Ролевая игра как средство изучения иностранных языков


Ролевая игра как средство изучения иностранных языков
Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Еще К.Д.Ушинский писал, что учение привлекает к себе учащихся своей игривостью и своим разнообразием. Это мощный стимул к овладению языком. Когда проводится интересная игра, у учащихся появляется желание изучать, запоминать иностранный язык, практически овладевать им. Использование игр придает обучению радость общения (это всегда свойственно человеку от природы), а эта радость переходит в радость общения. Игра способствует развитию коллективистических качеств учащихся, воспитанию чувства «зависимой ответственности» (А.С.Макаренко), так как для ее успешного протекания важно точное взаимодействие, взаимопомощь и поддержка друг друга.
По мнению психологов, в частности А.А. Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Все это вместе взятое составляет мотивацию учения.
У.М. Риверс пишет по этому поводу: «Разумеется, нельзя просто разбить учащихся на пары или группы и приказать им общаться на иностранном языке: необходимо создать мотивы для этого общения. По воле случая, под влиянием какой-то неожиданности или причудливого сочетания характеров в группе, желание общаться может вспыхнуть само собой, но по большей части его приходится разжигать специально, предложив, например, интересную для всех игру, и тогда разговор, сопровождающий эту игру, будет подлинно человеческим общением, а не очередным вариантом псевдокоммуникации».
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность учащихся в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Мотивационной обеспеченности урока помогают языковые и ролевые игры, они способствуют активизации учащихся на уроках, развивают их речевую инициативу, помогают закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов.
Ролевая игра определяется некоторыми авторами (Revell G., Taylor G.) как спонтанное поведение обучающегося, его реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации, а Byrne D. Определяет ролевую игру как прием, при котором обучающийся должен свободно импровизировать в рамках заданной ситуации, выступая в роли одного из ее участников.
Ролевая игра, которая обычно основывается на решении проблемы, обеспечивает оптимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся на уроке. Необходимость найти решение поставленной проблемы обуславливает естественность общения, так как любая коммуникация вызывается потребностью в ней. Постановка проблемы и необходимость ее решения служит также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска единственно правильного с точки зрения участника игры развивает логическое мышление, умения аргументировано высказываться, убеждать собеседников, учитывая при этом их аргументы и факты.
Успешное проведение ролевой игры предполагает четкую подготовку и организацию как со стороны учителя, так со стороны учащихся. Учитель должен помнить, что его место в ролевой игре «первого среди равных». Его главная задача в том, чтобы открывать возможности для активной речевой деятельности учащихся. В этой связи важным организационным моментом является распределение ролей. Учитель может взять на себя определенную роль, чтобы изнутри и незаметно для учащихся (без прямолинейного дидактизма) руководить их речевым и неречевым поведением. Во время ролевой игры учащийся исполняет те социальные и межличностные роли, которые ему психологически и социологически близки: либо у него есть собственный опыт их исполнения, либо он неоднократно наблюдал эти роли в жизни. Весьма существенно, что ученик выполняет не одну роль, а многие роли по очереди. Как отмечает Д.Б. Эльконин, принятие на себя какой-либо роли, которая имеет определенный диапазон речевых функций, служит мотивом деятельности. Следует привлекать к ролевой игре как можно больше учащихся, не игнорируя слабых по языку, давая им на первых порах роли «немногословные». Ребенок отличает игру от действительности… Но, понимая, что игра – не настоящая жизнь, ребенок искренне переживает свою роль. Он мысленно переносится из стен школы в окружающую его жизнь и старается «перевоплотиться» в предложенную ему роль. Дети обычно с легкостью погружаются в игру, она доставляет им истинное удовольствие и в то же время помогает учителю создать на уроке языковую среду, то есть условия, приближающиеся к естественной обстановке.
