План урока по теме: «Физико-механические свойства древесины», 7 класс (мальчики).


План урока.
Тема: Физико – механические свойства древесины.
Цель: изучить физические и механические свойства древесины, ознакомить учащихся с понятиями плотности и влажности, научиться определять влажность и плотность древесины.
Оснащение урока: учебники, рабочие тетради, инструкционные и технологические карты, весы, ванночка с водой.
Объект и содержание работы: образцы пород древесины, ознакомление с физико-механическими свойствами древесины, определение плотности и влажности древесины.
Ход урока:
Вводная часть.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение цели урока.
Закрепление пройденного материала.
Расскажите правила внутреннего распорядка и безопасность труда в учебной мастерской.
Поясните требования к организации рабочего места.
Изложение программного материала.
Древесина обладает различными свойствами, которые разделяют на физические и механические.
К физическим свойствам относят плотность, влажность, цвет, запах.
К механическим относят свойства древесины, которые связаны с воздействием на нее внешних сил. Это такие свойства, как твердость, прочность, упругость.
Вы уже обратили внимание, что древесина различных пород бывает легкой и тяжелой, т. е. менее плотной и более плотной.
Плотностью р называют количество массы древесины m (кг), содержащейся в единице объема V (м3).
= mV (кг/м3).
Например, если брусок из сосны имеет объем 0,01 м3 и массу 5 кг, то плотность древесины сосны составит 5 / 0,01 = 500 (кг/м3).
Малую плотность имеют липа, ель, сосна, тополь, кедр ( = 400...550). Большую плотность имеют дуб, береза, лиственница, ясень, клен, яблоня, груша ( = 700...900).
Влажностью древесины называют количество влаги, содержащейся в массе древесины. При высушивании древесины часть влаги испаряется. Массу воды, содержащейся в древесине, можно определить, если взвесить образцы до и после высушивания и найти разность т1 — m2, где m1 - масса образца древесины до высушивания, m2 — масса образца древесины после высушивания.
Теперь, если эту разность, т. е. массу испаренной влаги, разделить на массу высушенного образца и умножить на 100 %, то получим влажность древесины W:
W =m1-m2m2 100%. Например, если масса образца древесины до высушивания составляла 60 г, а после высушивания — 40 г, то влажность древесины до высушивания составляла:
[(60 - 40) / 40] • 100 % = 50 % .
Твердостью древесины называют ее способность сопротивляться проникновению в нее других тел, например вдавливанию в ее поверхность с определенной силой стального шарика. По величине отпечатка (лунки) на поверхности древесины судят о ее твердости. Чем меньше лунка, тем тверже древесина. В твердую древесину трудно вбить гвоздь, труднее строгать ее рубанком, пилить, выдалбливать, сверлить, резать ножом.
Прочностью древесины называют ее способность выдерживать определенные нагрузки не разрушаясь. Чем большие нагрузки она выдерживает, тем она прочнее. Высокой прочностью обладает древесина дуба, клена, березы, а низкой — осины, липы, ели. Различают прочность на растяжение, сжатие и изгиб. При этом волокна древесины растягиваются, сжимаются или изгибаются. И если действующие нагрузки превысят те, которые древесина может выдержать (допустимые), то изделие разрушится. На растяжение, например, работают подвески люстр. На сжатие работают ножки стульев, сваи мостов. На изгиб работают лыжи, балки и настилы мостов.
Действующие нагрузки и допустимую прочность на растяжение, сжатие и изгиб определяют в H/S , где Н — сила в ньютонах (1 ньютон 0,1 кг), S (мм2) — площадь поперечного сечения детали. Допустимая прочность приводится в справочниках.
Упругостью древесины называют ее способность восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия непродолжительной нагрузки. Из упругой древесины делают лыжи, палки, линейки, спортивные луки.
Цвет древесины весьма различен у разных пород, поэтому по цвету можно определить породу древесины. Древесина имеет в основном приятные цвета желтоватых оттенков. В изделиях из древесины стараются сохранить ее естественный приятный цвет, не окрашивая ее или лакируя поверхности прозрачными лаками.
Запах древесины является определяющим признаком пород. Смолистый запах имеет древесина хвойных пород, специфичный едкий запах имеет древесина осины.
Многие изделия изготавливают из сухой древесины, влажность которой составляет 8... 15 %. Детали из сухой древесины не коробятся, хорошо обрабатываются, не гниют, хорошо красятся, долго служат.
Свежесрубленная древесина имеет влажность около 60-80 %. Чтобы получить древесину с производственной влажностью 8... 15 %, ее сушат.
Сушка древесины бывает естественной (атмосферной) и искусственной (камерной).
Для естественной сушки пиломатериалы укладывают с прокладками в штабель на открытом продуваемом месте или под навесом.
Искусственную сушку древесины осуществляют в сушильных камерах. Этот процесс проходит намного быстрее, так как древесина обдувается горячим воздухом и испаряет свою влагу.
В результате высушивания древесины происходит ее усушка — уменьшение размеров. Усушка различна вдоль и поперек волокон, а также в радиальном и в тангенциальном направлениях. Поэтому образцы, выпиленные из различных зон поперечного сечения ствола, после высушивания имеют различные формы, т.е. коробятся.
Чтобы не происходило большого коробления пиломатериалов, их высушивают в штабелях с прокладками под давлением в зажатом состоянии.
Закрепление нового материала.
1. Какие свойства древесины относятся к физическим?
2. Что такое плотность?
3. Дайте определение влажности древесины?
4. Назовите виды сушки древесины и поясните как они выполняются?
Практическая часть.
1. Зачертить в тетрадь из учебника рис. 3. Покоробленность досок.
2. Определить по формуле плотность древесины по заданным параметрам.
3. Найти влажность древесины по приведённым данным.
Целевые обходы учителя.
Учитель, обходя класс, контролирует правильность выполнения работы.
Заключительная часть.
Анализ урока (обратить внимание на активность учащихся).
Разобрать ошибки, допущенные учащимися при выполнении работы.
Оценить работу учащихся и сообщить оценки, комментируя их.
Домашнее задание. §1 стр. 7 – 11.