Урок по окружающему миру на тему:: « Скажи, какой у тебя дом…»


Урок окружающего мира.3 класс
УМК « Начальная школа ХХI века»
Тема урока: « Скажи, какой у тебя дом…»
ЦЕЛИ -создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи,
- развитие умений работать со справочной литературой, развитие способностей анализировать и делать выводы,
- привитие уважения к образу жизни русского народа в стародавние времена,
- формирование правильной осанки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся характеризовать жилищные постройки,и их убранства, особенности и удобства.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; предметные – иметь представления о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать убранство , которые были в жилищах.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – вести устный диалог.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие; смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийная установка,
Презентация «Скажи, какой у тебя дом…», учебник «Окружающий мир» 3 класс, толковые словари, карточки , классная доска.
Ход урока
1.Организационный момент:
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок
2. Целеполагание.
Ребята, посмотрите внимательно на предметы, лежащие на столе. Как вы думаете, что это за предметы? Вы с ними знакомы? Назовите их. Кто ими пользовался? Где могли находиться эти предметы? (в доме, музее). Где они находились до музея?
Ребята, мы с вами посмотрели на эти предметы, а сейчас давайте попробуем сформулировать темунашего урока. ТЕМА: « Скажи, какой у тебя дом…»
Дети, посмотрите на доску и с помощью слов – подсказок скажите цели нашего урока
-Что можем узнать по теме урока? -Чему научимся? ЦЕЛИ: знакомство с жильём крестьянина и предметами быта.
- Откройте учебники на с. 56 и давайте сравним тему нашего урока с учебником.
Учитель: мы с вами сейчас живем в домах, благоустроенных квартирах. А раньше люди жили в избах.
-Вам знакомо слово изба? Найдите в выписках из словаря понятие слова изба. (Дети находят и зачитывают понятие).
3. Изучение нового материала.
Учитель: Собираясь строиться крестьянин сам рубил деревья поздней осенью или ранней весной, когда жизнь в дереве замирает. Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами и украшали фасад небывалой красоты резьбой … Перед постройкой дома выбиралось место - ровное слайд На месте предполагаемой постройки чертили на земле большой квадрат, разделяли его по диагонали, и в каждый из четырех "ромбов" клали камни. Это означало символ плодородия, чтобы семья, которая будет проживать в этом доме, была большой и дружной.
Крыша, окна и двери дома считались уязвимыми для нечисти, поэтому их активно украшали "оберегами" - резьбой по дереву с магической символикой.
Так на Руси появились "причелины" - украшения крыши, "наличники" - украшения окон. Слово "причелина" означает "оберег при щели", а слово "наличник - "на лице
Конек крыши получил свое название от конской головы, которую традиционно крепили на крыше. Считалось, что резная голова коня - самый ценный оберег, показывающий богам, что хозяева дома их любят и почитают.

Русская пословица гласит.. «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу где ты живёшь»-.
И в этом мы сейчас убедимся.
А) Работа в группах.
- учебник с. 56 (каждая группа работает над одним из абзацев и составляет рассказ).
Подведение итога работы в группах.
Беседа: Слайд
- Почему на юге России делали мазанки, а не строили деревянные дома? Изба называлась курной?
-Что значит изба топилась по чёрному?
- Какую пользу приносил дым?
Работа в группах закончена?
А сейчас отдохнём
4.ФИЗМИНУТКА
Т.к тема нашего урока, посвящена дому, то мы с вами сейчас поиграем. Если я буду называть предмет, который находится в доме, то поднимите ручки вверх и сделайте их домиком. А если предмет не находится в доме, то выполните хлопок. Или
Мы попытаемся построить дом только ручками. или
Раз,два,три,четыре ,пять,
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим ,крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить мы дружно в нём!
Вот внешний вид избы мы увидели.
А не заглянуть ли нам во внутрь избы?