В ролевой игре не меньшее значение имеет и развивающая сторона. А.Н. Леонтьев писал: «Каждый отдельный человек учится быть человеком. Чтобы жить в обществе ему недостаточно того, что дает ему природа при рождении». В частности, формы речевого поведения также усваиваются с развитием человека. И если детские игры важны для социализации ребенка, то есть приобретения человеком свойства социальной личности, то ролевые игры на иностранном языке не могут не быть важны для так называемой вторичной социализации, которая происходит, как считают многие психологи, при обучении говорению на основе ролевой игры, ибо они учат подростка общению в иноязычной среде. Ролевые игры вносят свою лепту и в воспитание ролевого поведения подростка на родном языке, поскольку, как отмечается в литературе, подростки 13-15 лет «трудно вживаются в общественные роли» (Л.П. Крысин).
«Мысль рождается не из другой, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и потребности, побуждения, наши аффекты и эмоции. Затем уже мысль, «подобно нависшему облаку», «прольется дождем слов»,-писал Л.С. Выготский.
Каждая ролевая игра, органично включенная в урок, по мере продвижения в обучении уже является элементом другой, более сложной, игры, которая разрастается как снежный ком. Эта, как называет ее Е.И. Пассов, «большая игра» имеет в своей основе определенный сценарий, заимствованный из реальной действительности и представляющий собой цепь социальных контактов, связанных логикой обычного хода событий: например, проспал, срочные сборы и поиск портфеля, приход в класс и объяснение опоздания, договор с другом о походе в кино после уроков, обмен впечатлениями о картине и так далее. Такая «большая игра» позволяет цементировать отдельные ролевые игры в содержательные комплексы и тем самым сближает обучение с реальностью.
Следовательно, ролевая игра – это такое упражнение, в котором учащиеся исполняют попеременно различные социальные и межличностные роли, осваивают общение.
Каковы же основные правила ролевой игры?
- обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни. Это может быть все что угодно: от встречи знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации, например, деловых переговоров, конференции и т.п.;
- обучающемуся необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придется взять на себя воображаемую роль;
- участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни; их поведение должно соответствовать и исполняемой ими роли;
- участники игры должны концентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в роли.
Типы игр:
Если квалифицировать игры, применяемые на уроке, то их можно разделить на «спокойные» и «оживленные», в зависимости от характера деятельности учащихся во время игры. К спокойным играм можно отнести игры в «переводчика» и вообще все игры, где слабо выражен элемент игры. К оживленным играм относятся игры с ярко выраженным «элементом игры», например, игры-соревнования, игры на победителей, где присутствует атмосфера азарта, дух соревнования, радость победы. «Не просто игра, а игра-соревнование вызывает особый интерес у класса»,-справедливо отмечает А.Е. Ангелевич. Игры этого типа можно разделить на индивидуального победителя, например: «Кто больше напишет(назовет) слов на тему «Еда» за 2 минуты?» и игры на ряд-победитель: Какой ряд больше вспомнит слов на тему… Какой ряд быстрее сделает… К этому типу игр могут быть отнесены и разнообразные викторины.
Однако практика показывает, что игры с ярко выраженным «элементом игры» проходят на средней и особенно на старшей ступени при значительно меньшей активности учащихся, а зачастую могут быть отнесены к категории «спокойных». Это объясняется возрастными особенностями учащихся: чем старше ученик, тем меньше его привлекает внешний эффект и тем больше он задумывается над сущностью явлений, тем больше его увлекает содержание работы. Поэтому на старшей ступени особым успехом пользуются игры на «перевоплощение» в переводчиков, туристов и т.д. В дошкольном возрасте ребенок, играя, например, в «паровозик», воображает, что он машинист. Почти то же можно наблюдать и в школе. Это очень ценный способ искусственного сознания языковой среды на уроке. Следовательно, чем глубже войдут учащиеся в роль, тем лучше. Важно отметить, что «перевоплощение» способствует концентрации внимания учащихся на их ролевой деятельности в неожиданно возникающих ситуациях.
Какова же учебная роль игры на уроках иностранного языка?
