Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Литературное чтение (1 класс) по учебнику Л.Ф.Климановой
Городской округ город Воронеж
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38 имени Е.А. Болховитинова
УТВЕРЖДЕНО
решение НМС протокол №___
от_______________20___ года
Председатель НМС
______________Т.Л. Сунцова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Ступень обучения 1 класс начальное общее образование (1 -4 классы)
Количество часов 132 часа (4 часа в неделю):
Обучение грамоте (чтение) 92 ч.
Литературное чтение 40 ч
Составитель: Войнаровская Е.И .Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению ОС «Перспектива» под редакцией Климановой Л.Ф.,Бойкиной М.В, Москва, « Просвещение» 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Климанова Л.Ф.,Виноградская Л.А.,Бойкина М.В., «Литературное чтение» Учебник в 2-х частях 1 класс: Рос.акад. наук; Рос. акад. образования; изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2015.
2.Климанова Л.Ф.,Бойкина М.В Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение.1 класс».– М.: Просвещение, 2015.
Данная программа реализуется в первых классах МБОУ СОШ №38 в 2015 – 2016 учебном году.
Основная концептуальная идея курса заключается в том,
что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честь, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Специфика курса литературного чтения заключается в том,
что в центре внимания оказывается художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение ученик.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС, поэтому в программу не внесено изменений. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Курс литературного чтения состоит из двух разделов: обучение грамоте (чтение) и собственно литературное чтение.
Основные цели обучения грамоте (чтению):
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и совершенствование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления (познавательный аспект);
выработка коммуникативной компетенции обучающихся (социокультурный аспект);
Задачи:
создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
совершенствование диалогической и монологической устной речи;
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста,
воспитание интереса к чтению и книге;
помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности, отражѐнной
в художественной литературе;
воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений, создание условий для творческой деятельности. Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте (чтение), параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь.
Основные цели обучения литературному чтению:
совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений, выработка навыка чтения про себя, приобретение умения работать с разными видами информации; приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова, создание условий для
проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
введение учащихся в мир детской литературы, воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг, помощь в овладении
первоначальными навыками работы с учебными и познавательными текстами.
Задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста,
воспитание интереса к чтению и книге;
помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой
в художественной литературе;
воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.
Общие цели учебного предмета для начальной ступени обучения:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения;
приобщение ребенка к литературе, как искусству слова;
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и познавательных возможностей младшего школьника.
Основные задачи курса «Литературное чтение»:
развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений; развивать внимание к слову как средству создания образа;
научить на практическом уровне различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-разному отражающие мир;
развивать интерес к литературному творчеству.
Общие принципы, реализующие указанные цели:
принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
культурно-исторический принцип;
принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Общая характеристика учебного предмета, курса:
1. Формы организации учебной деятельности:
Урок, беседа, викторина, работа с книгой.
фронтальная работа – диалог, работа в малых группах; работа в статистических парах; индивидуальная работа нетрадиционная форма урока: урок-игра, урок- проект, урок-
викторина, индивидуальное выполнение заданий, в малых группах, коллективное.
2. Используемые методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
словесно-наглядный, практический (в том числе электронный);
проблемно-поисковый;
контроля и самоконтроля в обучении;
самостоятельной деятельности учащихся; беседа, изложение;
чтения-рассматривания;
наблюдение, классификация, анализ, синтез, обобщение;
метод проблемного изложения; частично поисковый или эвристический
3. Средства обучения
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения; ИКТ;
организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-
задания, учебные пособия)
4. Используемые технологии:
игровые технологии
проблемного обучения
технология создания ситуации успеха на уроке
личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
здоровьесберегающие информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Контроль и оценка предметных результатов
В первом классе исключена система балльного (отметочного) оценивания. В течение всего первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Тем не менее, учитель может и должен осуществлять текущий, тематический контроль результатов обучения.
Формами организации контроля являются устный и письменный опросы, тестовые задания.
Система оценки планируемых результатов проходит через итоговый контроль. Методы контроля: самоконтроль. Предусмотрено проведение стартовой диагностической работы – 1ч, итоговой диагностической работы – 1ч., проверка техники чтения – 1 ч., интегрированная контрольная работа – 1 ч.
