Игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся на занятии


Районный конкурс «Мастер – класс»






Номинация: Успешный педагог – успешный ученик.






«Игра как способ активизации познавательной деятельности
учащихся на уроке».






Автор: Мышкина Ирина Дмитриевна
учитель первой категории









Оглавление:


Введение: 1.1 Актуальность проблемы...3
1.2 Результативность...3

Научная обоснованность...4
2.1 Технология игры...4
2.2 Задачи.....4
2.3 Виды игр....4

Дидактическая игра...5
3.1 Классификация..5
3.2 Структура...5
3.3 Организация процесса обучения..7

Пример урока – игры.8

Заключение...10

Список используемой литературы..11




Введение.


«Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский


Ребенок пошел в школу, сел за парту – ему интересно все, что происходит в классе, он исполняет указания учителя, но он психологически остался тем малышом, который по- прежнему бессознательно принимает игру.
По результатам обследования школьного психолога многие дети, пришедшие в первый класс, имеют повышенную тревожность, низкий уровень воспитанности, речевого развития, культуры игры, поэтому актуальность использования игры в учебном и воспитательном процессе очевидна.
Статистика результативности школьной тревожности и статусного положения учащихся отслеживается психологом и приведена в данной таблице (смотри приложение слайдов).
Так же мной были исследованы мотивы учения учащихся 2 В класса МОУ СОШ №5 в виде анкетирования. Учащимся следовало выбрать наиболее подходящий для них ответ из предложенных учителем. Результаты анкетирования можно представить в виде диаграммы (смотри приложение слайдов).




















Научная обоснованность.


Технология игры в обучении – эта такая организация обучения, при которой учащиеся включаются в деятельность учебную по направленности и содержанию и игровую по форме.

Задачи:

активизация познавательной деятельности учащихся на уроке;
создание условий для более осознанного, интересного обучения;
обеспечение психологического комфорта;
развитие творческой активности ученика.

Виды игр:

предметные (взаимодействие с предметами, игрушками);
творческие, сюжетно-ролевые (создание воображаемых ситуаций и распределение игровых ролей);
дидактические игры с готовыми правилами;
игры психологического плана (ребусы, кроссворды, шарады);
игры строительного плана (конструирование, применение знаний в практических ситуациях);
игры – тренинги (развитие основных психических процессов).

























Дидактическая игра.


Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

Классификация дидактических игр:

игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.
игры, включающие элементы поиска и творчества.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующие при обучении детей. По мере «вхождения» детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура дидактической игры.

дидактическая задача.


содержание игры:

игровые правила игровые действия игровые отношения


обучающие организующие манипуляции выполнение ролей ролевые деловые
активизирующие с предметами
межличностные
имитации


результат подведения итогов.


Дидактическая задача – определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК






дидактическая задача игровая задача

Игровые правила обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Все содержание игры должно быть результативно.























Заключение.

Игра мне помогает воспитывать творческих, самостоятельных и инициативных ребят, которые являются моими помощниками в любых делах и начинаниях. Результатами нашей работы являются выставки поделок и награждения.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроках дает возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо», легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, активизируя их познавательную деятельность на уроке с помощью игры.

Список используемой литературы.


Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! – М. «Просвещение» - 1983г.
Гобова Е. С. Понимать детей – дело интересное. – М. «Аграф» - 1997г.
Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М. «Просвещение» - 1983г.
Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Я. «Гринго» - 1995г.
Пленева Л. Д., Саар А. Д. Игра – деятельность познавательная. – 1987г.
Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. – М. «Детская литература» - 1979г.

15