РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая общеобразовательная программа внеурочной деятельности кружок «Здоровячок» (4 класс)
Краснодарский край, Курганинский район, г. Курганинск
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол № 1
от 30 августа 2014 года
Чаушник О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая общеобразовательная программа
внеурочной деятельности
кружок
«Здоровячок»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 10 лет
Учитель Кочеткова Елена геннадьевна
Структура рабочей программы
Пояснительная записка
Здоровье человека тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные разделы программы
№
Название раздела
Общее
количество
часов
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие «Что такое здоровье?»
2
1
1
2
Азбука здоровья
15
10
5
3
В чудесном лесу под названием «Здоровье»
10
8
2
4
Помоги себе сам
6
5
1
5
Итоговое занятие «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь
1
1
№
Наименование разделов, блоков, тем
Всего,
часов
Количество часов
Аудиторные
Внеаудиторные
1
Вводное занятие «Что такое здоровье?»
2
1
1
2
Азбука здоровья
15
10
5
3
В чудесном лесу под названием «Здоровье»
10
8
2
4
Помоги себе сам
6
5
1
5
Итоговое занятие «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь
1
1
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
· личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
· метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
· предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» является формирование следующих умений:
· Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
· В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
· Проговаривать последовательность действий на уроке.
· Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
· Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
· Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
· Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
· Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
· Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
· Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
· осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
· социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны
приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Наше здоровье» обучающиеся должны знать:
· основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
· особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего
школьника;
· особенности воздействия двигательной активности на организм
человека;
· основы рационального питания;
· правила оказания первой помощи;
· способы сохранения и укрепление здоровья;
· основы развития познавательной сферы;
· свои права и права других людей;
· соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях,
транспорте, общественных учреждениях;
· влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
· значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
· знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима
питания.
уметь:
· составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
· выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
· различать «полезные» и «вредные» продукты;
· использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой
энцефалит;
· определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
· заботиться о своем здоровье;
· находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя,
наркотиков, сигарет;
· применять коммуникативные и презентационные навыки;
· использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в
своей работе;
· оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении,
утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном
ударах;
· находить выход из стрессовых ситуаций;
· принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
· адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
· отвечать за свои поступки;
· отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество,
уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие,
бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к
прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
2.2. Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающую практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры,
школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого
обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Итогом практической деятельности по программе можно считать следующее:
Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Учебно-тематический план
4 класс
1 год обучения - (34 часа)
№
п/п
Дата
Наименование
разделов, тем.
Всего
часов
Всего
часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
По
плану
По факту
Аудит
Внеауди
Раздел 1
Вводное занятие «Что такое здоровье?»
2
1
1
1
Причина болезни
1
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.
2
Признаки болезни
1
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»
Раздел 2
«Азбука здоровья»
15
10
5
3
Как здоровье?
1
Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
4
Как организм помогает себе сам
1
Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
5
Здоровый образ жизни
1
Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
6
Какие врачи нас лечат
1
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
7
Инфекционные болезни
1
Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура»
8
Прививки от болезней
1
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
9
Какие лекарства мы выбираем
1
Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.
10
Домашняя аптека
1
Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
11
Отравление лекарствами
1
Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.
12
Пищевые отравления
1
Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
13
Если солнечно и жарко
1
Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
14
Если на улице дождь и гроза
1
Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
15
Опасность в нашем доме
1
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
16
Как вести себя на улице
1
Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
17
Вода - наш друг
1
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Раздел 3
«В чудесном лесу под названием «Здоровье»!
10
8
2
18
Как уберечься от мороза
1
Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
19
Чтобы огонь не причинил вреда
1
Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
20
Чем опасен электрический ток
1
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
21
Травмы
1
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
22
Укусы насекомых
1
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь» Признаки аллергии. Помоги себе сам.
23
Что мы знаем про собак и кошек
1
Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!
24
Отравление ядовитыми веществами
1
Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
25
Отравление угарным газом
1
Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
26
Как помочь себе при тепловом ударе
1
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
27
Растяжение связок и вывих костей
1
Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.
Раздел 4
«Помоги себе сам!»
6
5
1
28
Переломы
1
Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
29
Если ты ушибся или порезался
1
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа.
30
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело
1
Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».