Предметом учета и оценки достижений младших школьников являются:
результаты обученности обучающихся по отдельным предметам, т.е. качество усвоения учебного материала (полнота и осознанность знаний, умение применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи с учетом особенностей предмета и др.);
уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (метапредметные результаты);
имеющиеся затруднения и индивидуальный прогресс обучающегося (с учетом стартового уровня).
Критериями оценивания являются:
1) соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
2) динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребѐнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в диагностической карте «Карта знаний».
В рамках накопительной системы - создание портфолио обучающихся.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с локальным актом МБОУ СОШ №38 г. Воронежа.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 4 часа в неделю (из обязательной части). 132 часа в год.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки, в результате которого в 1 четверти учебный предмет «Литературное чтение» изучается в объёме 3-х часов в классно-урочной форме и 1 час с использованием нетрадиционных форм организации учебного процесса.
На обучение грамоте отводится 92 часа, на литературное чтение -40 часов (в том числе 10 часов отводится на внеклассное чтение, уроки работы с книгой по 15 минут на уроке 1 раз в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно- эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.
Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.
Результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты учебного предмета обучение грамоте (чтение)
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки
слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твѐрдые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,
ѐ, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
устно составлять 3-5 предложений на определѐнную тему;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Навык чтения:
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита.
Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Планируемые результаты учебного предмета «Литературное чтение»
Обучающиеся должны будут знать:
наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Обучающиеся должны будут уметь:
читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой
на вопросы и иллюстрации к нему;
высказать свое отношение к прочитанному.
В конце первого года обучения учащиеся должны уметь:
осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами (темп чтения 30-40 слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной слогобуквенной структурой;
ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
понимать фактическое содержание текста;
отвечать на вопросы по содержанию, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания;
выделять события, видеть их последовательность в произведении;
подробно пересказывать небольшие по объему тексты;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению, соотносить их с отрывками из произведения;
выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности,
воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, историю и народ,
осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимание других людей и сопереживание их чувствам;
понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств ее осуществления;
развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата, умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха, освоение начальных
форм познавательной и личностной рефлексии;
освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, а также с уважением воспринимать другие определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самопознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания.
практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существеннее связи, отношения и функции формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
осознание значимости чтения для личностного развития,
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем
учебным предметам,
формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
Содержание учебного предмета
Обучение грамоте (чтение):
Обучение грамоте проходит в 3 этапа: подготовительный (добукварный), основной (букварный) и обобщающий (послебукварный).
I . Подготовительный (добукварный) «Давайте знакомиться!» 20 ч.
II. Основной (букварный) Страна АБВГДейка 62 ч.
III. Обобщающий (послебукварный) «Про всѐ на свете» «Карта знаний» 10 ч.
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная
программа Рабочая
программа Рабочая программа по классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
1 «Давайте знакомиться!» 20 часов 20 часов 20 часов 2 Страна АБВГДейка 62 часа 62 часа 62 часа 3 «Про всѐ на свете» «Карта знаний» 10 часов 10 часов 10 часов Содержание учебного предмета
Обучение грамоте (чтение)
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначение звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ѐ, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография).
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на буквы, обозначающие гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением. Орфографическое чтение (проговаривание как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании).
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении. Правильно употребление в речи слов, называющих отдельные предметы, и слов с обобщающим значением.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
употребление ъ и ь как разделительных знаков; прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении, выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения.
Литературное чтение:
На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.
«Книги – мои друзья» - 3 ч.
«Радуга-дуга» -4 ч.
«Здравствуй, сказка!»- 5 ч.
«Люблю всё живое» - 6 ч.
«Хорошие соседи, счастливые друзья» - 6 ч.
«Край родной, навек любимый…» -8ч.
«Сто фантазий» - 1 ч.
