проект Мой школьный двор
Проект «Мой город, мой школьный двор»
Цель:
Создание «ландшафтного дизайна» на территории вокруг школы.
Формирование знаний и умений через организацию самостоятельной практической деятельности учащихся.
Практическая цель:
Использование современного деятельного метода обучения – метода проектов.
Как известно, метод проектов является одной из форм проведения обучения по интегрированным курсам. Цель обучения ребенка – развитие его мышления. В методе проектов эта цель достигается через организацию самостоятельной деятельности детей при соблюдении следующих условий:
- деятельность должна быть целесообразной, благодаря чему достигается высокая мотивация в обучении;
- преподаватель должен быть хорошо подготовлен к организации и проведению консультационной работы с учащимися по ходу их самостоятельной реализации учебного проекта;
- теоретические сведения дети получают в небольшом объеме по мере необходимости, возникающей в результате осуществления ими самостоятельной деятельности;
- осуществляется развитие речи ребенка в ходе постоянного обсуждения его самостоятельной деятельности с друзьями, родителями, соседями, педагогами;
Учебный проект реализуется по технологии, универсальной для любой деятельности человека, которая включает следующие этапы:
- подготовку к проекту: выбор, формирование и обоснование темы (цели) проекта;
- планирование работы: формулирование задач, которые следует решить для достижения поставленной цели;
- практическое решение задач в форме самостоятельной деятельности учащихся;
- знакомство с учебными справочными материалами по ходу осуществления работы, получение консультативной помощи со стороны преподавателя (теоретическое обучение), составление конспектов, написание реферата;
- ведение учебной документации (рабочей тетради, дневника наблюдений), составление таблиц и схем, заполнение таблиц экспериментальными данными;
- представление о обсуждение работы: доклад, дискуссия за круглым столом, деловые игры;
- выводы, составление планов на будущее.
Каждый этап технологии осуществления проекта имеет определенное содержание, поэтому по ходу выполнения проекта учащимся приходится часто менять вид деятельности, в результате удается избежать однообразия в работе и тем самым поддержать высокий уровень мотивации на протяжении выполнения всего проекта. Если в работе над проектом возникают осложнения, то можно вернуться на предыдущий этап выполнения проекта, возможно при разработке большого проекта вводить в его структуру выполнение небольших проектов.
В результате четкой структуризации деятельности в учебном процессе школьник обучается технологическому подходу к выполнению любой практической деятельности; удается побудить человека к размышлению при совершении неоднократно повторяющихся операций и затрачивать большую часть времени на творческий компонент своей деятельности.
Метод проектов позволяет реализовать на практике личностно ориентированный принцип, в основу которого положены следующие соображения.
В осуществлении проекта можно выделить несколько уровней:
- общешкольный уровень
- административный уровень
- педагогический уровень
Общешкольный уровень – осуществляется через штаб, который представляет собой выборный орган. Представительство – 1-3 человека от каждого класса (с 5-11 класс). Начальник штаба выбирается из числа членов штаба открытым голосованием.
Административный уровень – представляет директор Влажина Г.В., заместитель директора по ВР Ковалева С.Н., заместитель директора по АХЧ Хахалева И.И.
Педагогический уровень – объединяет работу преподавателей начальной, основной и старшей школы. Учителя начальной школы в рамках урока окружающий мир организуют и проводят выполнение проекта учащихся младших классов. Курирует эту работу заместитель директора по начальной школе Бойко И.Г. На педагогическом уровне основной и старшей школы организуется консультационная работа преподавателем биологии Черноусовой Н.Н. по всем вопросам, которые возникают у учащихся в ходе выполнения проекта.
Курирует работу заместитель директора по ВР Ковалева С.Н.
Классные руководители поддерживают и направляют идеи, выдвигаемые учащимися, помогают их практической реализации.
Этапы проекта.
Этап I. Формулирование общей цели проекта.
Цель проекта – Декоративное оформление школьной территории.
Этап II. Формулирование задач, которые необходимо решить для достижения общей цели.
Выполнение этапа на общешкольном уровне:
Работа штаба
Создание инициативного штаба, в задачу которого входит координация всей работы для достижения общей цели «Украсим территорию родной школы»
Состав штаба:
директор школы Влажина Г.В.
зам. директора по ВР Ковалева С.Н.
зам директора по АХЧ Хахалева И.И.
зам директора по нач. школе Бойко И.Г.
учитель биологии Черноусова Н.Н.
учащиеся:
5 класс – Дроздова Ксения, Янчук Вероника, Гусейнова Нармин6 класс - Лещенко Алиса
7 класс – Волкова Мария
8 класс – Арутюнян Мариам, Алексеева Анастасия, Жаныбаева Айзада 9 класс – Иванова Виолетта
10 класс – Шаходанова Полина
Члены редколлегии (для регулярного освещения в стенной печати):
Ескина Виктория, Андреева Диана.