31
Укус змеи
1
Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
32
Расти здоровым
1
Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.
33
Воспитай себя. Я выбираю движение.
1
Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.
34
Раздел 5
Итоговое занятие «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!»
1
1
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
Итого
34
24
10
Содержание программы.
Тема 1. Причины болезни. (1час)
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.
Тема 2. Признаки болезни. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»
Тема 3. Как здоровье? (1час)
Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Тема 4. Как организм помогает себе. (1час)
Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
Тема 5. Здоровый образ жизни. (1час)
Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Тема 6. Какие врачи нас лечат. (1час)
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Тема 7. Инфекционные болезни. (1час)
Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура»
Тема 8. Прививки от болезней. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
Тема 9. Какие лекарства мы выбираем. (1час)
Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.
Тема 10. Домашняя аптечка. (1час)
Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
Тема 11. Отравление лекарствами. (1час)
Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.
Тема 12. Пищевые отравления. (1час)
Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Тема 13. Если солнечно и жарко. (1час)
Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
Тема 14. Если на улице дождь и гроза. (1час)
Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
Тема 15. Опасность в нашем доме. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 16. Как вести себя на улице. (1час)
Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
Тема 17. Вода – наш друг. (1час)
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Тема 18. Как уберечься от мороза. (1час)
Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
Тема 19. Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)
Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Тема 20. Чем опасен электрический ток. (1час)
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 21. Травмы. (1час)
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
Тема 22. Укусы насекомых. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.
Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).
Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!
Тема 24. Отравление ядовитыми веществами. (1час)
Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
Тема 25. Отравление угарным газом. (1час)
Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
Тема 26. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
Тема 27. Растяжение связок и вывих костей. (1час)
Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.
Тема 28. Переломы. (1час)
Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
Тема 29. Если ты ушибся или порезался. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.
Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)
Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».
Тема 31. Укусы змей. (1час)
Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Тема 32. Расти здоровым. (1час)
Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.
Тема 33. Воспитай себя. (1час)
Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.
Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час)
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
Учащиеся должны иметь представление:
- о подготовке мест для занятий физическими упражнениями;
- о способах регулирования физической нагрузки;
- о контроле физической подготовленности;
- о значении регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья.
- о правилах поведения и технике безопасности на занятиях физической культурой различной направленности;
- о значении физической культуры для укрепления здоровья, физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития;
- об основах рационального режима дня, личной гигиене, утренней гигиенической гимнастике и правилах ее выполнения;
- о строении тела человека и основных положениях его в пространстве (стойки, седы, упоры, висы);
- о жизненно важные двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье, перелезание, плавание).
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно организовывать активный отдых и досуг;
- определять величину выполняемой физической нагрузки;
- выполнять двигательные задания, направленные на воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков;
- применять двигательные умения и навыки в процессе игровой деятельности.
- выполнять элементарные строевые и танцевальные упражнения, комплексы общеразвивающих упражнений;
- выполнять двигательные задания, направленные на воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков;
- играть в подвижные и казачьи игры.
Вследствие этого, очень часто дети вынуждены прекращать работу при каких-либо сдвигах внутренней среды организма.
Методические рекомендации
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Непременным условием рационально построенного двигательного режима школьников является качественное разнообразие движений. Занятия физическими упражнениями, виды мышечной деятельности должны быть разнообразными, но сбалансированными в количественном отношении с потребностями и возможностями растущего организма. В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении.
У учащихся начальных классов ещё недостаточно развито - окостенение длинных костей, которое идет неравномерно. Следовательно, чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс. Рекомендуется использовать упражнения с собственным весом в вертикальных и горизонтальных плоскостях, а также динамические двигательные задания с малым отягощением.
Оформляются изгибы позвоночного столба, и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. Следует акцентировать внимание на формирование правильной осанки и рациональных поз при выполнении двигательных заданий. Суставы детей в этом возрасте очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани.
Мышцы детей имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Мышцы еще не сформированы и имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы-сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и наоборот. У 8-9 летних детей мышцы еще не оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. В 7 лет ребенку легче производить крупные движения (прыжки, лазание) и труднее мелкие, точные движения.
