Современные интерактивные технологии на уроках английского языка как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»
(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Выпускной проект по теме: «Современные интерактивные технологии на уроках английского языка как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников»
Срок выполнения проекта: 28.09. - 09.10.2015г.
Разработчик проекта:
Агапова Татьяна Николаевна Учитель английского языка.
8 905 306 39 39 е-mail S_TN1968@mail .ru
Проект допущен к защите:
«09» октября 2015 г.
Руководитель проекта:
Прокофьева Наталия Владимировна
Контакты: 89278977561
е-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тольятти – 2015г.
Если мы будем учить сегодня
так, как учили вчера, мы украдем
у наших детей завтра
Джон Дьюи
Краткая аннотация проекта
Современное общество ставит перед системой образования задачу подготовки гражданина знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования познавательной самостоятельности обучающихся.
В данном проекте экспериментально исследуется использование современных интерактивных технологий как эффективного средства организации самостоятельной работы школьников при изучении английского языка. В приложении представлен дидактический инструментарий для применения средств современных интерактивных технологий в самостоятельной работе обучающихся.
2. Обоснование необходимости проекта
В настоящее время возрастает значимость умения учиться. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. - М., Просвещение, 2008.)
Однако в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между потребностями общества в реализации самостоятельности учащихся в учебно-познавательной деятельности и не разработанностью в традиционной школе системы формирования самостоятельных умений.
Существующее противоречие позволило определить следующую проблему: какие педагогические условия способствуют эффективному формированию самостоятельной познавательной деятельности у обучающихся?
Среди всех новых технологий интерактивные технологии могут рассматриваться как оптимальный способ решения проблемы. Практика применения интерактивных технологий в образовательном процессе выявила, что данная технология
способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика;
развивает личностные качества: самостоятельность, ответственность, коммуникабельность;
позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;
формирует универсальные умения работать с информацией.
Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся.
Все вышеизложенное обуславливает выбор темы исследования – «Современные интерактивные технологии на уроках английского языка как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников ».
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что создание условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, обеспечивает соответствие современного обучения с постоянно повышающимися требованиями общества к результатам обучения.
Суть проекта состоит в переосмыслении традиционной практики изучения иностранных языков с позиции творческой самореализации личности, в отборе методов и приемов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса на основе использования интерактивных технологий. Средствами будут являться мультимедийные устройства, программные продукты, а новыми условиями – смещение акцента с преподавателя на учащихся за счет организации самостоятельной работы школьников.
Цели и задачи проекта
Цель исследования - изучение современных интерактивных технологий на уроках английского языка как эффективного способа развития навыков самостоятельной работы школьников.
Задачи исследования:
1. Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников и дидактические возможности современных интерактивных технологий для ее оптимизации.
2. Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения.
3. Экспериментально проверить эффективность использования интерактивных технологий в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка.
Гипотеза исследования – оптимальное использование современные интерактивные технологии на базе разработанного дидактического инструментария обеспечит эффективное развитие навыков самостоятельной работы и самообразования школьников.
Объект исследования - процесс организации самостоятельной работы школьников по английскому языку.
Предмет исследования – особенности интерактивных технологий как способа эффективной организации самостоятельной работы обучающихся.
4. Основное содержание проекта
4.1. Методы достижения поставленных цели и задач
теоретические методы:
- анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программно-методических документов об образовании;
научно-прикладные методы исследования:
-эмпирические (изучение передового педагогического опыта, анкетирование (методики тестов-опросников Т.Д. Дубовицкой, Г.А. Русских, Ч. Д. Спилбергера, и А.К. Осницкого, А.В. Глушенковой), педагогическое тестирование (методика В.П.Беспалько), статистическая обработка информации);
-экспериментальный [Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001.].
4.2. Механизм реализации проекта
Задачи исследования
Основные мероприятия
Ожидаемый результат
Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников и дидактические возможности интерактивных технологий для ее оптимизации.
Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта по проблеме исследования.
Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением интерактивных технологий, методов, форм и средств применения интерактивных технологий, принципов отбора электронного учебного материала.
Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения.
1.Определение экспериментального и контрольного объектов. 2.Подбор электронных учебных пособий.
3.Интеграция общеобразовательной программы с электронными учебными материалами.