I шаг – Составление плана школьного участка (на уроке географии – в соответствии с учебной программой по теме: «Топографический план местности». В качестве топографического объекта учащимся прелагается школьный участок).
Задача № 1:
Старшие классы – разработать технические требования к проекту благоустройства школьного участка: составить примерный перечень инструментов, строительных материалов, органических удобрений и других материалов, которые потребуются для создания «объектов зеленого строительства» (газоны, цветники, пришкольный участок и декоративно-цветочное оформление.)
Административный уровень
Восстановление недостающих звеньев в ограждении.
Установить, как проходят различные подземные коммуникации по школьной территории.
Задача № 2.
Организовать и провести общешкольный конкурс на лучший проект благоустроенного школьного участка.
Выбор штабом стратегической линии благоустройства школьного участка:
- каким должен стать школьный участок?
- Какие у него будут основные функции: эстетические, обучающие, спортивные? (соединение всех трех функций)
- На какие средства может рассчитывать школа?
- Может ли помочь школе служба озеленения города и района?
Члены штаба разрабатывают условия конкурса на лучшую планировку школьного участка для основной и средней школы.
Школьный участок в проекте озеленения должен выглядеть как единое целое.
В композицию следует включить все деревья и кустарники, уже растущие на школьном участке.
Использование различных видов художественного оформления: садовые скамейки, вазы-цветочницы, альпийскую горку, вертикальное озеленение, живые изгороди для хозяйственной зоны (емкости для мусора).
- В композиции оформления необходимо учитывать расположение сторон света;
- В проекте должны быть указаны расстояние между элементами декоративного оформления и исходными точками (углы здания школы, столбы, постоянные предметы на территории)
Конкурс необходимо провести 20 декабря в актовом зале. Защита индивидуальных и коллективных проектов. Каждый проект должен иметь свое название и свой девиз.
Черноусова Н.Н. – учитель биологии проводит консультации по теме: «Элементы садово-паркового искусства».
Задача № 3.
Члены штаба проводят анализ сложности всех объектов композиции, которые предстоит создать, и на основе оценки сложности распределяет объекты (цветочные композиции дорожки, объекты живой архитектуры).
Темы проектов:
Для начальной школы:
«Цветочная рассада – наш подарок школе».
«Чудо природы – прорастание семян».
«От семечка до цветочка».
«Календарь природы».
«Оранжевая клумба» (ноготки, настурция)
«Мое солнышко» (выращивание подсолнуха)
«Белый (розовый, рубиновый) газончик» (белый, розовый, красный клевер)
Для основной школы:
Многоцветье весны»
«Живописный пейзаж»
«Осенние краски»
«Декоративное оформление хозяйственных объектов» (элементы вертикального озеленения).
«Овощные клумбы»
«Однолетние орнаменты (вдоль школьных дорожек)
«Цветочное оформление партера» (для параллельных классов)
«Полянка»
«Аптекарский огород»
Лунный календарь и всхожесть семян цветочных культур»
Для старшей школы:
«Живая архитектура»
«Цветы в контейнерах и вазонах»
«Партерная клумба»
«Спортивная площадка»
«Искусственный водоем»
«Русский ситец»
«Живая изгородь»
«Школьные дорожки»
«Клумба «Школьный календарь»
«Альпийская горка.
Классный, групповой или индивидуальный проект выполняется путем последовательного осуществления следующих этапов.
ЭТАП 1.
Формулирование названия проекта и его цели, выделение этапов реализации проекта.
Учащиеся обсуждают тему (цель проекта). К цели проекта предъявляются следующие требования: она должна быть реальной, целесообразной и иметь эстетическую направленность.
Этапы реализации проекта «Мой город, мой школьный двор»
№ п/п Название этапа Цель Срок выполнения
1. Подготовительный Мотивация, целеполагание проекта. Февраль 2015 г.
2. Проектировочный Построение ориентировочной схемы деятельности Март 2015
3. Практический Реализация проекта Май – сентябрь
4. Аналитико-коррекционный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений Май – сентябрь 2015 г.
5. Заключительный Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития. Октябрь – ноябрь 2015 г.
ЭТАП 2.
Планирование работы, выстраивание последовательности действий и формирование задач, которые следует решить для достижения цели проекта.
№1. Познакомиться с материалами СМИ (учебные пособия, справочная и специальная литература, рекламные буклеты, советы знакомых любителей-цветоводов) с целью выбора композиции «зеленого строительства» цветовой гаммы.
№2. Составить эскиз цветочной композиции и содержание сопроводительной записки к эскизу, рассчитать количество растений, необходимое для создания объекта «зеленого строительства», красочно оформить эскиз на бумаге в виде схемы.
№3 . Провести подготовительные работы: купить семена цветочных культур, посадочный материал, заготовить емкости для выращивания рассады, выбрать состав почвосмеси и приготовить ее, изучить потребности цветочных культур, выбранных для композиции, к условиям выращивания их рассады.
