Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф.Климановой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 17»
Рассмотрена Согласована Утверждена
Руководитель методического Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ №17
объединения
_________Сергеева Г.В. ________ Волобуева Е.Л. ________ Бураков А.Е.
Протокол № 1 от 21.08.2016г 21.08.2016 г. Приказ № 101-од от 22.08.2016г.
.
Рабочая программа
по предмету: литературное чтение
на 2016-2017 учебный год
класс: 2
всего часов на учебный год: 136
количество часов в неделю – 4
Составитель: учитель начальных классов
Волобуева Елена Леонидовна
Воронеж 2016
1
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса соответствует:
Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями;
примерной образовательной программе начального общего образования и программы «Литературное чтение 1-4 классы» под редакцией Л.Ф.Климанова;
основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 17;
учебному плану МБОУ СОШ № 17;
федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования
Предусматривает изучение предмета на базовом уровне. Ориентирована на УМК «Школа России»:
. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2
Раздел II. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Регулятивные УУД
Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Раздел III. Содержание учебного предмета
Основное содержание (по темам или разделам) Характеристика основных видов учебной деятельности
Тема 1. Вводный урок.
Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом.
Знакомство с учебником по литературному чтению.
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.
Тема 2. Самое великое чудо на свете
Самое великое чудо на свете.
Р. Сеф «Читателю».
Библиотеки. Книги.
Чтение и учебная деятельность.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением на уроке.
Представлять выставку книг, прочитанную летом.
Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.
Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.
Составлять список прочитанных книг.
Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).
Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».
Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Размышлять над прочитанным.
Находить информацию о старинных книгах из учебника.
Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.
Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.
Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении:
находить общее и отличия
Тема 3. Устное народное творчество
Внеклассное чтение. Устное народное творчество. Малые
фольклорные жанры.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Русские народные потешки и прибаутки. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.
Загадки. Распределение загадок по тематическим группам. Пословицы и поговорки. Даль- собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…»
Значение чтения и книги.
Сказки о животных. Сказка
«Петушок и бобовое зёрнышко» Сказка «У страха глаза велики»
Сказка «Лиса и тетерев» .Сказка
«Лиса и журавль»
Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора»
Победа добра над злом. Сказка
«Гуси – лебеди»
Внеклассное чтение. Русские народные сказки. «Царевна - лягушка»
Обобщение и проверка знаний по разделу «Устное народное творчество» . Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.
Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.
Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.
Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.
Анализировать загадки.
Соотносить загадки и отгадки.
Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.
Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.
Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку ( по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки).
Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.
Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Тема 4. Люблю природу русскую. Осень.
Люблю природу русскую. Образ осени в стихах русских поэтов. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».
Внеклассное чтение. К.Бальмонт
«Поспевает брусника…»,
А.Плещеев «Осень наступила…»
А.Фет «Ласточки пропали…» «Осенние листья» - тема для поэтов
В.Берестов «Хитрые грибы» Поэтический образ осени в рассказах М. М. Пришвина. М.М.Пришвин «Осеннее утро». И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Тест №2.
Что такое тема?
Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.
Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Придумывать собственные сравнения.
Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.
Представлять картины осенней природы.
Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.
Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. в слове слогов.
Тема 5. Русские писатели.
Внеклассное чтение.
Произведения А. С. Пушкина. А.Пушкин «У лукоморья дуб
зелёный…»
Внеклассное чтение.
Стихи А.Пушкина. Поэтическое изображение зимы. А.С.Пушкин
«Вот север, тучи нагоняя…»,
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…».
Народная мораль в сказке
А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Характеры героев сказки. Сравнение литературной и народной сказок.
Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» .
Внеклассное чтение.
Произведения И. А. Крылова.
И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука» И.Крылов «Стрекоза и Муравей» Внеклассное чтение.
Произведения Л. Н. Толстого. Нравоучительный характер произведения.
Л.Толстой «Старый дед и внучек»
Внеклассное чтение. Поучительный характер рассказов Л. Н. Толстого.
Л.Н.Толстой «Филиппок»
Л.Н.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
Обобщение по разделу «Русские писатели» Тест № 4.
Умение понимать текст.
Прогнозировать содержание раздела.
Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках.
Сравнивать авторские и народные произведения.
Отличать басню от стихотворения и рассказа.
Знать особенности басенного текста.
Соотносить пословицы и смысл басенного текста.
Характеризовать героев басни с опорой на текст.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).
Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования.
Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.
Составлять устно текст-описание героя и текстрассуждение ( при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.
Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.
Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.
Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения.
Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.
Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представляя эту информацию в группе.
Тема 6. О братьях наших меньших
Внеклассное чтение.
О братьях наших меньших.
Весёлые стихи о животных. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре»,
М.Пришвин «Ребята и утята» Нравственный смысл поступков. Е.И. Чарушин «Страшный рассказ» Характеристика героев. Б.С.Житков «Храбрый утёнок». Внеклассное чтение.
В.В.Бианки «Музыкант»
В.В.Бианки «Сова».
Домашние животные
Обобщение по теме: «О братьях наших меньших». Тест № 5. В мире сказок. Составление плана художественного текста. Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.
Определять последовательность событий.
Составлять план.
Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.
Определять героев произведения; характеризовать их.
Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.
Тема 7. Из детских журналов
Из детских журналов. Д.Хармс «Вы знаете?», «Игра». Внеклассное чтение. Юмор в произведениях Д.Хармса. Необычное в обычном. Д.Хармс «Что это было?». «Очень-очень вкусный пирог». С.Маршак «Весёлые чижи».
Административная контрольная работа.
Юмор в произведении
А.И.Введенский «Учёный Петя».
Ю.Д.Владимирова «Чудаки». Обобщение по теме:
«Из детских журналов».
Восприятие художественного текста. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.
Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Отличать журнал от книги.
Ориентироваться в журнале.
Находить интересные и нужные статьи в журнале.
Находить нужную информацию по заданной теме.
Участвовать в работе пары и группы.
Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.
Приёмы работы с научнопопулярным текстом.
Межпредметный проект: « Мой любимый детский журнал».
Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.
Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.
Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.
Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Оценивать свои достижения.
Тема 8. Люблю природу русскую. Зима.. Люблю природу русскую. Образ зимы в поэзии. Стихи о первом снеге. И.Бунин «Зимним холодом». К.Бальмонт «Светлопушистая…»,Я.Аким «Утром кот…».
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о зиме. Природа в стихах. Ф.И.Тютчев
«Чародейкою зимою…».
Природа в стихах С. А. Есенина С. А. Есенин «Береза», «Поёт зима - аукает».
Внеклассное чтение. Характеры героев в русских народных сказках.
Русская народная сказка «Два Мороза».
Новогодние истории.
С.Михалков «Новогодняя быль». Особенности жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи от зиме А.Л.Барто «Дело было в январе». С.
Дрожжин «Улицей гуляет»
С.Погорельский «В гору…», А.Прокофьев
Обобщение по теме: «Люблю природу русскую. Зима». Тест № 7. Прогнозировать содержание раздела.
Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.
Соотносить загадки и отгадки.
Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.
Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.
Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.
Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Тема 9. « Писатели – детям»
Работа со стихотворением Внеклассное чтение. Сказки в стихах .К. И. Чуковского.
К.И.Чуковский «Радость» Литературная сказка.
К.И.Чуковский «Федорино горе» Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
Воспринимать на слух художественный текст.
Определять смысл произведения.
Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.
Объяснять лексическое значение некоторых слов на
Внеклассное чтение.Книги К.И.Чуковского.
Литературная сказка.
К.И.Чуковский «Федорино горе» Мудрость замысловатой истории. С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Воспитательный характер произведений
С. В. Михалкова.
С.В.Михалков «Сила воли».
Заботливое отношение человека к животным.
С.В.Михалков «Мой щенок». Поэтическая речь в произведении А.Л.Барто. «Верёвочка». Внеклассное чтение.
Воспитание чувства сострадания. А.Л.Барто. «Мы не заметили жука».
Юмористические стихи.
А.Л.Барто. «Вовка- добрая душа», «В школу».
Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова. Н .Н. Носов «Затейники». Смешные и поучительные рассказы.
Н.Н.Носов «Живая шляпа».
Составление плана к рассказу. Н.Н.Носов «Живая шляпа». Внеклассное чтение.
Взаимоотношения между детьми. Н. Н. Носова «На горке». Внеклассное чтение.
Взаимоотношения между детьми. Н.Н.Носова «На горке». Обобщение по теме.
«Писатели–детям». Тест № 8.
Формирование выразительного чтения. основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.
Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.
Тема 10. Я и мои друзья
Стихи о дружбе и обидах.
В.Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты».Э.Мошковская «Я ушёл в свою обиду».
Внеклассное чтение. Общение и поступки детей.
В.Лунин «Я и Вовка». Внеклассное чтение.
О дружбе и взаимопомощи.
Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Анализ произведения и составление плана.