Прежде всего следует сразу же отметить, что все виды языковых игр, независимо от их направленности, способствуют развитию у учащихся речевых умений и навыков, обучению их устной речи и чтению. Классифицируя эти игры, необходимо учитывать природу устной речи, имеющей две взаимосвязанные стороны – понимание речи со слуха и говорение. С чисто учебной целью можно искусственно вычленить каждую из этих сторон с тем, чтобы основательней развить у учащихся как навык понимания, так и навык говорения. Но обязательно эти игры должны способствовать развитию этих навыков и умений во взаимосвязи.
В зависимости от цели урока и уровня подготовленности учащихся ролевые игры могут проводиться:
- в парах (такие игры направлены в основном на тренировку в употреблении определенных лексических единиц и грамматических структур);
- в подгруппах, включающих 3-5 человек;
- в цельной группе (при проведении игр в подгруппах и группах обеспечивается выход в речь).
Ролевая игра в парах- наиболее простой вид данного методического приема. В качестве примера рекомендуют использовать для парной ролевой игры – анкеты, которые участники должны заполнить, задавая друг другу вопросы. Время, отводимое на эту работу, должно быть ограничено. Или, например, учащиеся работают в парах. Один из них- учитель, другой-ученик. Учитель называет звук, а ученик находит его обозначение (букву, буквосочетание) и называет несколько слов с этими звуками. Или еще один пример ролевой игры в парах «В магазине», где один ученик – «продавец», а другой – «покупатель».
Ролевая игра в подгруппах может проводиться по-разному. Например, когда все подгруппы должны играть одновременно, их работу контролирует преподаватель, переходя от одной подгруппы к другой. Однако, допуская вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные наблюдают и оценивают ее работу, с тем, чтобы принять активное участие в последующем обсуждении выступлений.
Приведем пример ролевой игры в подгруппах. Каждая подгруппа – семья, планирующая свой отпуск. Она может быть эффективным приемом для тренировочной работы – закрепления степеней сравнения прилагательных, будущего времени глагола, разговорных формул, выражающих согласие, несогласие, убеждение, лексических единиц по теме «Отдых», «Путешествие», вместе с тем при наличии проблемных установок в этой игре присутствует выход в речь.
Заслуживают внимание и ролевые карточки, используемые на уроках. Например, после ознакомления учащихся с темой «Географическое положение Англии»; «Города Англии и их достопримечательности» для расширения кругозора учащихся об Англии, а также о самом изучаемом языке можно предложить игры с использованием карточек. Например, карточки с написанными на них названиями городов Англии. Итак, играющий выставляет одну из карточек с названием города и называет его участникам игры. Учащиеся задают ему вопросы о местонахождении этого города, его достопримечательностях. Затем учитель предлагает учащемуся совершить «переезд» из этого города в какой-нибудь другой. Чем больше пропущенных городов, тем меньше очков получает играющий.
Не менее интересными могут быть и игры такого типа, как «восстановить пословицы и поговорки». Используя для этой цели начало их из левой колонки, а окончание из правой, учащимся предлагается объяснить каждую или одну из них и привести ситуацию, где можно было бы их применить. Можно предложить карточки с заданиями на установление соответствия.
Все учащиеся принимают участие в игре, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем. Речевые партнеры определяются не только по желанию, но и произвольно, каждый из них использует языковой материал согласно его личной подготовки или опирается на одни и те же модели высказывания.
Очень важным моментом является использование лингвострановедческого подхода к содержанию самой организации ролевых игр. Ролевая игра является одной из форм овладения невербальными средствами иноязычного общения, ведь человек не может разговаривать, оставаясь неподвижным, не меняя выражение лица. В ролевой игре гораздо легче создать такую ситуацию, когда ни один из ее участников не сможет «отмолчаться». Даже робким и неуверенным в себе учащимся легче высказывать свое мнение под маской какого-либо действующего лица.
Итак, учебная игра представляет собой средство оптимизации учебного процесса и интеллектуальной активности учащихся. Система игр делает процесс формирования и развития интеллектуальных умений у учащихся более интенсивным по сравнению с традиционной системой обучения.