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная
программа Рабочая
программа Рабочая программа по классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
1 «Книги – мои друзья» 3 3 3 2 «Радуга-дуга» 4 4 4 3 «Здравствуй, сказка!»- 5 5 5 4 «Люблю всё живое» 6 6 6 5 «Хорошие соседи, счастливые друзья» 6 6 6 6 «Край родной, навек любимый…» 8 8 8 7 «Сто фантазий» 1 1 1 8 Резерв 7 7 7 Содержание учебного предмета Литературное чтение
Разделы:
I. «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»
аудирование (слушание) – умение слушать и слышать, анализировать,
выделять главное, задавать уточняющие вопросы;
чтение – плавный переход от слогового чтения вслух к освоению приемов
целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми
словами) доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели
чтения и выбор его вида (ознакомительное, выборочное, выразительное,
чтение про себя);
говорение (культура речевого общения) – умение вести диалог, отвечать и
задавать вопросы по тексту, создание монолога с использованием правил
речевого этикета и средств выразительности, рассказывать о своих
впечатлениях, раскрывать авторский замысел, передавать основную мысль
текста, контролировать, оценивать своё высказывание, уважать мнение собеседника
II. «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»
Работа с разными видами текстов, которая предполагает выработку
аналитических умений: воспринимать средства художественной выразительности, установление причинно-следственных связей, понимание авторской позиции, выделение главной мысли текста, подбор заглавий к тексту, пересказ, умение работать с книгой (ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с различными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или свои предпочтений)
III. «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно- эстетической деятельности,
нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся, включает в себя знакомство с образцами художественной литературы и произведениями других видов искусства.
Анализ произведения строится по принципу «синтез-анализ-синтез». Дети учатся целостному видению произведения, его темы и проблематики, нравственно – эстетических ценностей, словесно-художественной форме и построения. Формируются первоначальные литературоведческие понятия и представления, развивается умение творчески интерпретировать произведение (словесное рисование, чтение по ролям, инсценирование, различные формы пересказа, создание собственного текста по аналогии)
IV. «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» включает произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), современных писателей России и других стран, произведения УНТ, что позволяет обогатить социально-нравственный опыт, расширить познавательные интересы ребѐнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Круг детского чтения. Тематика1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России и других стран). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.
Практическая часть программы:
Вид работы I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
интегрированная тестовая контрольная работа 1 1
Техника чтения 1 1
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе
№ п/п
дата Тема урока.
Тип урока. Элементы содержания Практическая
часть программы Текущий и промежуточный
контроль УУД учащихся Материалы к уроку
Вводный урок по курсу «Литературное чтение» Учебник, произведения рассматривание форзаца учебника, его содержания, системы условных обозначений; работа со словарем Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать
нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов
взаимодействия с книгой.
Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге. учебник, карточки с загадками
Раздел 1. «Книги – мои друзья» (3 ч.)
1.1 Книги – мои друзья. С.Маршак «Новому читателю» Книга, писатель, читатель прогнозирование содержания раздела, выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, объяснение названия произведения по его содержанию Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать
нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов
взаимодействия с книгой. учебник, СД-диск
1.2 Возникновение письменности. Творческая работа: рисуночное письмо. Письменность, рисунки выразительное чтение вслух по слогами целыми словами объяснение названия произведения по его содержанию Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать
нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов
взаимодействия с книгой. учебник, СД-диск
1.3
Как бы жили мы без книг? Экскурсия в библиотеку. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин, К.И. Чуковский. Маленькие и большие секреты страны Литературии Книга, писатель, читатель. Библиотека, алфавитный и систематический каталоги, читательский формуляр экскурсия в библиотеку, рассматривание книг, Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать
нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов
взаимодействия с книгой. портреты детских писателей, выставка детских книг
2 Раздел 2. «Радуга – дуга».(4 ч)
2.1 Песенки народов России. Рифмы Матушки Гусыни Малые литературные жанры, фольклорные песенки прогнозирование содержания раздела, сравнение произведений разных народов, выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. учебник, СД-диск, книги по теме урока, текст речевой разминки
2.2 Малые жанры устного народного творчества. Загадки. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки. Нравственный смысл пословиц и поговорок Загадки, пословицы, поговорки учатся различать жанры произведений, в том числе УНТ, выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, отгадывание и сочинение загадок Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. учебник, карточки с загадками, СД-диск, текст речевой разминки
2.3 Мы идем в библиотеку. Сборники произведений устного народного творчества Книга, автор, сборники, библиотека учатся различать жанры произведений, в том числе УНТ, выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, заучивание небольших произведений наизусть Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. учебник, карточки с произведениями УНТ, СД-диск
2.4 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторительно-обобщающий урок малые фольклорные жанры, песенки, пословицы, поговорки, загадки выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, ориентируются в прочитанных произведениях, отвечают на вопросы по содержанию мини-викторина учебник, карточки с загадками, вопросами
Раздел 3. «Здравствуй, сказка!» (5 ч)
3.1 Узнай сказку. Рассказывание сказки по рисункам. Буквы - сказочные герои. Г.Юдин. «Почему «А» первая?» Т.Коти «Катя и буквы», И.Гамазкова «Живая азбука» Сказка, сказочные герои прогнозирование содержания раздела, интонационное обозначение конца предложения, рассказывание сказок, узнавание сказок по содержанию Регулятивные: освоение способов работы с книгой, с иллюстрацией.