Чувство товарищества в рассказе Н.Булгакова «Анна, не грусти!». Воспитание положительных качеств личности. Ю.Ермолаев «Два пирожных».
Внеклассное чтение.
Произведения В.Осеевой. Отношения между детьми и взрослыми.
В.Осеева «Волшебное слово». Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В.Осеева «Хорошее».
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
В.Осеева «Почему?». Внеклассное чтение.
Произведения В. Осеевой. Анализ характеров героев рассказа
В.Осеевой «Почему?».
Урок-обобщение по разделу «Я и мои друзья».. Тест № 9 Внеклассное чтение. Весенние загадки. Прогнозировать содержание раздела.
Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя;
увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять последовательность событий в произведении.
Придумывать продолжение рассказа.
Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.
Объяснять нравственный смысл рассказов.
Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.
Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Тема 11. Люблю природу русскую. Весна.
Весна–самое радостное время года.
Весенние загадки.
Изображение весны в стихах русских поэтов. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…».
Приметы весны в произведениях русских поэтов.
А. Плещеев «Весна».«Сельская песенка». А.Блок «На лугу». Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.
Наблюдать за жизнью слова.
Отгадывать загадки.
Соотносить отгадки с загадками.
Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.
Представлять картины весенней природы.
Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.
С.Маршака «Снег теперь уже не тот».
Поэтическая пауза и логическое ударение
Женский день.
И.Бунин «Матери».
Колыбельные песни.
А. Плещеев «В бурю».
Особенности поведения героя в стихотворении Е.Благининой «Посидим в тишине».
Внеклассное чтение.
Образ матери в стихах поэтов. Э.Мошковская «Я маму мою обидел».
Обобщение по теме: «Люблю природу русскую. Весна». Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.
Тема 12. И в шутку и всерьёз.
Произведения Б.Заходера. Полезные советы. Б.Заходер «Товарищам детям».
Главная мысль стихотворения.
Б.Заходер «Что красивее всего?» А. Милн «Винни-Пух и все-всевсе».
Веселые и смешные герои.
Б.Заходер «Песенки Вини-Пуха» Необычные герои в произведениях Э.Успенского. Э. Успенский «Чебурашка». Внеклассное чтение.
О дружбе и друзьях. Чебурашка». «Крокодил Гена и его друзья». Особенности поведения героя и описания их автором Э. Успенским «Если был бы я девчонкой».
Юмористические произведения Э.Успенского.
«Над нашей квартирой».
Воспитание эмоционально- Прогнозировать содержание раздела.
Планировать виды работы с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Понимать особенности юмористического произведения.
Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.
Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.
Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.
Пересказывать весёлые рассказы.
Придумывать собственные весёлые истории.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
эстетической отзывчивости через творчество Э.Успенского. Э. Успенский «Память».. Ребята и их дела. В.Берестов «Знакомый».
Формирование эмоциональнооценочных суждений на примере поступков героев произведений В. Берестова.
«Кисточка». «Путешественники».
Стихи для детей.
И.Токмакова «Плим». «В чудной стране».
Произведения Г. Остера. «Будем знакомы». Добрые и веселые герои.
В.Драгунский «Тайное становится явным». Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Тест № 10. Тема13. Литература зарубежных стран.
О дружбе животных и людей.
«Бульдог по кличке Дог». Сравнение произведений.
«Перчатки», «Храбрецы».
«Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети».
Зарубежные сказки.
Ш.Перро «Кот в сапогах». Волшебная сказка.
Характеристика героев и их сравнение.
Ш.Перро «Кот в сапогах».
Олицетворение добра и зла в сказке.
Ш.Перро «Красная шапочка».
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
О дружбе и друзьях. Эни Хогарт «Мафин и паук» О дружбе и друзьях.
Эни Хогарт «Мафин и паук».
«Бременские музыканты». К.Чуковский.
Котауси и Мауси.
Обобщение по разделу:
«Зарубежная литература» Тест №
11
Прогнозировать содержание раздела.
Выбирать книгу для самостоятельного чтения.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия.
Объяснять значение незнакомых слов.
Определять героев произведений.
Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.
Давать характеристику героев произведения.
Придумывать окончание сказок.
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.
Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках.
Участвовать в проектной деятельности.
Создавать свои собственные проекты.
Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.
Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем).Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.