Новый дом считался уязвимым для "нечистой силы", поэтому тот, кто первым войдет в него - быстро умрет. С целью оградить себя от смерти, люди впускали первыми в дом кошку или курицу. Первым входил хозяин дома с тестом, потом хозяйка с животным на руках (кошка) , и только потом - дети.
На потолке вырезался Перунов знак - колесо с шестью спицами.
Посмотрите в словарь-что означает слово перунА вот нас встречают хозяева. (Дети выступают в роли хозяев)
Экскурсия «Живая старина».
Дети рассказывают о русской печи, о красном угле, о сундуках.
1 ученик. Вошли в избу. Дверь в избу - низкая, а порог - высокий. (Слайд) Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло. В русской избе жила одна семья, но большая: 10-12 человек.-
Отгадаете, что это? Зимой нет теплей, Летом нет холодней (печь).
В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка (Слайд).
«Без печки изба - не изба». В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами.
- А какие сказки знаете вы, где упоминается печь?
2 ученик Печь считалась священным местом.
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почетом. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была, как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Самыми лучшими считались березовые поленья, (показ). Они хорошо горят и дают много тепла. -Что выше крыши, Ловчее мыши? (дым)
Когда топилась печь, дым в избу не попадал. Было так хитро придумано, что он вытягивался в специальное окошко с задвижкой, уходил в дымник, а оттуда, через трубу, на улицу
-учитель Возле печного столба давали клятвы. За этим столбом, по поверьям, прятался жил -дух дома – домовой, домовой-покровитель домашнего очага: иногда добрый, а иногда и опасный.
. С русской печкой связано много народных обрядов. Например, когда перед свадьбой сваты приходили в дом невесты, они сначала крестились на иконы, а потом прикладывали руки к печи. Это символизировало, что чужие люди хотят приобщиться к этой семье. А если незнакомого человека в чьём-то доме приглашали поспать на печи, то он уже становился «своим». Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
В наше время сохранился праздник «Печи»-18 марта. В этот день следует украшать печь. Показ картинки.-слайд- Ребята а чем освещали комнату? Лучинами значение слова найдите в словарике.
Учитель: Что из избы не вынесешь? (печь). Если не было в избе печи, изба считалась нежилой.. В старину люди о печи говорили: «Она и поилица, и кормилица, тело согревательница». А про что эта загадка: Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает,
А сам на отдых идет (ухват). Показ.
Для чего он?
А это что?
Черный конь,
Прыгает в огонь (кочерга). Показ.
Зачем она нужна?
Ножек четыре, шляпка одна.
Нужен коль станет обедать семья (стол). Показ.
3 ученик. В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол.Около него длинные и широкие лавки. Как вы думаете, почему они длинные?А почему широкие? (Ночью спали).(Слайд)
В каждой избе обязательно есть «красный угол». (Слайд). Что означало слово красный? (красивый, торжественный, главный). Здесь принимали гостей, отмечали праздники. В красном углу висели иконы. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «Здраве буде».-Что это означает? Встречает дорогих гостей хозяйка дома, в руках у нее хлебда соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям.
«Милости просим, гости дорогие. Хлеб вам да соль», - с поклоном приглашает хозяйка гостей.
Учитель
В Красном же углу висели рушники-набожники - специальные декоративные полотенца, которые "защищали" дом с помощью вышитых на них оберегающих орнаментов После прихода христианства на Русь в красный угол стали ставить икону.
А знаете -Как мыли руки в старину? (Из рукомоя, рукомойника). Вытирали руки ручником. Почему это полотенце так называлось? (ручник- для рук).
Учитель: Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось накормить, напоить досыта. «Все, что в печи - на стол мечи» - говорится в пословице.
4 ученик. В правом от печки углу размещались все необходимые вхозяйстве вещи. Этот угол считался царством хозяйки. Тут же висела люлька- кроватка для младенца. Она была подвешена к потолку, от нее тянуласьверевка с петлей на конце. Петлю хозяйка одевала на ногу, так онавыполняла работу по дому, а ногой качала люльку. (Слайд) А вот сундук. Что в нем хранили? Давайте посмотрим, (показ вещей из сундука).
