Рабочая общеобразовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) по физической культуре учащихся 1 класса Кружок «Юные спортсмены» Программа разработана на основе Методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности
Программа
Согласовано на МО учителей
физической культуры
протокола № от 25.08.2015г.
_______(Шульц Е.В.)
Утверждено
Приказом директора МОУ КСОШ №1
От 31.08. 2015г
Директор ____________ (В.Н. Хлебова)
Рабочая общеобразовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) по физической культуре
учащихся 1 класса
Кружок «Юные спортсмены»
Программа разработана на основе
Методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Срок реализации: 2015– 2016 учебный год
Составитель: Катаева Т.И
учитель физической культуры
МБОУ КСОШ №1
с. Кулунда 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа соответствует возрасту учащихся начальной школы. Направленность дополнительной образовательной программы: физкультурно – оздоровительная.
Занятия в кружке «Юные спортсмены» являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой, приобретение навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой; формирование моральных и волевых качеств.
Заниматься в кружке может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Программа кружка «Юные спортсмены» дополняет материал, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, с учётом интересов детей ( в зависимости от возраста, пола, времени года, и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Из программы исключён раздел «Плавание» (30 часов) в связи с отсутствием условий и материальной базы. Дополнен раздел «Подвижные игры» ( 30 часов).
Спортивные сооружения для занятий кружка: футбольное поле, площадка для игры в баскетбол, волейбол, приспособленный класс для занятий в ненастную погоду.
Руководитель кружка должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием кружковцев, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
Основные задачи теоретических занятий – дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.
При подборе средств и методов практических занятий руководитель кружка должен иметь ввиду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными оздоровительными целями занятия. Каждое практическое занятие должно состоять из трёх частей:
подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т. д.);
основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные спортивные игры;
заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия.
Общая характеристика кружка
Кружок входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Кружок юные спортсмены учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание курса «Юные спортсмены » направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая.
Средства: физические упражнения, игры, эстафеты.
Основные приемы и методы преподавания: репродуктивный (выполнение заданий по образцу), словесный и наглядный, практический.
Основные формы занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Формы представления результатов:
Соревнования;
Турниры;
Конкурсы.
Уровни воспитательных результатов.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знамя, труд, культура), ценностное отношение к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает ценить (или отвергает).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
По окончании изучения курса в первом классе начальной школы должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании первого класса начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
характеризовать роль и значение двигательной активности в жизни человека;
– использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство под руководством учителя;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
–применять технические действия из базовых видов спорта в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
«Юные спортсмены»
№п\п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теорет.
занятия
Практич.
занятия
1
2
3
4
5
1.
Физическая культура и спорт в России
1
1
-
2.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль
1
1
-
3.
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
2
2
-
4.
Гимнастика
12
-
12
5.
Лёгкая атлетика
9
-
9
6.
Подвижные игры
30
-
30
7.
Лыжи
9
-
9
8.
Контрольные испытания, соревнования
6
-
6
ИТОГО:
68
4
64
П Р О Г Р А М М А.
Физическая культура и спорт в России.
Понятие о физической культуре. Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим школьника.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание. Правила поведения во время проведения занятий.
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в кружке физической подготовки.
Гимнастика.
Строевые упражнения. Построения и перестроения. Шеренга, колонна, размыкание. Расчёт по порядку. Рапорт. Ходьба в ногу.
Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами ( мячами, скакалками, гимнастическими палками), на гимнастических снарядах (стенках, скамейках).
Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперёд. Стойка на лопатках.
Лазанье, перелезание, висы, упоры, равновесие, преодоление полосы препятствий.
Лёгкая атлетика.
Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Высокий старт. Бег на короткие дистанции до 30м и в медленном темпе до 500м.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты.
Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность.
Подвижные игры.
«У ребят порядок строгий», «Класс, смирно», «Запрещённое движение», «Быстро по местам», «Вызов номеров», «Что изменилось», «Отгадай, чей голосок», «Салки», «Ловкие ребята», «Совушка», «Два мороза», «Волк во рву», «Мяч – соседу», «Через кочки и пенёчки», «Космонавты», «Мяч – среднему», «Невод», «Третий лишний», «Передал – беги», «Линейная эстафета», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Удочка», «Не давай мяча водящему», «Пионерский мяч».
Лыжи.
Строевые упражнения с лыжами. Построение, рапорт, основные команды. Переноска лыж.
Передвижение на лыжах. Ступающий шаг. Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Подъём на лыжах ступающим шагом, «лесенкой».Прямой спуск. Торможение «плугом». Повороты переступанием. Ходьба на лыжах 2 км.
Контрольные испытания, соревнования.
Выполнение контрольных упражнений.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ.
Игра, беседа, комплексное занятие, соревнования, зачёт.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
№п\п
наименование
количество
1.
Спортивный комплекс ( канат, кольца,
верёвочная лестница, металлическая лестница )
1
2.
Мат гимнастический
2
3.
Мяч волейбольный
5
4.
Мяч баскетбольный
5
5.
Мяч футбольный
3
6.
Палки гимнастические
20
7.
Обручи
20
8.
Кегли
35
9.
Скакалки
20
10.
Мячи набивные
15
11.
Лыжи
10
12.
Мячи (большие, маленькие )
12
Тематический план для кружка 1-го класса.
№
Тема занятий .