Раздел V. Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов (или тем) Общее количество часов на
изучение
раздела
(тем)
Из них (перечислить виды практической части программы)
Чтение наизусть Тест Контроль знаний
(вид)
1 Введение 1 - -
2 Самое великое чудо. 4 -
3 Устное народное творчество. 15 1 1 1 – проверка техники чтения;
4 Люблю природу русскую. Осень. 8 6 1
5 Русские писатели. 14 3 2
6 О братьях наших меньших. 12 - 1
7 Из детских журналов. 8 2 1
8 Люблю природу русскую. Зима. 9 7 1
9 Писатели детям. 17 1 1
10 Я и мои друзья. 10 - 1
11 Люблю природу
русскую. Весна 10 5 1
12 И в шутку и всерьёз. 14 2 1
13 Литература зарубежных стран. 14 1 1 1 – проверка техники чтения
Итого 136 27 11 2
Раздел VI. Календарно - поурочное планирование
№
п/п Дата проведения Тема урока
(№, тема практической работы; №, тема контрольной работы)
Примечание
Вводный урок 1 ч. 1. 02,09 Книги, прочитанные летом. Знакомство с учебником по литературному чтению.
Самое великое чудо на свете ( 4 ч.) 2. 05,09 Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю».
3. 06,09 Библиотеки.
4. 08,09 Книги.
5. 09,09 Межпредметный проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».
Устное народное творчество ( 15 ч.) 6. 12,09 Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры.
7. 13,09 Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
8. 15,09 Русские народные потешки и прибаутки. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
9. 16,09 Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.
10. 19,09 Загадки. Распределение загадок по тематическим группам. Пословицы и поговорки. Даль- собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
11. 20,09 Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…»
12. 22,09 Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Проверка техники чтения
13. 23,09 Сказка «У страха глаза велики»
14. 26,09 Сказка «Лиса и тетерев»
15. 27,09 Сказка «Лиса и журавль» 16. 29,09 Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора»
17. 30,09 Сказка «Гуси – лебеди»
18. 03,10 Сказка «Гуси – лебеди»
19. 04,10 Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
20. 06,10 Обобщение и проверка знаний по разделу «Устное народное творчество» Тест№1.
Люблю природу русскую. Осень. 8 ч. 21. 07,10 Люблю природу русскую. Образ осени в стихах русских поэтов.
22. 10,10 Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».
23. 11,10 К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»
24. 13,10 А.Фет «Ласточки пропали…»
25. 14,10 «Осенние листья» - тема для поэтов
26. 17,10 В.Берестов «Хитрые грибы»
27. 18,10 М.М.Пришвин «Осеннее утро». И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»
28. 20,10 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Тест №2.
Русские писатели 14 ч.
29. 21,10 Произведения А. С. Пушкина. А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»
30. 24,10 Стихи А.Пушкина. Поэтическое изображение зимы. А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя…».
31. 25,10 Народная мораль в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Характеры героев сказки.
Сравнение литературной и народной сказок.
32. 27,10 Народная мораль в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Характеры героев сказки.
Сравнение литературной и народной сказок.
33. 28,10 Народная мораль в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Характеры героев сказки.
Сравнение литературной и народной сказок.
34. 07.11 Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»
35. 08.11 И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
36. 10.11 И.Крылов «Стрекоза и Муравей»
37. 11.11 Л.Толстой «Старый дед и внучек»
38. 14.11 Л.Н.Толстой «Филиппок»
39. 15.11 Л.Н.Толстой «Филиппок»
40. 17.11 Л.Н.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
41. 18.11 Веселые стихи
42. 21.11 Обобщение по разделу «Русские писатели» Тест № 3.
О братьях наших меньших 12 ч.
43. 22.11 О братьях наших меньших. Весёлые стихи о животных
44. 24.11 Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», 45. 25.11 В. Берестов «Кошкин щенок».
46. 28.11 Домашние животные.
47. 29.11 М.Пришвин «Ребята и утята»
48. 01.12 М.Пришвин «Ребята и утята»
49. 02.12 Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»
50. 05.12 Е.И. Чарушин «Страшный рассказ» 51. 06.12 Б.С.Житков «Храбрый утёнок».
52. 08.12 В.В.Бианки «Музыкант»
53. 09.12 В.В.Бианки «Сова».
54. 12.12 Обобщение по теме: «О братьях наших меньших». Тест № 4.
Из детских журналов 8 ч.
55. 13.12 Из детских журналов. Д.Хармс «Игра».
56. 15.12 Д. Хармс «Вы знаете?..»
57. 16.12 Д. Хармс «Весёлые чижи».
58. 19.12 Д. Хармс «Что это было?».
59. 20.12 Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог».
60. 22.12 Ю. Владимиров «Чудаки».
