Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку Занимательный английский для 5 класса
Рабочая программа внеурочной работы по английскому языку «Занимательный английский» для 5 классов.
Программа «Занимательный английский» имеет познавательную (обще-интеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 5 классов.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще-учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.
Данная программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьника. Содержание программы «Занимательный английский» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ Калачеевская СОШ №6. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы.
Цель программы:
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка;
овладение учащимися способностью осуществлять общение с носителями английского языка в ситуациях повседневного общения, читать несложные тексты о стране изучаемого языка, их культуре и быте и изложить содержание прочитанного без помощи словаря.
Задачи программы:
● расширить коммуникативные умения учащихся в устной (говорение и понимание на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения,
● стимулировать интерес учащихся к изучению предмета,
● способствовать всестороннему развитию личности,
● постоянно формировать у детей потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком,
● максимально использовать способности детей в овладении языком.
I. Познавательный аспект. познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам
Личностные результаты :
- формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты курса внеурочной деятельности по иностранному языку в основной школе:
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности по иностранному языку:
В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения) :Говорение.
Диалогическая речь в 5 классе продолжает развитее таких речевых умений, как умение вести диалог этикетного характера, диалог- расспрос, диалог побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Объем диалога до 4 реплик.
Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания – до 8 фраз.
АудированиеДальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста
При этом предусматривается развитие умений:
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текстов для аудирования – до 2-х минут.
Чтение
Умение читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информацией (поисковое/просмотровое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста – осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5 классах, включающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
Объем текстов для чтения – до 400 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале. С использованием различных приемов смысловой переработки текстов (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации.
Объем текстов для чтения до – 250 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию которая необходима или представляет интерес для обучающихся.
Объем текстов для чтения - до 250 слов.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
делать выписки из текста;
писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая адрес).
Писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать тоже о себе, выражать благодарность, просьбы). Объем личного письма до 50 слов включая адрес.
Языковые знания и навыки:
графика и орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи.
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение правильного ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи.
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам усвоенным в начальной школе, добавляется около 150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики – клише речевого этикета
Грамматическая сторона речи.
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; предложения с начальным It и с начальным There + to be; сложноподчиненных предложений с сочинительными союзами, and, but, or; сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so; всех типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Future Simple); побудительные предложения в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry) форме
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с глаголами на –ing; to be going to (для выражения будущего действия);
Знание признаков и распознавания и употребления в речи правильных и неправильных глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple, Present Continuous); модальных глаголов и их эквивалентов.
Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow)существительных с причастиями настоящего и прошедшего времени (a writing student, a written exercise); существительных в функции прилагательного (art gallery), степеней сравнения прилагательных, в том числе образованных не по правилу (good- better-the best); личных местоимений в именительном (my) и объектном (me) падежах. А так же в абсолютной форме (mine); неопределенных местоимений (some, any); количественных числительных свыше 100; порядковых числительных свыше 20.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение используя знания элементов речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование английского языка как средства социокультурного развития обучающихся на данном этапе включает знакомство с:
фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами стран изучаемого языка);
с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи в странах изучаемого языка;
словами английского языка вошедшими во многие языки мира, ( в том числе и в русский) и русскими словами вошедшими в лексикон английского языка.
Предусматривается овладения умениями:
писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке,
правильно оформлять адрес на английском языке.
Компенсаторные умения.
Совершенствуются умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств.
Планируемые результаты.
В результате прохождения программы в полном объёме обучающийся должен знать\ понимать:
- основные значения изученных лексических единиц;
- особенности структуры простых, сложных и вопросительных предложений по изученным темам;
- основные нормы речевого этикета (реплики клише, наиболее распространённая оценочная лексика);
- признаки изученных грамматических явлений (видо – временные формы глагола, модальные глаголы их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных, числительные и предлоги );
Уметь:
- начинать, вести \ поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
- составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- понимать основное содержание кратких несложных аутентичных текстов по предложенным темам; тексты песен и мультфильмов;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с просмотровым и полным пониманием.
- писать поздравления, письма – открытки с опорой на образец;
- использовать приобретённые знания и УУД в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения, осознания себя гражданином соей страны.
Программа рассчитана на 1 год освоения предлагаемого материала учащимися 5 класса (4 год изучения английского языка). Продолжительность учебного года: 5 класс - 35 учебные недели. Количество занятий в неделю – 1. Продолжительность занятий для 5 класса – 45 минут.
Содержание курса «Занимательный английский» для 5 классов:
I. Роль английского языка в нашей жизни.II. Давайте познакомимся:
1. Чтение и обсуждение аутентичного текста
2. Встреча с английскими сверстниками в России (диалог и монолог)
3. Аудирование:
а) прослушивание текста;
б) контроль и понимание.
4. Настоящее время английского глагола.
5. Прошедшее время английского глагола.
6. Будущее время английского глагола.
7. Ролевая игра на тему: "Знакомство".
8. Конкурс рассказчиков «Мой новый друг».
9. Модальные глаголы.
III. Знакомство с английской семьей.
1. Разучивание стихотворений и песен на тему :"My family".
2. Чтение текста" English family" и обсуждение его.
3. Заочная поездка в гости к англичанам (диалог, монолог).
