Выступление На заседании клуба «В помощь семье». в 1 младших группах. Тема: «Как преодолеть кризис трех лет»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» Г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Выступление
На заседании клуба «В помощь семье».
в 1 младших группах.
Тема: «Как преодолеть кризис трех лет»
Подготовила и правила
Педагог-психолог:
Ханова Г.Н.
г. Агрыз.
2014г.
Цель: - Актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3 -х летнего возраста и найти пути их решения;
Задачи: - Пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу. Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители.
Подготовка: За неделю до начала собрания родителям раздаются письменные приглашения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании. Выступление психолога
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психологическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс – это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3-х лет называют «семизвездием симптомов».
1. Ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили). При резком негативизме ребенок отрицает все. («Это платье белое» - говорит мама. А ребенок очевидному: «Нет, оно черное»). Негативизм – это отношение не к предметной ситуации, а к человеку. 2. Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
3. Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
4. Своеволие (ребенок все хочет делать сам).
Остальные три симптома встречаются реже:
5. Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
6. Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказываться в них играть).
7. Деспотизм (В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе). Специалисты по детской психологии описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранние системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я – сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется гордость за достижения, ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувство ребенка – переживание успеха или неуспеха, он сам начинает смотреть на себя глазами другого. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельство о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет: период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная. Пик упрямства приходится на 2.5-3 года жизни. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще мальчиков. В кризисный период приступы упрямства случаются по 5 раз в день, у некоторых до 19 раз! Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка не редко ради своего спокойствия.
Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Что могут сделать родители:
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее возбуждает. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно – взять его за руки и увести. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка….). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. В качестве рекомендаций родителям выдаются памятки
Советы психолога
- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;
- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;
- Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;
- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах.
- Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения.
- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
- Когда ребенок успокоится, ласково поговаривайте с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.