А вот прялка. Для чего она? (Слайд) (показ,как прядут).
В избе у хороших хозяев все сверкало чистотой. На стенахвисели расшитые полотенца. Пол, стол, лавки были тщательно вымыты ивыскоблены.
Учитель: Таять может, да не мед,
Не фонарь, а свет дает (свеча).
Но пока не было свечей, избы освещали лучинами - тонкими деревянными щепками, которые вставляли в специальные приспособления - светцы, (показ). Светцы можно было переносить в нужное место. Вечерами не засиживались, ложились рано. Да и вставали с первыми лучами солнца. Посмотрите вокруг, о каких предметах мы еще не говорили? Новая посудина, а вся в дырах (решето, показ). Три братца пошли в воду купаться, Два купаются, третий на берегу валяется, (ведра и коромысло) показ.
Ребята, посмотрите на эти предметы и дайте ответ, пользуемся ли мы ими в настоящее время?
Ответы детей:
5.Закрепление нового.
-Что интересного взяли для себя?
Ребята вы внимательно слушали, а
сейчас мы проверим как вы запомнили то, о чём мы говорили. За правильный ответ ( жетоны)
В каких домах жили люди в старину? (в небольших деревянных избах)
Сколько комнат было в избе? (одна, большая)
Без чего изба была нежилой? (без печи)
Чем освещали избу? (лучинами))Как называлось место, где висели иконы? (красный уголок)
Как встречали дорогих гостей? (хлебом да солью)
Где хранили одежду в старину? (в сундуке)
Какие поленья считались лучшими для топки печи? (березовые)
.Как называлось полотенце для рук? (рушник)
.Зачем привязывали к ноге веревку с петлей на конце?
Подведем итоги( слайд) человека с большим количеством жетонов составляют макет избы.
Мы им доверим составить макет внутреннего убранства избы. Дети должны
учесть сказанное нами и расставить все на свои места по правилам.
А мы в это время поработаем на карточках. Нужно провести стрелки отпредметов на картинке к подписи. – раздаю рисунки заранее
проверка по слайду.
ВЫВОД: - Что является основой русской избы?
- Чем являлась печь для крестьянина? (Кормилица, защитница от холода, лекарь)
- Какие элементы (предметы) были обязательны в каждой русской избе? (Печь, красный угол, палатьи, большой прямоугольный стол, лавки, предметы посуды)
6. Итог урока
-Достигли ли мы поставленных целей? знакомство с жильём крестьянина и предметами быта.
Какое открытие вы сделали для себя? Чему научил вас этот урок? Ребята, а что вас удивило? Что урок дал вам для жизни.
7. Домашнее заданием.
Карточки с домашним заданием синего цвета.
1)Составить рассказ на тему «Моя изба» (представьте, что вы жители Древней Руси).
2)Приготовить сообщение о домовом или о существах которые жили в лесах и в водоёмах?
3)Нарисовать домового. Ответить на вопросы по тетради стр.13
8. Рефлексия.
- Изготовление домиков- оригами (разного цвета), (звучит музыка).
Дети, выберите цвет, который соответствует вашему настроению.
Если вам было комфортно и все понравилось, то выберите лист бумаги зелёного цвета. Если вы испытывали затруднения , то выберите лист бумаги желтого цвета.
А если вы ни чего не поняли на уроке, то выберите лист бумаги красного цвета.
Покажите свои домики. (улица)
Оцените свою работу на уроке.

Оценки. Я сегодня довольна вашей работой
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1)Составить рассказ на тему «Моя изба» (представьте, что вы жители Древней Руси).
2)Приготовить сообщение о домовом.
3)Нарисовать домового. Ответить на вопросы по тетради стр.13
-4262458248073
-209550-455295
1.Ухват 2.Печь 3. Красный угол 4.Мазанка 5.Стол 6. Деревянная изба