе внеурочной деятельности в 8 классе необходимо решить следующие задачи:
Сформировать способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
Сформировать готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
развить умения формализации и структурирования информации, умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
сформировать навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
развить алгоритмическое и логическое мышления, необходимые для профессиональной деятельности в современном обществе
Общая характеристика программы курса внеурочной деятельностиВ основу программы внеурочной деятельности положен принцип практико-ориентированности, обеспечивающий отбор содержания, направленного на решение сложных практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.
Основными методами организации познавательной деятельности обучающихся являются метод проведения практических работ и накопления опыта учебной деятельности, что способствует развитию навыков информационной деятельности, формированию умений и навыков самостоятельной работы.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия внеурочной деятельности, соответствует требованиям материального и программного обеспечения. Практические занятия на компьютерах ведутся в соответствии с требованиями СанПин.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будет формироваться познавательный интерес к учебному предмету информатика, что заложит основу успешного выбора будущей профессии.
Личностные, метапредметные результаты курса внеурочной деятельности:Личностные результаты:
сознательное принятие и соблюдение правил работы,
актуализация собственного жизненного опыта,
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
соблюдение правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья обучающихся и его одноклассников.
Метапредметные результаты:
организация собственной творческой деятельности;
умение выдвигать идеи построения алгоритмов решения задач
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
решение творческих задач, используя известные программные компьютерные средства;
анализ и оценка результатов собственной и коллективной работы.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление развитие личности во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин), всего 35 часов.Тематический план курса внеурочной деятельности «Информатика и играх и задачах»№ Тема Количество часов
Введение 1 ч
Решение задач на подсчет количественных параметров информационных объектов и процессов 2 ч.
Решение задач на обработку числовой информации, записанной в разных системах счисления. 4 ч
Решение алгоритмических задач 9 ч
Решение логических задач 8ч.
Решение комбинаторных задач 4 ч.
Разработка выигрышных стратегий 4 ч.
Решение задач конкурсов «Инфознайка», «КИТ» и др. 3 ч.
Итого : 35 ч
Содержание программы курса внеурочной деятельностиТема 1. Введение (1 час)
Техника безопасности в компьютерном классе. Требования
гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий
Тема 2.Решение задач на определение количественных параметров информационных объектов и процессов» (2 часа)
Решение задач на оценку количественных параметров информационных объектов и процессов.
Тема 3. Решение занимательных задач с использованием алгоритма перевода чисел из одной системы счисления в другую. (4 часа)
Тема 4. Решение алгоритмических задач (9 часов)
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Решение алгоритмических задач с использованием схем, таблиц, с описанием на естественном языке и алгоритмическом языках. Поиск ошибок в алгоритме.
Тема 5. Решение логических задач (8 часов )Анализ и синтез объектов. Табличный способ решения логических задач. Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Решение логических задач путем рассуждений. Понятия, суждения, умозаключения. Алгебра логики. Построение таблиц истинности. Логические элементы и схемы. Решение текстовых задач с помощью законов алгебры логики.
Тема 6. Решение комбинаторных задач( 4 часа)
Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение задач с помощью графов.
Тема 7. Разработка выигрышных стратегий (4 часа)
Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии. Решение задач.
Тема 8 . Решение задач конкурсов «Инфознайка», «КИТ» и др. (3 часа)
Учебно-методическое обеспечениеПри реализации данной программы внеурочной деятельности используются следующие издания
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
Материалы Всероссийских конкурсов «КИТ», «Инфознайка» и др.
Ресурсы сети Интернет :http://tat-ni.edusite.ru/p8aa1.htmlhttp://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/Book_ZZ_Inf.pdfhttp://www.metod-kopilka.ru/page-5.htmlПрограммное обеспечение:
Операционная система Windows
Пакет офисных приложений.
Материально-технического обеспечение
В кабинете информатики оборудованы рабочие места персональными компьютерами для учителя и учеников, проектор, сканер.
Планируемые результаты
Данная программа направлена на достижение второго уровня воспитательных результатов, то есть на получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества, а также получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Реализация программы внеурочной деятельности «Информатика и играх и задачах» позволит развить у обучающихся следующие УУД:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели в учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Информатика и играх и задачах»8 класс35 часов (1 час в неделю)
№ п/пТема занятия Кол- вочасов Дата поплану Дата по факту
Введение 1 Решение задач на определение. объема памяти, необходимого для хранения объектов. 1 Решение задач на оценку количественных параметров информационных объектов и процессов.
1 Решение задач на перевод чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с другим основанием. 1 Решение задач на подсчет числовой информации, записанной в разных системах счисления.
1 Решение задач на подсчет числовой информации, записанной в разных системах счисления.
1 Решение задач на подсчет числовой информации, записанной в разных системах счисления.
1 Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. 1 Решение задач на выявление закономерностей числового ряда 1 Решение задач на обработку цепочки символов 1 Решение задач с использованием списков 1 Решение задач на построение деревьев 1 Решение алгоритмических задач с использованием схем и таблиц 1 Решение алгоритмических задач с описанием на естественном языке и алгоритмическом языках. 1 Решение алгоритмических задач 1 Поиск ошибки в алгоритмах 1 Объект и класс объектов. Анализ и синтез объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. 1 Табличный способ решения логических задач. Решение логических задач путем рассуждений. 1 Понятия, суждения, умозаключения. Построение сложных логических высказываний. 1 Алгебра логики. Решение задач на упрощение логических выражений 1 Построение таблиц истинности логических выражений. 1 Логические элементы и схемы. Решение задач на построение логических схем 1 Решение текстовых задач с помощью законов алгебры логики.
1 Решение текстовых задач с помощью законов алгебры логики.
1 Подходы к решению комбинаторных задач. 1 Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. 1 Решение задач с помощью графов. 1 Решение задач с помощью графов. 1 Стратегия игры. Дерево игры. 1 Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. 1 Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии. 1 Решение задач.
1 Решение задач конкурсов «Инфознайка», «КИТ» и др. 1 Решение задач конкурсов «Инфознайка», «КИТ» и др. 1 Решение задач конкурсов «Инфознайка», «КИТ» и др. 1