Деятельные технологии как вид инновационных технологий в системе интерактивного обучения.
Деятельные технологии как вид инновационных технологий в системе интерактивного обучения.
Деятельные технологии включают в себя анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, контекстное обучение организацию профессионально-ориентированной учебно-исследовательской работ.
Ведущая цель таких технологий – подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Ориентация при разработке технологий направлена на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению с которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.
Эти технологии обычно применяются в старших классах.
Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющие найти оптимальные пути решения этих проблем ,а также алгоритмы ,на основании которых, можно спрогнозировать подобные ситуации и успешно их избежать.
Деловая игра представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Она направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Содержание деловой игры должно отвечать следующим требованиям:
Деловая игра – профессиональная игра. Она направлена на формирование таких навыков и умений, которые потребуются специалисту среднего звена. Поэтому в основе ее создания должен лежать анализ профессиональной деятельности специалиста именно этого уровня подготовки.
Деловая игра должна содержать игровую и учебную задачи. Игровая задача – выполнение играющим определенной профессиональной деятельности. Учебная задача – овладение знаниями и умениями.
Деловая игра «Принятие решений» содержит следующий элемент и условия:
1) Дидактическая (учебная) задача – это формирование теоретических знаний в области принятия управленческих решений, развитие навыков логического мышления, профессиональных навыков и умений в области принятия решений.
2) Учебно-производственная игровая задача. Она связана с ролью, которую выполняет ученик.
Например, Вы руководитель низового звена, какой метод влияния вы выберите, оказывая влияние на высшее руководство, для того, чтобы оно приняло вашу точку зрения. Задача, поставленная в такой форме, способствует формированию у ученика собственной позиции и навыков логического мышления.
3) Игровая ситуация, которая выражается в условиях и сценария игры, дается в виде описания ситуации.
Например, Вы являетесь руководителем, вам предстоит принять решение и его обосновать. Вы руководитель производственного коллектива. После реорганизации срочно необходимо перекомплектовать несколько бригад согласно новому штатному расписанию. По какому пути вы пойдете?
Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников цеха, предложу свой проект на собрании.
Предложу решить вопрос отделу кадров, это их работа.
Сначала определю того, кто будет возглавлять новые бригады и участки, затем поручу этим людям подать предложения по составу бригад.
4) Правила игры, т.е. ограничения, за пределы которых не могут играющие выйти «меры наказания» (штрафные очки, дополнительные баллы за правильно данные ответы, определяется шкала баллов)
1 место – 90 – 105 баллов
2 место – 70 – 80 баллов
3 место – 50 – 60 баллов
5. Коллективный характер игры, взаимодействие играющих в процессе игры, выражающиеся, с одной стороны, в выработке коллективных решений, с другой в многоальтернативности решений, связанных с различием мнений и позиций участников.
6. Состязательность в игре. Деловая игра, которая учитывает все выше рассмотренные элементы, и условия быстро дают результат, позволяет анализировать поведение учеников во время игры, легко выставлять оценки.
Игровой результат – это показатели, по которым присуждается победа в игре, оценивается качество действий играющих. Показателями качества игрового результата являются правильность принимаемых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий.
Таким образом, деловая игра является одним из наиболее эффективных методов обучения, позволяющие снять противоречия между теоретическим характером учебной дисциплины и практическим характером профессиональной деятельности обучаемого.
Методика проведения учебного занятия в форме имитационной игры:
«Я - председатель экообщества»
Одной из самых эффективных форм занятий, способствующих развитию у учащихся творческого мышления в современном обществе являются имитационные игры.
