Методическая разработка урока в 8 классе на тему: «Раскрой изделия. Создание макета раскладки выкроек на ткани»
План-конспект занятия по «Технологии» в 8 классе
«Семь раз отмерь, один раз отрежь!»
Русская народная пословица
Тема: «Раскрой изделия. Создание макета раскладки выкроек на ткани»
Модуль: «Основы проектирования. Проектирование и изготовление швейных изделий из ткани»
Раздел: «Проектирование и изготовление изделий из ткани и нетканых материалов»
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Образовательные:
1.1. Способствовать формированию и развитию универсальных учебных
действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).
1.2. Способствовать формированию сведений о раскрое швейных изделий.
1.3. Способствовать формирования навыков расчета при расходовании
материалов при проектировании швейных изделий.
Развивающие:
2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение
словарного запаса специальной терминологии, усиление
выразительности и оттенков).
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной
деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное,
сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы).
2.3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса и
личностно-смыслового отношения учащихся к предмету.
2.4. Способствовать формированию и развитию самостоятельности
учащихся, их креативности.
Воспитательные:
3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых,
эстетических, экономических качеств личности.
3.2. Развивать представление о саморазвитии и самореализации.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база (кабинет технологии, компьютер, проектор, экран, ножницы, цветная бумага, карандаш, ластик).
Дидактическое обеспечение (рабочая тетрадь, дополнительная литература, карточки контроля знаний с ответами на вопросы, карточки для организации деловой игры).
Фундаментальные образовательные объекты (макеты раскладок выкроек на ткани в М 1:4 из банка проектов, презентации проектов учащихся).
Методы обучения: словесные, исследовательские, проектные.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
урок технического творчества с элементами деловой игры, групповой работы, поисково-исследовательской деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 2 часа.
II. Ход урокаОрганизационный момент (5 мин):
- приветствие;
- проверка явки учащихся и заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
Вводное слово учителя
Здравствуйте! Я рада видеть вас в нашей творческой лаборатории проектирования швейных изделий. Тема сегодняшнего урока: «Раскрой изделия. Создание макета раскладки выкроек на ткани». Для успешной работы нам понадобится конструктивная разработка ваших изделий, цветная бумага, учебные инструменты и принадлежности. Сегодня нам предстоит создать макеты раскладок выкроек на ткани в масштабе 1:4. Мне хотелось бы узнать, в чем личная заинтересованность каждого из вас в этом занятии. Чего вы ждете от урока?
Ответы учащихся:
Хочу изготовить макет для проекта. Получу новые знания. Накоплю опыт по теме «Раскрой изделия».
Итак, нам предстоит на уроке реализовать следующий план:
План урока
Повторение.
Контрольная работа.
Деловая игра «Я конструктор – модельер».
Основные способы раскладки выкроек на ткани (демонстрация презентаций учащихся старших классов, варианты раскладок из журналов мод).
Создание макетов раскладок выкроек на ткани в М 1:4 для проектируемых швейных изделий.
Подведение итогов работы (выставка практических работ учащихся).
2. Повторение ранее изученного материала
2.1. Фронтальный опрос (10 мин)
Вопрос к учащимся:
Какие основные этапы проектной деятельности вы знаете?
Ответ учащихся:
Проектная деятельность включает в себя 3 этапа:
организационно-подготовительный (поисково-исследовательский), технологический, заключительный.
Вопрос к учащимся:
На каком этапе мы находимся сейчас?
Ответ учащихся:
Мы завершаем организационно – подготовительный этап.
Вопрос к учащимся:
Какой предыдущий вид деятельности мы осуществляли?
Ответ учащихся:
Мы создавали конструктивную разработку проектного изделия.
Вопрос к учащимся:
Какие виды моделирования вы использовали при разработке конструкции?
Ответ учащихся:
При разработке конструкции необходимо создать эскиз модели – это художественное моделирование и внести изменения в конструкцию – это техническое моделирование.
Чтобы убедиться в вашей компетентности по изученному материалу я предлагаю выполнить контрольную работу на тему «Название линий на основном чертеже платья».