Познавательные: умение выделять сказочные приметы,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. учебник, выставка книг, тексты речевой разминки, СД-диск
3.2 Сравнение сказок. Русская народная сказка «Курочка Ряба». С.Маршак «Курочка Ряба и десять утят» Сходство, различия, сказка выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений, сравнение РНС с авторской Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать народную и авторскую сказки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. СД-диск, таблица сравнения сказок, текст речевой разминки, книги по теме урока, учебник
3.3 Р.н.с. «Лиса, заяц и петух». Главные герои сказки Сказка, главные герои выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, интонационное обозначение границ предложения, описание характеристики героев, соотнесение главной мысли и содержания произведения Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать главных героев сказки и их помощников;
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках учебник, текст речевой разминки, СД-диск
3.4 Сравнение героев сказки. Л.Пантелеева «Две лягушки» Наш театр. С.Михалков «Сами виноваты» Главные герои, сравнение, поступки героев определение последовательности событий сказки, соотнесение иллюстрации с содержанием текста, чтение сказки по ролям, сравнительная характеристика героев Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать героев сказки, оценивать поступки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках портреты писателей (Л. Пантелеева и С. Михалкова), учебник, карточки с загадками, текст речевой разминки
СД-диск
3.5 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по литературному чтению Сказки, главные герои, виды сказок выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, ориентирование в прочитанном, ответы на вопросы по содержанию прочитанного викторина учебник, карточки с заданиями, СД-диск
Раздел 4. Люблю все живое (6 часов)
4.1 Люблю все живое. Нравственный смысл произведений. В.Лунин «Никого не обижай» Е.Благинина «Котенок» Сказки, главные герои, виды сказок. Общение, звукоподражание прогнозирование содержания раздела, выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, обозначение интонацией границ предложения, рассказывание о своем отношении к прочитанному Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, учебник, портреты Е. Благининой, Л. Толстого, текст речевой разминки, выставка книг, СД-диск
4.2 Прием звукописи как средство создания образа. И.Токмакова «Лягушки» «Разговор синицы и дятла» В.Бианки «Разговор птиц в конце лета» Звукозапись, звуки природы выразительное плавное чтение вслух целыми словами с выделением ударных слогов, определять нравственный смысл содержания раздела Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие.
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках
формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. портреты И. Токмаковой, В. Бианки, текст речевой разминки, СД-диск
4.3 Мы в ответе за тех, кого приручили. И.Пивоварова «Всех угостила» С.Михалков «Зяблик» Герои стихотворения. Создание фотогазеты «Жизнь леса» (Создание плаката «Охраняй природу») Природа, герои произведений выразительное плавное чтение вслух целыми словами с выделением ударных слогов, определение последовательности событий в произведении, оценивание поступков героев СД-диск, аудиозапись песни «Антошка», текст речевой разминки
4.4 Мы идем в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Толстой «Обходиться добром со всяким. Не мучить животных Природа, герои произведений выразительное чтение вслух по слогам и целыми словами; определять последовательность событий, отвечать на вопросы по содержанию, сравнивать произедения больших и малых жанров, отгадывание загадок Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах. Портреты Л. Толстого, С. Маршака, текст для речевой разминки и карточки с заданиями
4.5 Наш театр. С.Маршак «Волк и лиса» диалог выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, разыгрывание спектаклей Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках. Портреты С.Маршака, Б.Жидкого, текст для речевой разминки и карточки с заданиями
4.6 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторительно-обобщающий урок-игра Общение, диалог, природа, герои произведений выразительное плавное чтение вслух целыми словами , ориентироваться в прочитанных произведениях.отвечать на вопросы по содержанию карточки с заданиями, учебник
Раздел 5. Хорошие соседи, счастливые друзья (6 часов)
5.1 Выразительное чтение стихотворений. С.Михалков «Песенка друзей», М.Танич «Когда мои друзья со мной», А.Барто «Сонечка» Стихотворение, герои, отношение автора к героям выразительное плавное чтение вслух целыми словами с выделением ударных слогов
Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах Портрет С. Михалков, М. Танича, фонограммы песен «Песенка друзей», «когда мои друзья со мной», текст реч. Разминки
5.2 Герой рассказа. Сравнение произведений по теме, содержанию, главной мысли. Е.Пермяк «Самое смешное», В.Осеева «Хорошее», Э.Шим «Брат и младшая сестра» Стихотворение, герои, отношение автора к героям учатся прогнозировать содержание произведения, давать характеристику героев, сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли.