Последовательность действий:
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п Мероприятие Ответственный
1. Проведение анализа экологического состояния школьной территории Учитель биологии
2. Старт конкурса «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двораКлассные руководители, учащиеся
3. Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» Классные руководители, учащиеся
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п Мероприятие Ответственный
1 Разработка коллективного проекта школьного двора:
- создание проектной группы;
- создание макета;- составление плана озеленения и благоустройства школьного двора; Зам. Директора по ВР,
учителя, учащиеся
План мероприятий практического этапа
№ п/п Мероприятие Ответственный
1 Приобретение семян и выращивание рассады. Учитель биологии, учащиеся
2 Трудовой десант «Зелёный островок» по благоустройству школьного двора. Классные руководители, социальный педагог
3 Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. Учитель биологии, классные руководители, учащиеся.
4 Обновление спортивной площадки Учителя физкультуры, учащиеся
5 Уход за посаженными цветочными культурами. Классные коллективы
5 – 10 классы.
6 Осенние работы:- подготовка семян к хранению;- заготовка компоста;- осенняя обработка почвы. Ответственный за учебно-опытный участок, учитель биологии
7 Планирование участка с использованием севооборота Ответственный за учебно-опытный участок Вырастить качественную рассаду цветочных культур.
Задача 1. Провести посев семян.
Задача 2. Создать оптимальные условия для роста и развития сеянцев.
Задача 3. Провести пикировку сеянцев.
Задача 4. Регулярно проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады.
Задача 5. Регулярно осуществлять технологии по уходу за рассадой ( полив, поддерживание светового и температурного режима, подкормки).
ЭТАП 3.
Регулярное обсуждение результатов выращивания рассады с целью уточнения задач.
Создание «объекта зеленого строительства» на школьном участке по разработанному эскизу и уход за ним.
Задача 1. Подготовить почву для посадки рассады.
Задача 2. Перенести схему цветочной композиции, составленной на бумаге, на участок земли, выделенный классу для создания «объекта зеленого строительства».
Задача 3. Посадить цветочную рассаду по схеме композиции.
Задача 4. Регулярно ухаживать за созданным объектом зеленого строительства»: полив, подкормка, прополка.
ЭТАП 4.
Механизм реализации проекта
№ Название мероприятия Сроки Участники
1 Изучение мнения учащихся по проблеме благоустройства пришкольного участка, проведение школьного конкурса на лучшую идею Март Учащиеся
Социальный педагог
2 Создание штаба по реализации проекта Март Администрация. Педагоги, родительский комитет, учащиеся школы
3 Разработка плана мероприятий по облагораживанию и озеленению пришкольного участка, макетирование Март Учитель биологии
4 Составление плана разбивки клумб в соответствии с общим планом благоустройства территории школы Апрель Учитель биологии, Заместитель директора по АХЧ
5 Высадка цветочной рассады Апрель-май Учитель биологии, учащиеся школы
6 Проведение акции «Аллея выпускников» Май Учащиеся 9 и 11 классов
Классные руководители
Заместитель директора по АХЧ
7 Разбивка клумб, посадка и уход Июнь-август Учащиеся
Педагоги школы Заместитель директора по АХЧ
ЭТАП 5.
Организация и участие учащихся в занимательных конкурсах, тематических вечерах.
Во время выполнения классных проектов можно организовать учебно-развивающие мероприятия. Например, такие, как:
- конкурс рисунков на тему «Наши цветы» для учащихся начальной школы;
- занимательные вечера, конкурсы по теме «Цветоводство», «Садово-парковое искусство», «Ландшафтное земледелие» для учащихся основной и средней школы;
- создание фотоальбомов «Цветы вокруг школы в 2015 году»
На основе записей в рабочих тетрадях и дневниках наблюдений создается классный дневник, в котором подробно описывается деятельность учащихся на протяжении выполнения классного проекта.
Организация и участие в общественном конкурсе на лучший объект зеленого строительства.
ЭТАП 6.
Формулирование выводов и составление плана на следующий учебный год.
Предполагаемые результаты, их социальная значимость.
№ п/п Предполагаемый результат
1. Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;
2 Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;
3 Создание условий для возможной организации процесса совместно времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
4 Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
5 Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
6 Создание условий для социальной защищенности из «неблагополучных» семей;
7 Создание благоприятных условий жизни.
Завершая работу, дети должны самостоятельно сформулировать выводы о проделанной работе и предложить план дальнейшего благоустройства школьной территории.
Например: «Мы пошли в школу в 2010 году. Закончим в 2021. Мы хотели бы, чтобы к 2021 году школа выглядела так, как на этом плакате. Чтобы школьники и прохожие не мусорили бы, предлагаем расставить урны на территории школы и вдоль забора. А, чтобы украсить нашу школу, можно посадить много ярких цветов. Как вы видите по клумбам и вдоль забора рассажены красивые цветы».
А, чтобы цветы радовали школьников и прохожих, за ними нужен уход и забота. Мы предлагаем за каждой клумбой закрепить определённый класс и объявить соревнование на лучшую клумбу.