Урок по технологии на тему: Выделение деталей, формообразование деталей
Технология, 4 класс 2 четверть
Уроки № 10, 11, 12
Тема урока: «Выделение деталей (отрывание, резание ножницами), формообразование деталей».
Формообразование деталей в технике «папье-маше».
Цели урока:
знакомство с понятием «формообразование», с техникой «папье-маше»;
знакомство с историей появления искусства папье-маше, и различными методами работы в этой технике;
научить применять на практике работы с пластилином, клеем и бумагой;
повторить приемы лепки из пластилина;
развивать эстетический вкус, глазомер и мелкую моторику рук;
воспитание аккуратности и терпения, доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений, комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: наглядные пособия, презентация.
Практическая работа: изготовление игрушки в технике «папье-маше».
Оборудование: газета, бумажные салфетки, пластилин или форма шара (старая ёлочная игрушка), клей ПВА, клеенка, одноразовые тарелки – 2 шт, лента или толстая веревка – 30 см., наждачная бумага, гуашь, кисти, стакан для воды, тряпочка для рук.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
-повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы в технике «папье-маше»;
-на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
-духовно-нравственное развитие детей посредством формирования уважительного отношения к своей работе.
Регулятивные УУД:
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
-развивать способность смыслового восприятия художественного произведения;
-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
-адекватно оценивать свою творческую работу.
Ход урока Содержание урока Формирование УУД
1. Организационный момент. Организационный момент.
- проверка наличия художественных материалов
- подготовка рабочего места
Личностные – подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта
2. Введение в тему урока. Тема, постановка целей и задач урока.
На столе стоят вещи выполненные из папье-маше, искусственные фрукты из пластика.
- Учитель: ребята, рассмотрите эти изделия, ответьте на вопросы: что это и из каких материалов сделаны эти работы? (предположительный ответ: игрушки, сделанные из пластмассы и т.д.).
- Зачем люди придумывают и делают различные поделки, рисуют картины? (предположительные ответы: для украшения своего быта, для красоты).
Не терпится узнать, что мы изучим сегодня? А сегодня на повестке дня — более подробное изучение техники папье-маше. Наверное, многие задумывались, как же вылепить шар из папье-маше? Настоящий круглый шар, а не мячик в форме эллипса или овала. Личностные – Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)
4. Рассказ об истории возникновения техники «папье-маше». ПАПЬЕ-МАШЕ (франц. papier mache, букв. - жеваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше изготовляются бытовые, декоративно-оформительские изделия.
Хоть мы знаем изделия из жеваной бумаги под французским названием «папье-маше», но эту технологию придумали китайцы задолго до 17 века, когда папье-маше появились во Франции.
Древняя китайская цивилизации давным-давно придумала бумагу, и, соответственно, изделия из бумаги. В том числе и папье-маше. Первые предметы из папье-маше, древнекитайские доспехи, были найдены при раскопках и датируются III веком до нашей эры, то есть им почти две с половиной тысяч лет!
Как ни звучит нелепо – доспехи из папье-маше, но в то время это было самое технологичное защитное оснащение, так как пропитанное многими слоями лака папье-маше выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою.
В России производство папье-маше основал купец из Москвы Петр Коробов в конце 18 века в селе Даниловке, нынешнее название – Федоскино. Вначале на фабрике производили лакированные козырьки для военных уборов, после стали выпускать красивые лакированные шкатулки. Познавательные – развивать способность смыслового восприятия информации;
-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
5.Рассказ о способах выполнения техники «папье-маше». Почти любую вещь из папье-маше можно сделать несколькими способами. Шар — не исключение. 2 основных способа по формированию мячика папье-маше:
Способ первый. Оклеивание.
Такой способ используется, когда вы берете за основу что-то в форме шара и оклеиваете эту вещь бумагой, увеличивая в размере и меняя текстуру. Такой способ уместен, если у вас в наличии имеется лишний шарик (например, для пинг-понга). Если же основы шарика у вас нет, то встречайте:
Способ второй. Оклеивание временной основы.
Вот, где открывается простор для полета фантазии. Скатайте шар из пластилина или возьмите за основу пенопластовый, деревянный, пластмассовый шарик, лампочку или старую новогоднюю игрушку и покройте ее 2-3 слоями бумаги, скрепляя ее только водой, без добавления клея. Затем дайте бумаге слегка просохнуть. Нанесите еще +-4 слоя, но уже применяя стандартную смесь воды и ПВА.
Затем оставьте поделку до полного высыхания. Нанесите еще как минимум 3 раза по +-4 слоя, каждый раз оставляя бумагу подсыхать. Когда нужная толщина будет наклеена, а бумага абсолютно просохнет, возьмите лезвие или острый канцелярский нож и разрежьте шар на 2 половины.
Снимите обе половины с основы. Затем склейте обе половинки друг с другом, как полагается. Чем больше было слоев бумаги, тем толще получатся стенки шара, и тем проще будет его склеить. Сразу после нанесения клея покройте свежескрепленный шар еще 2 слоями бумаги.