Учебник, текст для речевой разминки, портреты Е. Пермяк, В. Асеева
5.3 Мы идем в библиотеку. Книги о детях Стихотворение, герои, отношение автора к героям Прогнозируют содержание произведения по названию и иллюстрациям Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах Выставка книг о детях
5.4. Герой стихотворения. Е.Благинина «Паповоз, паровоз, что в подарок нам привез…» В.Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила» Стихотворение, герои, отношение автора к героям выразительное чтение стихотворных произведений, сравнивают стихи разных поэтов, работают в группах Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах. Учебник, текст речевой разминки, диск CD
5.5 Наш театр. М.Пляцковский «Солнышко на память» Стихотворение, герои, отношение автора к героям выразительное плавное чтение вслух целыми словами с выделением ударных слогов, разыгрывание спектакля, определяют последовательность событий в произведении Портрет М. Пляцковский, текст для речевой разминки и карточки с заданиями
5.6 Маленькие и большие секреты страны Литературии Стихотворение, герои, отношение автора к героям выразительное плавное чтение вслух целыми словами с выделением ударных слогов, ориентируются в прочитанных произведениях, отвечают на вопросы по содержанию Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах учебник, СД-диск, карточки с заданиями
Проверочная работа по литературному чтению Стихотворение, герои, отношение автора к героям восстановление текста пословицы, выборочное чтение, ответы на вопросы ответы на вопросы и задания карточки с заданиями
Раздел 6. Край родной, навек любимый (8 часов)
6.1 Урок развития речи. Составление устных сообщений о красоте родного края П.Воронько «Лучше нет родного края» Родной край, красота родного края,
стих, ритм, рифма прогнозирование содержания раздела, выразительное чтение, составление устных сообщение о красоте родного края Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.
Коммуникативные: уметь работать в парах и группах; умение слышать и слушать художественное
произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей и природы аудиозапись песни «Моя Москва» (сл.Лисянского, муз. Дунаевского), текст речевой разминки, СД-диск
6.2 Произведения русских поэтов и художников о природе. А.Плещеев «Весна», С.Есенин «Черемуха», И.Суриков «Лето», Н.Греков «Летом» Родной край, красота родного края выразительное чтение лирических произведений, сравнивать стихи разных поэтов по теме; рассказывать о художниках и их картинах, выражать личное отношение Портреты поэтов и художественные иллюстрации, учебник, СД-диск
6.3 Сравнение произведений литературы и живописи. Произведения живописи И.Левитана, И.Шишкина, В.Поленова, И.Граборя Родной край, красота родного края портреты писателей , иллюстрации картин русских художников
6.4 Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки по аналогии Родной край, красота родного края выразительное чтение литературных произведений, выделение голосом важных мыслей и слов; учатся сочинять сказку учебник, портрет В. Сухомлинского, текст речевой разминки, картоки с заданиями, СД-диск
6.5 Произведения о маме. Г.Виеру «Сколько звезд на ясном небе?» Н.Бромлей «Какое самое первое слово?», А.Митяев «За что я люблю свою маму?» Семья, взаимоотношения детей и взрослых выразительное чтение стихотворного текста, наблюдение за изменением настроения поэта, объяснение смысла пословиц и поговорок Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.
умение слышать и слушать художественное
произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.
