КТП «Информатика в играх и задачах» 3 класс УМК Школа России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Информатика в играх и задачах»
Уровень общего образования базовый
Классы 3-а, 3-б, 3-в, 3-г, 3-д, 3-е
Количество часов 34
Учитель :
Программа разработана на основе программы
«Информатика в играх и задачах»
авторы А.В.Горячев, К.И.Горин, Н.И.Суворова
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Учебник Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Иформатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2011г.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011г.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающися.
Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Данный пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД (общеучебных умений) — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
В третьем классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода: изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Школьники изучают устройство компьютера, осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Информатика в играх и задачах» изучается во внеурочной деятельности в 3 классе 1 час в неделю, 34 часа в год. В связи с тем, что занятия по предмету, в соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (1 мая – 3-в, 3-г), рабочая программа составлена для 3-в, 3-г классов на 33 часа за счет уплотнения темы «Аналогичная закономерность».
Учебно-тематический план
№п/п Тема раздела Количество часов
1 Алгоритмы 10
2 Группы (классы) объектов 7
3 Логические рассуждения 10
4 Применение моделей (схем) для решения задач 7
Итого 34
Содержание программы курса «Информатика в играх и задачах» 3 класс (34 ч)
Алгоритмы (10 ч)
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (7 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Планируемые результаты
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
социальные компетенции;
личностные качества
2-я группа требований: метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
познавательных;
регулятивных;
коммуникативных;
овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
наблюдать и описывать объекты;
анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
выделять свойства объектов;
обобщать необходимые данные;
формулировать проблему;
выдвигать и проверять гипотезу;
синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;
самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1. Опорой на сквозные содержательные линии:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
«Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
учебную мотивацию;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Описание материально-технической базы
I. Учебно-методический комплект:
1. Горячев, А. В. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч. / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Информатика. 3 класс («Информатика в играх и задачах»): методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики / А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина. - М.: Баласс, 2011.
3. Информатика. 3 класс: комплект наглядных пособий: в 2 ч. / сост. Т. О. Волкова. - М.: Баласс, 2005.
II. Компьютерная поддержка:
1. Программа «Страна «Фантазия».
2. Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия - 1-2-й годы обучения.
комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов);
методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику».
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 3 класс (http://school-collecti.on.edu.ru/ );
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class)[]=45&subject[]=19 );
III. Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Интерактивная доска
Календарно – тематическое планирование
№п/п Тема и тип урока Кол-во часов Дата Планируемые результаты (предметным и метапредметным результатам) Материально-техническое обеспечение
Обучающийся научится Обучающийся сможет
научиться Алгоритмы (9 ч)
1 Введение. Алгоритм.
1 3-а 3.09 Знать:
понятие алгоритма. Уметь:
понимать построчную запись алгоритмов, выполнять команды алгоритма. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Таблица «Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе»
Компьютер
3-б 3.09 3-в 5.09 3-г 5.09 3-д 4.09 3-е 4.09 2 Схема алгоритма
1 3-а 10.09 Уметь:
понимать построчную запись алгоритмов;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Построение логической цепи рассуждений. Компьютер
3-б 10.09 3-в 12.09 3-г 12.09 3-д 11.09 3-е 11.09 3 Ветвление в алгоритме.
1 3-а 17.09 Уметь:
понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений. Компьютерные программы.
3-б 17.09 3-в 19.09 3-г 19.09 3-д 18.09 3-е 18.09 4 Цикл в алгоритме.
1 3-а 24.09 Уметь:
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок- схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Построение логической цепи рассуждений. Основные устройства компьютера
3-б 24.09 3-в 26.09 3-г 26.09 3-д 25.09 3-е 25.09 5 Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
1 3-а 1.10 Знать:
понятие алгоритма. Уметь:
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок- схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога. Построение логической цепи рассуждений.
Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма. Компьютер
практикум Работа с мышью
3-б 1.10. 3-в 3.10 3-г 3.10 3-д 2.10 3-е 2.10 6 Закрепление по теме «Алгоритмы». 1 3-а 8.10 Уметь:
определять этапы (шаги) действия;
определять правильный порядок выполнения шагов;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
находить и исправлять ошибки в алгоритмах;
выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами;
формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации алгоритмов; подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений.
Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма. ЭОР
3-б 8.10 3-в 10.10 3-г 10.10 3-д 9.10 3-е 9.10 7 Закрепление по теме «Алгоритмы».
1 3-а 15.10 Уметь:
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами;
формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Построение логической цепи рассуждений. ЭОР
3-б 15.10 3-в 17.10 3-г 17.10 3-д 16.10 3-е 16.10 8 Повторение по теме «Алгоритмы».
1 3-а 22.10 Уметь:
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами;
формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. Таблицы
3-б 22.10 3-в 24.10 3-г 24.10 3-д 23.10 3-е 23.10 Группы (классы) объектов (7 ч)
9-10 Объекты. Состав и действия объектов.
2 3-а 5.11,12.11 Уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. Презентация по теме урока
3-б
5.11, 12.11 3-в 7.11,14.11 3-г
7.11, 14.11 3-д
6.11, 13.11 3-е
6.11, 13.11 11 Группа объектов. Общее название.
1 3-а 19.11 Уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений. ЭОР
3-б 19.11 3-в 21.11 3-г 21.11 3-д 20.11 3-е 20.11 12 Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы.
1
3-а 26.11 Уметь:
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов). Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений. Анимация. Компьютерная анимация.
3-б 26.11 3-в 28.11 3-г 28.11 3-д 27.11 3-е 27.11 13 Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.