61. 23.12 А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка».
62. 26.12 Обобщение по теме:
«Из детских журналов». Тест № 5.
Люблю природу русскую. Зима. 9ч.
63. 27.12 Люблю природу русскую. Образ зимы в поэзии.
64. 10.01 И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло...»
К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая...»
65. 12.01 Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою...»
66. 13.01 С. А. Есенин «Береза», «Поёт зима - аукает».
67. 16.01 Русская народная сказка «Два Мороза».
68. 17.01 С.Михалков «Новогодняя быль».
69. 19.01 А.Л. Барто «Дело было в январе ...» С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет ...»
70. 20.01 Обобщение по теме: «Люблю природу русскую. Зима». Тест № 6.
71. 23.01 Игра «Поле – Чудес». Проверка техники чтения.
Писатели - детям (17 часов)
72. 24.01 Писатели - детям.
73. 26.01 К.И. Чуковский «Путаница». 74. 27.01 К.И.Чуковский «Радость»
75. 30.01 К.И.Чуковский «Федорино горе»
76. 31.01 К.И.Чуковский «Федорино горе»
77. 02.02 С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
78. 03.02 С.В.Михалков «Сила воли».
79. 06.02 С.В.Михалков «Мой щенок».
80. 07.02 А.Л.Барто. «Верёвочка».
81. 09.02 А.Л.Барто. «Мы не заметили жука». «В школу».
82. 10.02 А.Л.Барто. «Вовка- добрая душа»,
83. 13.02 Н .Н. Носов «Затейники».
84. 14.02 Н.Н.Носов «Живая шляпа».
85. 16.02 Н.Н.Носов «Живая шляпа».
86. 17.02 Н. Н. Носов «На горке».
87. 20.02 Н. Н. Носов «На горке».
88. 21.02 Обобщение по теме. «Писатели–детям». Тест № 7.
Я и мои друзья 10 ч.
89. 27.02 Я и мои друзья. Развитие речи. В.Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты». 90. 28.02 Э.Мошковская «Я ушёл в свою обиду». В. Лунин «Я и Вовка».
91. 02.03 Н.Булгаков «Анна, не грусти!».
92. 03.03 Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».
93. 06.03 В.Осеева «Волшебное слово».
94. 07.03 В.Осеева «Волшебное слово».
95. 09.03 В.Осеева «Хорошее».
96. 10.03 В.А. Осеева «Почему?»
97. 13.03 В.А. Осеева «Почему?»
98. 14.03 Урок-обобщение по разделу «Я и мои друзья». Тест № 8
Люблю природу русскую. Весна. 10 ч.
99. 16.03 Люблю природу русскую. Весна.
100. 17.03 Стихи Ф. Тютчева о весне.
101. 20.03 Стихи А. Плещеева о весне 102. 21.03 А.А. Блок «На лугу».
103. 23.03 С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
104. 24.03 И.А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения.
105. 04.04 А.Н. Плещеев «В бурю».
106. 06.04 Е.А. Благинина «Посидим в тишине».
107. 07.04 Э. Мошковская «Я маму обидел…»
108. 10.04 И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Тест № 8
И в шутку и всерьёз 14 ч.
109. 18.04 И в шутку и всерьез. 110. 20.04 Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
111. 21.04 Б.В. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
112. 24.04 Б.В. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
113. 25.04 Э.Н. Успенский «Чебурашка». 114. 27.04 Э.Н. Успенский «Чебурашка». «Если был бы я девчонкой».
115. 28.04 Стихи Э. Успенского
116. 02.05 Стихи В. Берестова
117. 04.05 Стихи И. Токмаковой
118. 05.05 Г. Остер «Будем знакомы»
119. 08.05 Г. Остер «Будем знакомы»
120. 11.05 В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
121. 12.05 В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
122. 15.05 Обобщающий урок по теме «Ив шутку, и всерьёз». Тест № 10
Литература зарубежных стран 14 ч.
123. 16.05 Литература зарубежных стран
124. 18.05 Американские и английские народные песенки.
125. 19.05 Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети».
126. 22.05 Ш. Перро «Кот в сапогах».
127. 23.05 Ш. Перро «Кот в сапогах». 128. 25.05 Ш. Перро «Красная Шапочка».
129. Ш. Перро «Красная Шапочка».
130. Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
131. Э. Хогарт «Мафин и паук».
132. Э. Хогарт «Мафин и паук».
133. Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». Тест № 11
134. КВН «Цветик – семицветик»
135. Повторение
136. Повторение