Коммуникативные: уметь работать в парах и группах
Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов; развивать умение
сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. СД-диск, учебник, текст речевой разминки
6.6 Произведения о папе. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о папе и маме Семья, взаимоотношения взрослых и детей выразительное чтение стихотворений, рассказ о своей семье, объяснение отдельных выражений в лирическом тексте, придумывание вопросов к тексту стихотворения выставка книг по теме, текст речевой разминки, аудиозапись песен про папу (на сл.М. Танича)
СД-диск
6.7 Мы идем в библиотеку. Книги о Родине. Е.Пермяк «Первая рыбка» Родина, родная природа прогнозирование содержания произведения по названию и иллюстрациям, сравнение произведений различных авторов по теме, выставка книг по теме
6.8 Маленькие и большие секреты страны Литературии Родина, семья, малая родина выразительное чтение вслух по слогами целыми словами, ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений карточки с заданиями, учебник
Проверочная работа по литературному чтению. Повторительно-обобщающий урок-викторина «Знай и люби родную природу» викторин, творческие задания карточки с заданиями Раздел 7. Сто фантазий (1 час) 7.1 Р. Сеф «Совершенно непонятно», В. Маяковский «Тучкины штучки», Ю. Мориц «Сто фантазий».
Рекомендации по организации летнего чтения и творческой деятельности. Создание произведений по аналогии творчество выразительное чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинение историй, объяснение понятия «творчество» Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: уметь работать в парах и группах
Личностные: формирование умения представлять своё творчество. учебник, речевая разминка, СД-диск Резерв 7 часов Всего 40 часов
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Мифы Древней Греции, Библия, Сказки Г. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро, А. Пушкина, стихи М. Лермонтова, Ф Тютчева, И Никитина, Н. Некрасова, басни Л. Толстого, И.Крылова. 2. Печатные пособия
УМК «Перспектива»:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А.
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2-х частях– М.:
«Просвещение»,2015.
Л.Ф. Климанова Литературное чтение. Методические
рекомендации. 1 класс. Пособие для учителей.- Москва
«Просвещение» 2014
С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному
чтению к УМК «Перспектива» Москва, «ВАКО»,2014
Наглядные пособия:
Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение
грамоте» .
2. Комплект наглядных пособий «Набор букв русского
алфавита». 3. Технические средства обучения
1.
2.
3. Проектор
Компьютер
Магнитофон 1
1
1
4. Экранно-звуковые пособия
Информационно-коммуникативные средства.
1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте. 1 класс» (CD).
2. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой. 1 класс (1CD).
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371
1
1
5. Игры и игрушки
6. Оборудование класса
Учебные столы
доска. 15
1
Приложения к программе.
Диагностическая работа за 1 полугодие (обучение грамоте)
Выбери буквы звонких согласных (6 баллов)
Т М Д В Ф Г Л Ш Р П
2.Выбери буквы глухих согласных (6 баллов)
Т К Ж З С Ф Б П Ш
3.В каких словах пропущена буква З (4 балла)
Ли…а, ли…а, ро…а, Ро…а.
4.Выдели слова, в которых 2 слога (3 балла)
Стульчик, тюлень, читать, чемодан. ученик, шмель.
Подчеркни красным карандашом лишнее слово(1 балл)
5.Подчеркни лишний слог (3 балла)
ЛА ЛУ ЛИ ЛЫ
КА ВА ЗА ГА
ШИ ФИ НИ СИ
6.Выбери слова с ударением на 1 слоге (3 балла)
Сокол, соловей, иволга, сирень, ласточка, дятел.
Подчеркни красным карандашом лишнее слово(1 балл)
Что объединяет слова? (1 балл)
7.Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто? (7 баллов)
Плотник, кедр, лошадь, пальто, гроза, Алексей, врач, мальчик, зебра, космонавт.
8.Соедини парами слова, которые начинаются с парных по звонкости – глухости согласных (4 балла)
Паутина Зима
Гепард Бабочка
Сосулька Конфета
Шишка Фиалка
Подчеркни красным карандашом лишнее слово(1 балл)
Если ты увидел ещё одно лишнее слово – подчеркни его синим карандашом (1 балл)
9. К каждому рисунку найди свою схему (3 балла)
ГУСИ ЛИСА ВОЛК
10.Составь схемы слов (11 баллов)
СОБАКА БЕЛКА
Проверка техники чтения. (конец года)
Около школы сад. В этом году был богатый урожай груш и слив. Наш класс помогал взрослым. Мы снимали груши и клали в корзины. Взрослые снимали и укладывали в корзины нежные сливы.
Машины отвозили фрукты в город. Зимой в магазинах есть и фрукты, и компоты, и соки. Вкусно! (47 слов)
Выбери заголовок к тексту6 «Наш класс», «Сладкий урожай», «Фруктовый сад».
Какие фрукты собирали дети?
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________/Зубрева В.Н./
«___»________________ 2015 г.