Если в качестве основы вы использовали лампу, то неизбежно небольшое отверстие в шаре, но в некоторых случаях это весьма полезно.
Теперь вы знаете секреты создания объемного шара в технике папье маше. Творческих вам идей!
Игрушки из папье-маше.
Игрушки из папье-маше - наверное, самый быстрый и легкий способ сделать самодельную фигурку на елочку, а может быть просто сувенир. Мастера создают из клея воды и туалетной бумаги (газет) настоящие шедевры разных форм и размеров, с которыми мы сегодня и познакомимся.
Этот зайчик не покрыт изящной художественной росписью, но истинный цвет и текстура папье-маше идут ему как никакая краска. (5 слайд)
Елочные украшения — отдельная тема. Дешевые и симпатичные, они воистину верное решение для любителей творить.
Хорошо отшлифованное папье-маше можно узнать разве что по характерному звуку при постукивании и весу.
Игрушка в технике папье-маше не отличается прочностью, ее нельзя мочить, поэтому, как детская забава, она мало подходит. Тем не менее, как сувениры, воплощающие в себя ваше творчество, такие вещи годятся идеально. Познавательные – развивать способность смыслового восприятия информации;
-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
6. Физминутка (движения)
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
(Под счет учителя дети выполняют потягивания и наклоны.)
Три – в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать. (Движения руками.)
Шесть – за парту тихо сесть.
Учитель: посмотрите на эти изделия и еще раз расскажите, в какой последовательности нужно выполнять работу? (обучающиеся рассказывают, то, что услышали на этапе урока: рассказ о способах выполнения изделия в технике «папье-маше».)
Учитель: сегодня, и на последующих уроках мы будем использовать самый простой и доступный способ, это выше сказанный второй способ.
Для работы нам понадобится: газета, бумажные салфетки, пластилин или форма шара (старая ёлочная игрушка), клей ПВА, клеенка, одноразовые тарелки – 2 шт, лента или толстая веревка – 30 см., наждачная бумага, гуашь, кисти, стакан для воды, тряпочка для рук.
Повторим т/б во время работы над созданием игрушек и изделий из папье-маше.
Способ второй. Оклеивание временной основы.
Скатайте шар из пластилина или старую новогоднюю игрушку и покройте ее 2-3 слоями бумаги, скрепляя ее только водой, без добавления клея. Затем дайте бумаге слегка просохнуть. Нанесите еще +-4 слоя, но уже применяя стандартную смесь воды и ПВА.
Затем оставьте поделку до полного высыхания. Нанесите еще как минимум 3 раза по +-4 слоя, каждый раз оставляя бумагу подсыхать. Когда нужная толщина будет наклеена, а бумага абсолютно просохнет, возьмите лезвие или острый канцелярский нож и разрежьте шар на 2 половины.
Снимите обе половины с основы. Затем склейте обе половинки друг с другом, как полагается. Чем больше было слоев бумаги, тем толще получатся стенки шара, и тем проще будет его склеить. Сразу после нанесения клея покройте свежескрепленный шар еще 2 слоями бумаги.
Если в качестве основы вы использовали лампу, то неизбежно небольшое отверстие в шаре, но в некоторых случаях это весьма полезно.
Наклеивание бумаги послойно также называется маширование.
Последовательность выполнения игрушки в технике «папье-маше»
Лепка формы.
Обрыв бумаги, смачивание в воде и наложение её по всей поверхности шара.
Создание 7 слоёв из бумаги и клея ПВА.
Разрезание пополам украшения. Удаление пластилина и склеивание 2-х половинок тремя слоями по месту реза.
Крепёж ушка и нитки (бечёвки).
Конечное наложение 3 слоёв и доводка украшения до гладкой поверхности.
Шлифовка поверхности изделия.
Покрытие изделия белой краской (лучше акриловой или водоэмульсионной).
Раскраска украшения. Декорирование образа. Завершение работы.
Вовремя выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы с пластилином, оклеивания бумаги на шарообразную форму изделия;
контроль за осанкой учащихся;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
контроль объема выполненной работы. Регулятивные– организация совместного действия:
-обмен способом действий.
7. Творческая практическая работа детей.
Регулятивные–сличение способа действия выполнения в технике «папье-маше» и его результата с заданным эталоном;
-обмен способом действий;
Коммуникативные-взаимопонимание;
-общение;
Подведение итогов урока.
Рефлексия У: чему научились?- Что оказалось наиболее легким при выполнении работы?
- Что не удалось, над чем следует еще потрудиться?
— Вы сегодня очень хорошо потрудились. На следующих уроках мы с вами продолжим изготавливать игрушку в технике «папье-маше».
Личностные - самоопределение, осознание своих возможностей на основе сравнения “Я” и “Хороший ученик”;
регулятивный компонент
- способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Домашнее задание (по желанию). Домашнее задание: для декорирования своего будущего изделия принести бросовой материал (бусы, пуговицы, ленты, куски красивой ткани, кружева и т.п.),.10. Уборка рабочих мест. - Ребята, уберите свои рабочие места, если испачкали столы клеем, протрите влажной тряпкой, а затем сухой.