Социальные сети как инструмент модернизации образования
Методическая разработка
по теме:
«Социальные сети
как инструмент
модернизации образования»
Заседание педагогического совета
от 02.11.16г
Сегодня педагоги активно обсуждают вопрос использования социальных сетей в образовании. Известны примеры успешного внедрения инструментария социальных сетей в образовательный процесс.
Одно из направлений модернизации современной системы образования – улучшение качества подготовки педагогических кадров. Наряду с глубокими знаниями в области педагогики и психологии все педагоги должны обязательно овладевать современной информационной культурой.
Социальные сети в образовании, на наш взгляд, надо рассматривать как инструмент. Тем не менее, вопросы безопасности общения в социальной сети остаются открытыми. С этой стороны важно научить детей, как правильно организовывать свое общение в социальной сети, показывать им существенную разницу между настоящей дружбой и «дружбой» в рамках социальной сети. Социальную сеть нужно понимать как некий абстрактный мир, в котором происходит общение между участниками. Причем, в ней предусмотрены инструменты выражения эмоций и настроения. Прежде всего это аватары и статусы.
Модернизация образования, в частности информатизация образования, требует создания информационной среды.
Есть определенные механизмы общения в этой сети. Кроме того, учителю важно овладеть инструментарием общения.
Среди положительных эффектов учителя выделяют тот факт, что дети меньше используют социальную сеть для развлечений, если в ней организуется учебная деятельность. Кроме того, в социальной сети ребенок чувствует себя более комфортно, чем, например, на сервисах, организованных с помощью систем управления обучением.
С одной стороны системы дистанционного обучения удобны для полноценного обеспечения учебного процесса, а с другой, дети, встречая непривычный и не совсем понятный интерфейс, воспринимают курс без энтузиазма и заинтересованности.
Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности образовательных учреждений. Однако трудно отрицать тот факт, что сами значения слов «социальные сети» и «сетевое взаимодействие» у многих педагогов вызывают затруднение.
Пифагор сказал: «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения». Чтобы лучше понять и разобраться в необходимости работы в Сети, ответим на вопросы:
Что такое сетевая педагогика, сетевое взаимодействие?
Для кого и чего это нужно?
Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).Социальная сеть (Интернет) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.
Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевого взаимодействия. Опираясь на проблему и существующую терминологию, дадим определение понятию сетевое взаимодействие на основе Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и социологического словаря. Итак, сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает нас искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия.
Формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая характеристика модернизации образовательного процесса. Интернет, в этой связи, вполне справедливо рассматривать не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие интернет-технологии позволяют педагогам оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов. Таким образом, создание виртуальных объединений педагогов обусловлено самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему образования.
Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.
В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, родители и другие субъекты педагогического процесса.
Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.
Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.
Таким образом, мы можем сформулировать понятие «сетевое педагогическое сообщество», под которым понимается группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.
Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; развитие у участников взаимодействия социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; повышение уровня профессионализма педагогов. Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Можно выделить мотивы к сетевому взаимодействию.
Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).
Реальный процесс образования человека на протяжении его жизни - это процесс "сетевого" взаимодействия, процесс непрестанных встреч с культурными явлениями и живыми людьми. Таким образом, складывается чёткое представление, что это направление зародилось давно, даже до появления интернет-сети. Но мы же знаем, что новое – это хорошо забытое старое.
Социальные сети уже давно захватили умы обычных пользователей Интернета. Сети являются одним из инструментов и одновременно результатом применения социокультурного подхода в образовании. Сеть – не только один из перспективных современных подходов к построению образовательной системы, в равной степени сетевую организацию образования можно назвать направлением и особым типом инновационных процессов, иной управленческой парадигмы, образовательной культурой, предметом, адекватным мотивационному полю обучения.
Дискуссии о применении данного инструмента в образовании велись довольно долго, но внедрять подобные инновации никто не решался. Технологии совершенствовались, диалогов становилось все больше, и это привело к появлению первых успешных примеров внедрения социальных сетей.
Существует много определений социальных сетей, но самым простым и понятным является следующее: «Социальная сеть в Интернете - это сервис, объединяющий людей по какому-либо признаку, чаще всего по интересам». Следует обратить внимание на то, что в определении речь идет об объединении конкретных людей, а не их прообразов. Поэтому сети, которые не обеспечивают идентификацию личности, не могут считаться социальными сетями.
В рекламной информации о социальных сетях часто количество зарегистрированных выдают за количество участников. Человек может из любопытства зарегистрироваться в сети и больше там не появляться, в этом случае его нельзя считать участником сети.
В последнее время из-за бурного развития и большого разнообразия сетей появилась еще одна общая проблема: человек регистрируется в нескольких социальных сетях одновременно и нередко несколько раз в одной и той же социальной сети. Таким образом, несколько сетей имеют одну и ту же аудиторию.
Сегодня социальные сети стали своего рода Интернет - пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получает возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети. Во всем мире более актуальными становятся универсальные профессиональные сети. Это учительские сайты, на страницах которых можно публиковать разные материалы.
При нынешнем обилии социальных сетей в мире актуальна потребность собрать все в одном месте, из чего появляется тенденция объединения социальных сетей и обмена информацией между ними.
Подход к формированию социальной сети в сфере образования, обладая определенной инновационностью, открывает новые возможности для этой сферы в современных условиях развития России.
Огромную роль в развитии творческих способностей детей играют Онлайн - олимпиады. Участвуя в них, дети получают дипломы и сертификаты участников. Это стимулирует их, рождает в них желание творить что-то новое.