Ребенок в 7-10 лет уже может производить все основные движения: толкание, бросание, свободные движения в пространстве. Однако его способность к длительной продуктивной работе еще очень ограничена. Он быстро устает от движений, сложно координационных действий. Поэтому сложные и точные движения выполняются еще медленно и с большим напряжением, до тех пор, пока не появится навык.
Высокая интенсивность обменных процессов, неэкономичность мышечных усилий, повышенный расход энергии могут приводить к быстрому утомлению. Используемые физические нагрузки должны быть небольшого объема и носить «дробный» характер с частыми паузами для отдыха.
Регуляторные механизмы сердечнососудистой и дыхательной систем еще не совершенны. Частота пульса в покое высокая (85-90 уд/мин) и возрастает даже при умеренной нагрузке. Артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание учащенное и поверхностное. В ходе естественного развития и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются.
Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем организма ребенка и его дыхательного опыта. Рекомендуется, прежде всего, повышать общую дееспособность занимающихся с помощью разнообразных средств. Приоритетными для целенаправленного воспитания в этом возрасте являются качества: гибкость, ловкость и общая выносливость.
Внимание у детей 7-10 лет удерживается с трудом. Его объем и устойчивость увеличиваются постепенно и незначительно. Продолжительность активного внимания у детей данного возраста составляет до 20 минут. В процессе обучения необходимо использовать новые, яркие и краткие раздражители для удержания внимания. Замечание по технике исполнения должно быть не более 1-2 в один прием. Дети 7-10 лет еще не способны отделить несущественное от основного, часто фиксируют свое внимание на второстепенных деталях. Поэтому в этом возрасте целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями.
Большое значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ должен быть точным и четким, т.к. дети нередко копируют педагога и могут повторять его ошибки. Для развития 2-ой сигнальной системы пополнение терминологического запаса показ следует сопровождать кратким и доступным объяснением.
Эмоциональные проявления у детей 7-10 лет несовершенны, волевые и нравственные качества носят ограниченный характер. Поэтому необходимо неустанно работать над развитием этих качеств, помня, что похвала и методы поощрения в этом возрастном периоде, гораздо действеннее методов наказания.
В возрасте 7 лет у детей только начинает вырабатываться защитный механизм от стресса. Это обуславливает недопустимость использования со стороны педагога неадекватных воздействий (резких и громких команд, окриков, физических воздействий и т.п.). В этот период любая произнесенная команда, приказ откладывается в сознании ребенка и может стать кодом на всю жизнь.
В 7 лет уменьшается скрытый период коррекции движений. При этом происходит не просто совершенствование координации, а и замена одних на другие. Совершенствование морфологических характеристик структурных элементов двигательного аппарата сочетается с развитием индивидуального сенсомоторного профиля, который отражает особенности функциональной организации парной деятельности полушарий головного мозга. Дети в этом возрасте четко разделяются на правшей (15%), левшей (1%), смешанного профиля (84%).
Регуляторные механизмы сердечнососудистой и дыхательной систем еще не совершенны. Частота пульса высокая и в покое, возрастает даже при умеренной нагрузке. Артериальное давление претерпевает большие колебания. Дыхание учащенное и поверхностное. Естественное развитие и регулярные занятия повышают функциональные возможности детей. Дети могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности.
Для детей этого возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков. В зимний период двигательная активность детей снижается на 30-45%.
Возрастные особенности врабатывания проявляются у детей в относительно меньшем периоде достижения устойчивого рабочего состояния по сравнению с взрослыми спортсменами. Стабилизация некоторых показателей сердечнососудистой и дыхательной систем у юных спортсменов происходит раньше. Способствует этому высокая возбудимость и функциональная подвижность нервной системы у детей 7-10 лет.
Нарушение согласованности в работе двигательного аппарата и висцеральных систем получило название «мертвой точки». Это состояние может возникнуть как при врабатывании, так и при выполнении длительной мышечной работы. У юных спортсменов оно выражается сильнее, в связи с тем, что их организм более тяжело переносит состояние гипоксии и ацидоза. Вследствие этого, очень часто дети вынуждены прекращать работу при каких-либо сдвигах внутренней среды организма
Формы и виды контроля
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
опыты;
игра.
Изучение программного материала даётся в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа в 4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 40 минут. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
Литература
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
18. Татарникова Л.Г. , Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
Заголовок 1Заголовок 715