4. Настоящее совершенное время.
5. Проектная работа" English and Russian family".
IV.Будни и выходные.1. Путешествие в Уэльс.
2. Грамматика: отработка постановки вопросов.
3. Порядок слов в вопросительных предложениях.
4. Настоящее длительное время.
5. Диалогическая речь (работа по схеме)
6. Северная Ирландия.
7. Путешествие по России.
8. Игра «Путешествие по Великобритании».
V. Достопримечательности Англии.1. Аудирование текста "Лондон".
2. Просмотр видеофильма “Достопримечательности Англии”.
3. Прошедшее простое время.
4. Прошедшее длительное время.
5. Чтение текстов по теме «достопримечательности Англии».
6. Рассказы о Лондоне.
7. Защита проекта по выбору учащихся на одну из тем: «Big Ben», St. Paul’s Cathedral, The Tower of London.8. Достопримечательности Москвы.
VI. Праздники Великобритании.
1.Традиции празднования Дня рождения в Англии; (инсценирование).
2. Традиции и праздники в России.
3. Мои любимые праздники.
VII. Систематизация и обобщение изученного
Календарно- тематическое планирование внеурочной работы.
№ Тема Кол.
часов Планируемые результаты Дата
план факт 1. I. Роль английского языка в нашей жизни.
1 Личностные результаты
-Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
-знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
-стремление иметь собственное мнение; принимать собственные решения;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения,.- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний:
-пользоваться логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по различным признакам.
-выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
-решать проблемы творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно 02.09 II. Давайте познакомимся.
1 2. Чтение и обсуждение аутентичного текста 1 09.09 3. Встреча с английскими сверстниками в России (диалог и монолог) 1 16.09 4. Аудирование:
а) прослушивание текста;
б) контроль и понимание.
1 23.09 5. Настоящее время английского глагола. 1 30.09 6. Прошедшее время английского глагола. 1 07.10 7. Будущее время английского глагола. 1 14.10 8. Ролевая игра на тему: "Знакомство". 1 21.10 9. Конкурс рассказчиков «Мой новый друг». 1 28.10 10. Модальные глаголы. 1 11.11 III. Знакомство с английской семьей.
Личностные результаты
-Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
- представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
-знание правил вежливого поведения, культуры речи;
-стремление к адекватным способам выражения эмоций и чувств;
-эмоционально-нравственная отзывчивость (готовность помочь), понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
-использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
-пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, , установления причинно-следственных связей,
-работать с прослушанным/прочитанным текстом: устанавливать логическую последовательность основных фактов;
-выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
-решать проблемы творческого и поискового характера;
-контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные УУД:
-готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
- вступать в диалог;
-адекватно использовать речевые средства для дискуссии;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
-уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
-проявлять уважительное отношение к партнерам.
11. Разучивание стихотворений и песен на тему :"My family". 1 18.11 12. Чтение текста" English family" и обсуждение его.
1 25.11 13. Заочная поездка в гости к англичанам (диалог, монолог). 1 02.12 14. Настоящее совершенное время. 1 09.12 15. Проектная работа" English and Russian family". 1 16.12 IV.Будни и выходные.
1 16. Путешествие в Уэльс. 1 23.12 17. Грамматика: отработка постановки вопросов. 1 13.01 18. Порядок слов в вопросительных предложениях. 1 20.01 19. Настоящее длительное время. 1 27.01 20. Диалогическая речь (работа по схеме). 1 03.02 21. Северная Ирландия. 1 10.02 22. Путешествие по России. 1 17.02 23. Игра «Путешествие по Великобритании». 1 24.02 V.Достопримечательности Англии.
1 Личностные результаты
-осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
-чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры;
-стремление достойно представлять родную культуру;
-навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать: -умение работать в паре/группе; взаимопомощь;
-ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
-уважительное отношение к особенностям образа жизни людей другой культуры;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
-работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
-выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
-решать проблемы творческого и поискового характера;
-контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные УУД:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в
соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
24. Аудирование текста "Лондон". 1 02.03 25. Просмотр видеофильма “Достопримечательности Англии”. 1 09.03 26. Прошедшее простое время. 1 16.03 27. Прошедшее длительное время. 1 30.03 28. Чтение текстов по теме «достопримечательности Англии». 1 06.01 29. Рассказы о Лондоне. 1 13.01 30. Защита проекта по выбору учащихся на одну из тем: «Big Ben», St. Paul’s Cathedral, The Tower of London.
1 20.01 31. Достопримечательности Москвы. 1 27.01 VI. Праздники Великобритании.
1 32. Традиции празднования Дня рождения в Англии. 1 04.05 33. Традиции и праздники в России. 1 11.05 34. Мои любимые праздники. 1 18.05 35. Систематизация и обобщение изученного1 25.05 Литература:
Примерная программа организации внеурочной деятельности – Издательство «Просвещение», 2011
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. – Издательство «Просвещение», 2010
Внеклассные мероприятия по английскому языку 5- 8 класс М. А.Трофимова- Издательство «Глобус», 2010
Игры на уроках английского языка Ю. А. Пучкова – ООО «Издательство Астрель», 2003
УМК «Английский язык» для 5 класса. Авторы: В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа- Издательство «Просвещение», 2012