Важные цели этих игр - моделирование учениками своего поведения в современном обществе. Имитационные игры позволяют строить обучение таким образом, чтобы учащийся чувствовал себя свободным, мог проявить активность и полную самостоятельность, учиться соотносить собственные интересы с интересами природы и всего общества в целом. Понятие «имитационные» игры появилось в педагогической литературе в 60-80 годы xx века, и означал предоставление учащимся возможности «проживания» реальных ситуации приближенных к реальности. Имитационные игры имеют общие требования, которые позволяют методически верно их организовать и провести. Каждая игра должна иметь подготовительный этап, сюжет или сценарий, связанный с определенной проблемой, в каждой ситуации участники игры получают свои роли, позиции, которые отличаются по точкам зрения. И обязательно преподаватель обязан подготовить необходимые ресурсы для проведения игры: это-бумага, набор маркеров скотч, ножницы. Преподаватель должен подготовить инструкцию Важно указать время на каждый из этапов игры. Инструкция должна быть у каждой группы и у наблюдателя .Для игры необходимо сделать избирательные урны для голосования .Участники должны четко представлять итог-результат игры. В данном случае – выбрать председателя общества по охране природы. Необходимым этапом является – рефлексия. В игре: « Я - председатель экообщества» это могут быть простые вопросы в конце мероприятия, в частности: «Что понравилось из того, что сделали?», «Что для вас было полезным?», «Какие из идей жизнеспособны?», «Что необходимо знать специалистам, которые хотят быть во главе организации по охране природы?». Играющие получают эмоциональный опыт, опыт общения, опыт поиска и анализа информации, выработки совместного решения, нахождения компромисса на основе полученных знаний. Игра позволяет ученикам проявить свои представления, услышать иное мнение, выработать собственную позицию.
Деловая игра «Я - председатель экообщества»
Организационный этап.
1 этап. Создание смешанных групп. Раздать всем участникам цветные листки:6 зеленых,4 синих, по 6 красных, желтых, розовых, фиолетовых. Разложить на столы листы цветной бумаги. Предложить участникам занять места.
2 этап. Жеребьевка. Определение экологических обществ. Определение ролей.
1 группа:6 человек - избирательный комитет. 2 избирательные организации.
2 группа: 4 человека - журналисты, пресс-центр.
3, 4, 5, 6 группы: по 5 человек общественные организации по охране природы. (Ежик, Яблоко Мечта Земли).
3этап. Предоставление всем участникам описания игры (инструкции).
Ход игры. (инструкция).
1этап. Предвыборный.
Цель: каждая команда в течение некоторого времени должна познакомиться с программой своего общества адаптировать ее положения к реальным условиям города; сформулировать не менее 12 основных пунктов программы ; обсудить сильные и слабые стороны программы ; выдвинуть кандидатуру на роль председателя ; составить предвыборную речь его ; подготовка и предоставление в избирательную комиссию образцов агитационных материалов. (создаются в процессе работы групп). Результат этапа: кандидат от общества, короткий презентационный материал о кандидате, предвыборная речь кандидата; агитационные материалы.
2этап. Публичные дебаты.
Партии вывешивают предвыборные программы и агитационные материалы общего ознакомления; составляют в группах вопросы кандидатам.
Дебаты.
А) Выступление каждого кандидата.
Б) три вопроса от трех других обществ.
В) Вопросы аудитории.
Результат этапа: все участники получают избирательные бюллетени.
3этап. Голосование. Подсчет голосов.
Во время подсчета голосов ведущие могут обсудить с участниками игры следующие вопросы: «Что понравилось из того, что вы сделали?», «Что для вас было полезным?», «Что необходимо знать специалисту который хочет быть во главе организации по охране природы». Кроме того, необходимо предоставить возможность высказать собственное мнение о процессе и результаты игры приглашенным экспертам-представителям региональных общественных организации по охране природы.
4этап. Работа Центризбиркома (преподаватели или гости).
5этап. Подведение итогов. Награждение.
Выставление оценок.
Таким образом, наша цель достигнута.
Инновационные технологии и методы обучения .
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
Технология – наука техники. Техника – искусство, знание, умения, приемы работы и приложения их к делу.
Технология. Одни утверждают, что это синоним прежнего термина «методика». Другие полагают, что технология (в отличие от методики) содержит только воспроизводящие действия, но не содержит описания личности педагога, которая всегда неповторима, в то время как методика, кроме алгоритма действий, включает и характеристики личности ее автора, без чего методика не дает желаемых результатов.
Третьи полагают, что все дело во времени: в прошлом веке термин «методика» был жестко привязан к тому или иному учебному предмету. Теперь же, в XXI веке, его употребляют как «технология» в более широком, в более общем смысле (не методика, а технология обучения, воспитания, развития управления и т.д.).