4.Создание обучающих и контрольно-измерительных материалов.
5.Утверждение инструментария диагностики эффективности эксперимента.
6.Разработка методических рекомендаций для учителя, методического инструментария учащихся.
Утверждение двух групп учащихся для проведения эксперимента.
Разработка рабочей программы, интегрированной с электронными учебными материалами.
Комплект материалов по диагностике результативности эксперимента.
Комплект методических рекомендаций для учителя.
Сборник памяток для учащихся.
Экспериментально проверить эффективность использования современных интерактивных технологий в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка.
1.Проведение стартовой диагностики в экспериментальной и контрольной группах. 2.Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств современных интерактивных технологий в экспериментальной группе.
3.Проведение промежуточных срезов по определению уровня обученности.
4.Корректировка испытываемой методики.
5. Дальнейший эксперимент.
6.Итоговая диагностика.
7. Анализ полученных данных.
8. Корректировка модели методики в соответствии с результатами.
Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений.
Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением интерактивных технологий.
Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном и заключительном этапе.
Определение изменений уровня учебной мотивации на заключительном этапе.
Оформление методических рекомендаций по теме проекта.
4.3. Система распространения информации о проекте
- выступление на заседании школьного методического объединения;
- опубликование информации о проекте на Интернет ресурсах;
5. Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Временные ресурсы – 3 учебных года. Первый учебный год – подготовительный этап. Второй учебный год – экспериментальный этап. Третий учебный год – обобщающий этап.
Информационные ресурсы нормативно-правовые документы, психолого-педагогическая и методическая литература, учебно-методическое обеспечение
Кадровые ресурсы – учитель английского языка, владеющий технологиями: информационно-коммуникационные, интерактивные, обучение в сотрудничестве, метод проектов.
Организационные ресурсы – Учебный план и календарный учебный график, рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» 6-7 -8 класс.
Материально-технические ресурсы - компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, наушники с микрофоном. Программное обеспечение: электронный учебник Reward (рекомендован Министерством образования РФ для использования в учебных заведениях России, письмо №1292/11 от 02.10.96)
6. Партнеры
- Инженер, обеспечивающий функционирование компьютерного класса.
- Учитель информатики, консультирующий по вопросам применения программного обеспечения.
- Психолог, консультирующий по мониторинговым измерениям.
- Методист МБУ Сош № 84 оказывающий методическую поддержку.
Целевая аудитория
Исследование проводятся на базе МБУ Сош № 84 в процессе обучения английскому языку обучающихся 6 -7-8 классов. Исследованием охвачено 24 человека в возрасте от 13лет до 15. Принцип отбора обусловлен возрастными особенностями детей среднего школьного возраста (стремление к самостоятельным формам занятий, к самовыражению, самореализации). Уровень обученности и социально-психологический климат в группах 6а и 6б классов имеют близкие значения.
План реализации проекта
План-график реализации этапов проекта
Этапы
Подэтапы
сент.-окт.
2013г.
нояб.- дек.
2013г.
янв.– май
2014г.
сент.– апр. 2014-2015
сент. – дек.
2015г.
янв.– май 2016г
Подгото-
витель-
ный
Поисково-теоретический
Прогности-ческий
Организацион-ный
Основ-ной
Практический
Заклю-читель-ный
Обобщающий
Внедренческий
План реализации проекта
Этапы
Под-этапы
Виды работы
Сроки выполнения
Планируемый результат
Подготовительный
Поисково-теоретический
Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта по проблеме исследования.
сент. –
окт. 2013г.
Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением интерактивных технологий, методов, форм и средств применения интерактивных технологий, принципов отбора электронного учебного материала.
Прогностический
Разработка программы эксперимента.
нояб. - дек. 2013 г.
Определение цели, задач, гипотезы, модели организации обучения, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности эксперимента.
Организационный
Подбор экспериментального и контрольного объектов. Разработка методического обеспечения эксперимента дидактического инструментария.
янв. –май 2013-2014 г.
Утверждение двух групп учащихся для проведения эксперимента.
Рабочая программа по английскому языку для 6-8 класса.
Банк электронных учебных материалов. Обучающие материалы и КИМы.
Методический инструментарий для учителя и учащихся.
Основной
Практический
Проведение исходных констатирующих срезов в экспериментальной и контрольной группах.
Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств интерактивных технологий в экспериментальной группе.
Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка испытываемой методики.
Итоговая диагностика
сент. 2014г.
сент. 2014г. – апр. 2015 г.
дек. 2014 г.
апр. 2015 г.
Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений.
Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением современных интерактивных технологий.
Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном этапе.
Определение результатов диагностики
Заключительный
Обобщающий
Обработка данных. Соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью. Анализ полученных данных.
Корректировка модели методики в соответствии с результатами. Разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.
сент. – дек. 2015 г.
Выявление эффективности эксперимента.
Определение теоретической и практической значимости проекта.
Внедренческий
Распространение результатов проекта на заседаниях школьного, городского методических объединений/
янв. – май 2016 г.
Оформление и описание хода и результатов эксперимента. Разработка рекомендаций по использованию современных интерактивных технологий при организации самостоятельной работы школьников.
Публикация результатов проекта на педагогических сайтах. Выступление на методических объединениях учителей иностранного языка.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Ожидаемые результаты:
Прямые:
создание методических и образовательных продуктов педагогической деятельности автора проекта:
- банк методических разработок по направлениям проекта;
обеспечение 100%-й успеваемости по предмету;
повышение качества обученности, в т.ч. по результатам независимой
оценки.
повышение результативности участия в интеллектуальных конкурсах и количества охвата обучающихся;
повышение профессионального уровня учителя;
Косвенные:
Использование современных интерактивных технологий на уроках английского языка позволит:
усилить мотивацию и дифференциацию обучения;
развить алгоритмическую культуру, критичность мышления;
привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
повысить познавательный интерес к предмету;
создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности;
способствовать формированию интерактивных компетентности.
Критерием оценки эффективности проекта будут являться повышение:
- уровня качества обученности учащихся (коэффициент усвоения по шкале В.П. Беспалько),
- уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом (по Г.А. Русских),
- уровня развития познавательной самостоятельности учащихся (по материалам опросников Ч. Д. Спилбергера, А.К. Осницкого),
- уровня учебной мотивации (методика теста - опросника Т. Д. Дубовицкой),
- уровня состояния общеучебных умений и навыков учащихся (Глушенкова А. В. Диагностика учебных умений и навыков // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - N 1. - С. 102-110);
- динамика вовлечения учащихся в проектную деятельность.
10. Прогнозируемые риски и методы их коррекции
1. Отрицательное воздействие компьютерной техники на здоровье обучающихся (зрение, осанка).
Коррекция:
- Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения).
- Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту.
- Грамотное построение уроков с использованием компьютера.
- Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.
- Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.
2. Внезапно возникающие технические проблемы с компьютерной техникой.
Коррекция:
- Предварительное испытание функционирования новых обучающих материалов.
- Систематическое обслуживание компьютерной техники со стороны инженера.
3. Повышенная отвлекаемость обучающихся на посторонние электронные материалы.
Коррекция:
- Установление строгого временного лимита на выполнение поставленной задачи.
- Установка блокировки неиспользуемых в работе интернет ресурсов.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе в целях развития навыков самообразования школьников возможна разработка дидактического инструментария
- для других классов средней и старшей ступеней обучения;
- для подготовки учащихся к итоговой аттестации;
- для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения домашней работы (дистанционное образование).
Необходимые ресурсы:
- компьютерный или мобильный класс в рамках урочной деятельности;
- наличие компьютера и сети интернет в домашних условиях в рамках внеурочной самостоятельной деятельности;
- пополнение перечня электронных образовательных ресурсов.
Список использованных нормативных документов и источников информации
Закон «Об образовании в Российской федерации»;
ФГОС основного общего образования;
Гайдукова В.М. Социализации личности: размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов // Методист. – 2011. – № 3. – С. 45-47.
Глоссарий ФГОС основного общего образования. – М., 2011.
Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски // Народное образование. – 2011. – № 5. – С. 25-31.
Глушенкова А. В. Диагностика учебных умений и навыков // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - N 1. - С. 102-110);
Информационно-коммуникативные технологии (М.В.Моисеева.Е.С.Полат,М.В.Бухаркина), которые способствуют развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности
Никишина И. В.«Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе» (Волгоград,2007г) и методы, направленные на развитие исследовательских умений
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215