Календарно — тематическое планирование по литературному чтению (программа Школа России)2 класс
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Виды
учебной
деятельности
Планируемые результаты
Контроль
План
Факт
Предметные
Личностные
Метапредметные
1 четверть (17 часов)
1
Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю».
1
2.09
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, применять систему условных обозначений, предполагать на основе названия содержание текста или главы.
Знание структуры учебника, системы условных обозначений. Умение пользоваться оглавлением, словарём. Умение составлять небольшие монологические высказывания с опорой на авторский текст.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач.
Познавательные:
Определять значение и смысл новых слов и понятий.
Устное народное творчество (7 часов)
2
Русские народные песни. Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.
1
4.09
Прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные окончания в тексте. Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. Находить различие в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Знание названий, содержания изученных произведений и их авторов. Знание правил заучивания стихотворений, малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, потешки и прибаутки. Умение создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.
Познавательные:
- определять значимость книги, её иллюстраций и обосновать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять задание по плану.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию.
3
Загадки, пословицы и поговорки. Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».
1
9.09
Знакомство с русскими народными пословицами. Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице и соотносить содержание рассказа с пословицей. Анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки.
Знание народных загадок. Умение приводить примеры произведений фольклора, составлять свои загадки, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные:
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
4
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики».
1
11.09
Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Читать, передавая настроение героя. Характеризовать героев сказки. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка». Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя иллюстрации учебника, приводить примеры произведений фольклора.
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
5
Русская народная сказка «Лиса и
тетерев».
1
16.09
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе.
Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст, используя план текста, приводить примеры произведений фольклора.
Устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
6
Русская народная сказка «Лиса и
журавль», «Каша из топора».
1
18.09
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
7
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». А.А. Шибаев «Вспомни сказку».
1
23.09
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Соотносить пословицы со сказками.
Умение читать выразительно текст, различать жанры художественной литературы, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. Знание народных сказок.
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
8
Обобщающий урок по теме «Устное на-родное творчество». Викторина по сказкам.
1
25.09
Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Познавательные:
- сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины.
Викторина
Люблю природу русскую! Осень (5 часов)
9
Нравится ли вам осень? Осенние
загадки. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной », К. Бальмонт
«Поспевает
брусника».
1
30.09
Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. Формулировать ответы. Составлять загадки, используя свои знания сезонных изменений в природе. Работать в парах.
Знание понятия «устное народное творчество». Умение читать осознанно текст, пересказывать его, объяснять смысл пословиц. Умение различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Познавательные:
- определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- представлять собственное мнение и позицию;
- адекватно использовать речевые средства для представления результатов деятельности.
10
А. Плещеев «Осень наступила », А. Фет «Ласточки пропали»,
А. Толстой «Осень».
1
2.10
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы.
Знание произведений русских поэтов. Умение выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть
(по выбору).
Умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах.
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.
11
С. Есенин «Закружилась листва
золотая».
В. Брюсов «Сухие листья».
И. Токмакова «Опустел
скворечник». В.Д. Берестов
«Хитрые грибы».
1
7.10
Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения.
Определять тему и главную мысль произведения. Умение выполнять словесное рисование картин природы, читать осознанно текст художественного произведения.
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Познавательные:
- определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение.
Регулятивные:
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- представлять собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
12
М.М. Пришвин «Осеннее утро». Проверка техники чтения.
1
9.10
Читать произведение, передавая с помощью интонации настроение автора. Иллюстрировать рассказ. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Знание произведений русских поэтов.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.
13
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень».
Проверочная
работа.
1
14.10
Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания.
Умение анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
Декламировать произведения.
Проверочная
работа
Русские писатели (7 часов)
14
А.С. Пушкин.
Викторина по сказкам поэта.
1
16.10
Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать авторские и народные произведения, отгадывать загадки, отвечать на вопросы викторины. Познакомиться с биографией А.С. Пушкина.
Знание произведений А.С. Пушкина. Умение анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения.
Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воссоздающее и творческое воображение.
Познавательные:
- определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
- описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;
- определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;
- анализировать содержание иллюстраций к сказке.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Познавательные:
- определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение;
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение.
.
Викторина
15
А.С. Пушкин
«У лукоморья дуб зелёный ». А.С. Пушкин
«Вот север, тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин торжествуя»
1
21.10
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение.
Умение читать выразительно и осознанно текст стихотворения, осуществлять выборочное чтение отрывков, читать стихотворение наизусть.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Выделять существенную информацию.
16
А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке».
1
23.10
Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения.
Пересказывать сказку в прозе по плану. Выразительно читать. Объяснять интересные словесные выражения в произведении.
Знание содержания сказки А.С. Пушкина. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения.
Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.
17
И.А. Крылов.
Биография.
«Лебедь, рак и
щука», «Стрекоза и муравей».
1
28.10
Познакомиться с биографией И.А. Крылова. Отвечать и задавать вопросы.
Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст.
Знание биографии И.А. Крылова, понятия «басня». Умение читать осознанно текст, участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.
2 четверть (14 часов)
18
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда всего
дороже», «Котёнок».
1
30.10
Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. Пересказывать текст, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения.
Знание понятия «быль», творчества Л.Н. Толстого. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Познавательные:
- определять характер героя, его настроение и чувства, отношение к нему автора и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
19
Разноцветные
страницы.