1 3-а 3.12 Уметь:
описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы;
описывать особенные свойства предметов из подгруппы. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Основные способы создания компьютерной анимации.
3-б 3.12 3-в 5.12 3-г 5.12 3-д 4.12 3-е 4.12 14 Закрепление по теме «Объекты».
1 3-а 10.12 Уметь:
- описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы;
-описывать особенные свойства предметов из подгруппы. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. Основные способы создания компьютерной анимации.
3-б 10.12 3-в 12.12 3-г 12.12 3-д 11.12 3-е 11.12 15
16
Закрепление по теме «Объекты».
2
3-а
17.12,
24.12 Уметь:
описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы;
описывать особенные свойства предметов из подгруппы Установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. ЭОР
3-б
17.12,
24.12. 3-в
19.12,
26.12. 3-г
19.12,
26.12. 3-д
18.12,
25.12. 3-е
18.12,
25.12. 17 Повторение по теме «Объекты».
1 3-а 14.01 Уметь:
описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы;
описывать особенные свойства предметов из подгруппы. Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно-графическая или знаково-символическая). Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. ЭОР
3-б 14.01 3-в 16.01 3-г 16.01 3-д 15.01 3-е 15.01 Логические рассуждения ( 10 ч)
18 Множество. Число элементов множества. Подмножество.
1 3-а 21.01 Знать:
- понятия множество, подмножество, элемент множества. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. Презентация к уроку
3-б 21.01 3-в 23.01 3-г 23.01 3-д 22.01 3-е 22.01 19 Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
1 3-а 28.01 Знать:
понятия множество, подмножество, пересечение множеств.
Уметь:
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. Таблица
3-б 28.01 3-в 30.01 3-г 30.01 3-д 29.01 3-е 29.01 20 Пересечение и
объединение
множеств.
1
3-а 4.02 Знать:
понятия множество, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств.
Уметь:
находить на рисунке область объединения двух множеств и называть элементы из этой области. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. Схемы, таблица по теме урока
3-б 4.02 3-в 6.02 3-г 6.02 3-д 5.02 3-е 5.02 21 Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «НЕ».
1 3-а 11.02 Уметь:
- понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «НЕ»). Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Схема
3-б 11.02 3-в 13.02 3-г 13.02 3-д 12.02 3-е 12.02 22 Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».
1 3-а 18.02 Уметь:
- понимать истинность высказывания (высказывания со словом «И», «ИЛИ»), Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Схема
3-б 18.02 3-в 20.02 3-г 20.02 3-д 19.02 3-е 19.02 23 Граф. Вершины и ребра графа.
1
3-а 25.02 Уметь:
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию. Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений. ЭОР
3-б 25.02 3-в 27.02 3-г 27.02 3-д 26.02 3-е 26.02 24 Граф с направленными ребрами. 1 3-а 4.03 Уметь:
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию. Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений 3-б 4.03 3-в 6.03. 3-г 6.03 3-д 5.03. 3-е 5.03 25 Закрепление по теме «Множество» 1 3-а 11.03 Уметь:
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 3-б 11.03 3-в 13.03 3-г 13.03 3-д 12.03 3-е 12.03 26
Закрепление по теме «Множество»
1
3-а 18.03 Уметь:
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Построение логической цепи рассуждений. 3-б 18.03 3-в 20.03 3-г 20.03 3-д 19.03 3-е 19.03 27 Повторение по теме «Граф. Вершины и ребра графа».
1 3-а 1.04 Уметь:
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 3-б 1.04. 3-в 3.04 3-г 3.04 3-д 2.04 3-е 2.04 Модели в информатике (7ч)
28 Аналогия.
1 3-а 8.04 Знать:
понятие аналогии. Уметь:
анализировать игры с выигрышной стратегией. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. ЭОР
3-б 8.04 3-в 10.04 3-г 10.04 3-д 9.04 3-е 9.04 29 Закономерность.
1 3-а 15.04 Знать:
понятие закономерности.
Уметь:
анализировать игры с выигрышной стратегией. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. 3-б 15.04 3-в 17.04 3-г 17.04 3-д 16.04 3-е 16.04 30
Аналогичная закономерность.
1
3-а 22.04 Уметь:
анализировать игры с выигрышной стратегией;
решать задачи на закономерность. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. 3-б 22.04 3-в 24.04 3-г 24.04 3-д 23.04 3-е 23.04 31 Аналогичная закономерность
1 3-а 29.04 Уметь:
анализировать игры с выигрышной стратегией;
решать задачи на закономерность. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. 3-б 29.04 3-в - 3-г - 3-д 30.04 3-е 30.04 32 Закрепление по теме «Аналогия»
1 3-а 6.05 Уметь:
анализировать игры с выигрышной стратегией;
решать задачи на закономерность. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 3-б 6.05. 3-в 8.05 3-г 8.05 3-д 7.05 3-е 7.05 33 Повторение по теме «Аналогия». Выигрышная стратегия.
1 3-а 13.05 Уметь:
анализировать игры с выигрышной стратегией;
решать задачи на закономерность. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. 3-б 13.05 3-в 15.05 3-г 15.05 3-д 14.05 3-е 14.05 34 Проекты
1 3-а 20.05 Уметь:
анализировать игры с выигрышной стратегией;
решать задачи на закономерность. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 3-б 20.05 3-в 22.05 3-г 22.05 3-д 21.05 3-е 21.05 СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Методического совета МОУ лицея №24
от 28.08.2014г. №1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ А.В. Говоркова
____ _______________ 2014 г.
28.08.2014г.