2.2. Контрольная работа (10 мин). См. в приложении
2.3. Исторические сведения о возникновении платья (5 мин)
Презентация по теме (готовит Фарафонова Татьяна)
«- Что же из этого следует? – следует жить,
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
- Вы полагаете, все это будет носиться?
- Я полагаю, что все это следует шить».
Ю. Левитанский
2.4. Деловая игра «Я конструктор – модельер» (10 мин)
Учитель организует групповую работу учащихся. Две группы – две фирмы.
Клиент обращается в фирму, в которой оказывают услуги по изготовлению выкройки моделей платья. Специалисты должны разработать конструкцию в минимальные сроки и определить оплату услуги, доказывая при этом свою конкурентоспособность.
(См. в приложении)
3. Актуализация знаний учащихся (2 мин)
Итак, сложный интересный и захватывающий творческий процесс продолжается. Каждый из вас определил для себя важность сегодняшнего урока. Одни закрепят знания, другие сделают личное открытие, а кто-то подумает о выборе будущей профессии.
4. Изложение нового материала
Тема урока: «Раскрой изделия. Создание макета раскладки выкроек на
ткани»
Девиз урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»
Каждый ученик, осуществляя учебную или трудовую деятельность должен чувствовать ответственность за результаты своего труда. Поэтому необходимо получать знания, приобретать умения и накапливать опыт в различных видах деятельности.
4.1. Варианты раскладок выкроек на ткани (10 мин)
Варианты раскладок из учебников.
Варианты раскладок из журналов мод.
Презентация творческого проекта ученицы 10 класса – победителя регионального уровня олимпиады школьников по технологии и участника Всероссийской олимпиады 2012 года Полехиной Анастасии.
5. Практическая работа: «Создание макета раскладки выкроек на
ткани для проектируемого изделия в М 1:4» (20мин)
Вводный инструктаж
Показ трудовых приемов по разметке бумажной плоскости для макета раскладки выкроек на ткани в М 1:4.
Показ трудовых приемов по вырезанию деталей конструкции из бумаги.
Показ трудовых приемов по размещению и наклеиванию деталей конструкции на бумажную плоскость макета.
Припуски на швы и обработку (таблица).
Рекомендации по расчету количества ткани на изделие (таблица).
Текущий инструктаж
(целевые обходы по рабочим местам)
Обход с целью корректировки учебных действий учащихся.
Обход с целью контроля действий безопасной работы.
3. Обход с целью контроля и оценки учебных действий учащихся.
Заключительный инструктаж
Организация выставки работ учащихся.
Выставление оценок и их аргументация.
6. Подведение итогов урока и сообщение задания на дом (5 мин)
6.1. Домашнее задание
К следующему уроку подготовить ткань и бумажные выкройки в натуральную величину для раскроя.
Выполнить предварительный экономический расчет материальных затрат на основные и вспомогательные материалы.
Итак, наш урок подходит к концу. Чтобы узнать о его результативности каждый из вас, с помощью фишек разного цвета, выберет для себя одно из утверждений:
У меня сформировалось четкое представление о раскладке выкроек на ткани, и я смогу это сделать самостоятельно (красная фишка).
У меня появилось ясное представление о раскладке выкроек на ткани, но мне необходима консультация и помощь учителя по ее созданию (желтая фишка).
У меня не очень ясное представление о раскладке выкроек на ткани, и я не смогу это сделать самостоятельно (зеленая фишка).
Из 10 человек присутствующих на уроке:
смогут выполнить раскладку выкроек самостоятельно
смогут выполнить раскладку выкроек с помощью учителя
Вывод: основные цели урока достигнуты.
6.2. Уборка рабочих мест (3 мин)
Используемая литература:
Дистанционный оргдеятельностный курс «Современный урок технологии с учетом требований ФГОС. Институт образования человека. Центр дистанционного образования «Эйдос». Научная школа А.В. Хуторского. – М.; Центр «Педагогический поиск», 2009.
Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – М.; Центр «Педагогический поиск», 2009.
Поташник. М.М. Требования к современному уроку. – М.; 2008.