Количество часов
Дата проведения по плану
Фактическая дата проведения
Примечание
1
Физическая культура и спорт в России
1
1.09
2
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль
1
2.09
3
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
1
8.09
4
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
1
9.09
Легкая атлетика
9
17.09
1
Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный
1
15.09
2
Высокий старт.Бег с преодолением препятствий.
1
16.09
3
Бег равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения
1
22.09
4
Бег на короткие дистанции до 30м
1
23.09
5
Бег в медленном темпе до 500м.
1
29.19
6-7
Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты.
2
30.09
8
Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность.
1
6.10
9
Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность.
1
7.10
Контрольное испытание
1
13.10
Гимнастика
12
1
Общеразвивающие упражнения без предметов
1
14.10
2
Общеразвивающие упражнения с предметами ( мячами скакалками, гимнастическими палками)
1
20.10
3
Общеразвивающие упражнения на гимнастических снарядах (стенках, скамейках).
1
21.10
4
Акробатические упражнения. Группировка.
1
27.10
5
Акробатические упражнения. Перекаты.
1
28.10
6
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд.
1
10.11
7
Акробатические упражнения. Стойка на лопатках.
1
11.11
8
Лазанье, перелезание
1
17.11
9
Лазанье, перелезание
1
18.11
10
Висы, упоры, равновесие, преодоление полосы препятствий.
1
24.11
11
Висы, упоры, равновесие, преодоление полосы препятствий.
1
25.11
12
Висы, упоры, равновесие, преодоление полосы препятствий.
1
01.12
Контрольное испытание
1
02.12
Лыжи
9
1
Строевые упражнения с лыжами. Построение, рапорт, основные команды. Переноска лыж.
1
08.12
2
Передвижение на лыжах. Ступающий шаг.
1
9.12
3
Скользящий шаг.
1
15.12
4
Попеременный двухшажный ход.
1
16.12
5
Попеременный двухшажный ход.
1
22.12
6
Подъём на лыжах ступающим шагом, «лесенкой».
1
23.12
7
Прямой спуск.
1
12.01
8
Торможение «плугом». Повороты переступанием.
1
13.01
9
Ходьба на лыжах 2 км.
1
19.01
Контрольное испытание
20.01
Подвижные игры
30
1
Подвижные игры изученные в 1 классе « Умедведя во бору»
1
26.01
2
Подвижные игры изученные в 1 классе «Цыплята и коршун»
1
27.01
3
Подвижные игры изученные в 1 классе «Скок поскок»
1
2.02
4
Подвижные игры изученные в 1 классе «Дедушка и детки»
1
3.02
5
Подвижные игры изученные в 1 классе «Светофор»
1
9.02
6
Подвижные игры изученные в 1 классе «Класс, смирно»,
1
10.02
7
Подвижные игры изученные в 1 классе «Лабиринт»
1
16.02
8
Разучивание игры «Запрещённое движение»,повторение ранее изученных игр
1
17.02
9
Разучивание игры «У ребят порядок строгий»,повторение ранее изученных игр
1
23.02
10
Разучивание игры «Быстро по местам»,повторение ранее изученных игр
1
24.02
11
«Вызов номеров»,повторение ранее изученных игр
1
2.03
12
Разучивание игры «Что изменилось»,повторение ранее изученных игр
1
3.03
13
Разучивание игры «Отгадай, чей голосок»,повторение ранее изученных игр
1
9.03
14
Разучивание игры «Салки»,повторение ранее изученных игр
1
10.03
15
Разучивание игры «Ловкие ребята»,повторение ранее изученных игр
1
16.03
16
Разучивание игры «Совушка»,повторение ранее изученных игр
1
17.03
17
Разучивание игры «Два мороза»,повторение ранее изученных игр
1
30.03
18
Разучивание игры «Волк во рву»,повторение ранее изученных игр
1
31.03
19
Разучивание игры «Мяч – соседу»,повторение ранее изученных игр
1
6.04
20
Разучивание игры «Через кочки и пенёчки»повторение ранее изученных игр
1
7.04
21
Разучивание игры «Космонавты»,повторение ранее изученных игр
1
13.04
22
Разучивание игры «Мяч – среднему»,
1
14.04
23
Разучивание игры «Невод», «Третий лишний»,повторение ранее изученных игр
1
20.04
24
Разучивание игры «Передал – беги», «Линейная эстафета»,повторение ранее изученных игр
1
21.04
25
Разучивание игры «Караси и щука»,повторение ранее изученных игр
1
27.04
26
Разучивание игры «Охотники и утки», «Удочка»,повторение ранее изученных игр
1
28.04
27
Разучивание игры «Не давай мяча водящему»,повторение ранее изученных игр
1
4.05
28
Разучивание игры «Пионерский мяч».
1
5.05
29
Разучивание игры «Пионерский мяч»,повторение ранее изученных игр
1
11.05
30
Разучивание игры «Пионерский мяч»,повторение ранее изученных игр
1
12.05
Контрольное испытание
1
18.05
Соревнование
1
19.05
Итоговое занятие
1
25.05
ИТОГО
68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Былеева Л.В. Подвижные игры. М., 1974год
2. Должиков И.И. Соревнования в школе. М., 1983
3. Портных Ю.И. Спортивные игры. М., 1974
4. Качашкин В.Н. Физическое воспитание в начальной школе М., 1978
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М., Просвещение 1976год