Четвертые утверждают, что технология (в отличие от методики) должна жестко удовлетворить трем требованиям: описывать алгоритм действий, быть воспроизводимой в разных условиях (разными учителями и по отношению и разным детям) и третье – должна давать гарантированный результат. С первыми двумя требованиями можно согласиться, но как быть с неповторимостью, индивидуальностью каждого педагога, который может улучшить, усилить результаты любой технологии, а может и обесценить их, а то и свести на нет?
Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство обучения под управлением человека. В технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения: преподаватель не обучает учеников, а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также функцию управления средством обучения. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.
Новые требования общества к уровню образованности и развития личности, приводят к необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными является технологии позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентацией на личность ученика, его интересы, склонности и способности.
Одна из важнейших проблем дидактики – проблема методов обучения остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и учащихся, а следовательно и результат обучения.
Метод – это способ продвижения к истине. Успех обучения зависит в основном от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Снаткин предложили выделить 5 методов обучения.
1. Объяснительно – иллюстративный метод.
2. Репродуктивный метод.
3. Метод проблемного изложения.
4. Частично – поисковый, или эвристический метод.
5. Исследовательский метод.
Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования Ю.К. Бабанский выделил 7 шагов алгоритма «оптимальный выбор методов обучения».
1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога; если учащийся может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима.
2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия предпочтение нужно отдать продуктивным методам.
3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.
4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.
5. Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности учащихся.
6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.
7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонение реального процесса обучения от запланированного.
Какие бы методы обучения ни применялись для повышения эффективности образования важно создать такие психолого – педагогические условия, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении обуславливает систему требовании к учебной деятельности обучающегося и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы. Соотношение этих характеристик определяет выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности. В последнее время постоянно читаем и слышим: «Нужно использовать активные и изживать пассивные методы обучения». Любой метод сам по себе не может быть ни активным, ни пассивным, тем и другим его делает исполнитель.
Ведь все зависит от того, как преподаватель пользуется тем или иным методом.
Универсально эффективных или неэффективных методов не существует.
Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Вот почему, точнее корректные говорить: «Процесс обучения может быть активным (где обучаемый участвует как субъект собственного обучения) или пассивным (где обучаемый играет только роль объекта чего – то воздействия). Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания. Качество обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности каждой ступени обучения. То есть, весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить применить – проверить. Чтобы добиться качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения.
Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения – это: ролевые игры, деловые игры, семинары повторительно–обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование, программированный контроль, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.
Чтобы добиться эффективности от использования методов обучения, нужно составить психологический портрет группы и выяснить какие методы можно применить, а какие нельзя. Исходя из этого условно методы можно разбить на группы.
- методы, не требующие особой предшествующей подготовки (проблемное обучение, выполнение действий по алгоритму);
- методы, требующие особой предшествующей подготовки (проведение самостоятельной работы, самостоятельного исследования на уроке).
Известно, что в группах преобладанием неподготовленных к самостоятельной работе учеников нельзя сразу же давать материал для самостоятельного изучения (если этого избежать нет возможности) преподаватель должен тщательно разработать задание, с учетом группы, уровень их подготовки, четко сформулировать вопросы, составить методические рекомендации, указать литературу. И здесь нельзя пренебрегать двумя принципами дидактики: посильности и обучения на высоком уровне, трудности.
Эмоциональное состояние ученика в значительной степени определяет умственную и физическую работоспособность. Высокий эмоциональный тонус аудитории и ее включенность в учебный процесс обеспечивает реализации на раскрытие резервов личности обучаемого. Если нет психологического комфорта на занятии , то парализуются и другие стимулы к учебно – познавательной деятельности главная ценность отношений между педагогом и учеником – их сотрудничество, которое предполагает совместный поиск, совместный анализ успехов и просчетов. В этом случае обучающийся превращается в инициативного партнера.
Психологический подход к организации процесса обучения и выбору его методов позволяет не только повысить успеваемость, но и избежать стрессовых ситуаций.
15