Проверка техники чтения.
1
11.11
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Умение различать жанры (рассказ, быль, стихотворение), осознанно читать текст художественного произведения.
Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. Развивать воссоздающее и творческое воображение.
20
Обобщающий урок по теме «Русские писатели».
Проверочная
работа.
1
13.11
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Знание понятий: «быль», «басня», «устное народное творчество». Умение различать литературные жанры. Умение оценивать свои знания и достижения.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Проверочная
работа
О братьях наших меньших (5 часов)
21
Н.И. Сладков
«Они и мы».
А.А. Шибаев «Кто кем становится?»
1
18.11
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.
Знание авторов, которые пишут о природе. Умение прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.
Познавательные:
- анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;
- использовать приобретённые знания при составлении текста (научно-познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие».
22
Б. Заходер
«Плачет киска »
И. Пивоварова «Жила-была
собака»
В. Берестов
«Кошкин щенок».
1
20.11
Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.
Знание произведений о животных, о природе, авторов, пишущих о природе. Умение участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.
Умение выполнять творческую работу (сочинение сказок), осознанно и выразительно читать текст художественного произведения.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
23
М.М. Пришвин
«Ребята и утята».
Е.И. Чарушин
«Страшный рассказ». Б.С. Житков
«Храбрый утёнок».
25.11
Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных.
Воспринимать на слух прочитанное. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.
Знание произведений М.М. Пришвина, Е.И. Чарушина, Б.С. Житкова. Умение определять, от какого лица идёт повествование.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
24
В.В. Бианки
«Музыкант». «Сова».
Разноцветные
страницы.
1
27.11
Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении. Выбирать книги по темам и по авторам.
Знание произведений В.В. Бианки. Умение определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему.
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Развивать воссоздающее и творческое воображение.
Познавательные:
- прогнозировать содержание раздела.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- формулировать высказывания, используя новые термины.
25
Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Проверочная работа.
1
2.12
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Умение объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Знание авторов, которые пишут о животных.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Проверочная работа
Из детских журналов (4 часа)
26
Знакомство с детскими журналами.
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..»,
1
4.12
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Отличать журнал от книги.
Знание названий детских журналов, понятия «темп чтения». Умение устанавливать темп чтения, работать с иллюстрациями, ориентироваться в журнале. Умение найти нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала.
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Регулятивные:
- планировать и выполнять задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания
27
С.Маршак «Весёлые чижи», Д.Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
1
9.12
28
Ю.Д. Владимиров «Чудаки».
А.И. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Д. Хармс «Весёлый старичок».
1
11.12
Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.
Знание названий детских журналов. Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.
Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Познавательные:
- отвечать на поставленные вопросы.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
29
Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».
Тест.
1
16.12
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Знание, как устроен журнал.
Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Тест
Люблю природу русскую! Зима (6 часов)
30
Нравится ли вам зима? Зимние загадки.
И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло»
К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая».
1
18.12
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение.
Знание произведений о зиме. Умение отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх.
Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Познавательные:
- определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- представлять собственное мнение и позицию;
- адекватно использовать речевые средства для представления результатов деятельности.
31
Я.Л. Аким «Утром кот принёс на
лапах»
Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою»
С.А. Есенин «Поёт зима, аукает », «Берёза».
1
23.12
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Знание произведений о зиме. Умение воспринимать на слух художественный текст, определять средства выразительности, рисовать словесные картины зимней природы.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.
3 четверть (20 часов)
32
Русская народная сказка
«Два Мороза».
С.В. Михалков
«Новогодняя быль».
1
25.12
Понимать особенности сказочного текста. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики.
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Знание отличия прозаического произведения от лирического. Знание зимних праздников. Умение рифмовать слова, текст, делить текст на смысловые части, создавать небольшой устный текст на новогоднюю тематику.
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Познавательные:
- определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
33
А.Л. Барто «Дело было в январе »
С.Д. Дрожжин
«Улицей гуляет ».
1
11.01
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение.
Умение определять тему и находить главных героев. Рассказывать об изображениях зимнего времени года в произведениях, читать стихотворения по выбору наизусть.
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.
34
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима».
1
13.01
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Знание произведений о зиме. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Проверочная работа
35
Разноцветные
страницы.
Проверка техники чтения.
1
18.01
Анализировать свои успехи / неуспехи.
Знание своих сильных и слабых сторон. Умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ.
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Писатели – детям (6 часов)
36
К.И. Чуковский.
Биография.
«Путаница»,
«Радость», «Федорино горе».
1
20.01
Познакомиться с биографией К.И. Чуковского, совершить обзор по произведениям писателя. Работа в группах. Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Читать по ролям.
Знание произведений К.И. Чуковского. Умение найти информацию из дополнительной литературы по заданию учителя.
Умение анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках и шутках, давать характеристику героям.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Познавательные:
- определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- представлять собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
37
С.Я. Маршак
«Кот и лодыри».
1
25.01
Познакомиться с биографией С.Я. Маршака, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения. Характеризовать героев произведения.
Знание творчества С.Я. Маршака. Умение анализировать юмористическое стихотворение, выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
38
С.В. Михалков
«Мой секрет»,
«Сила воли»,
«Мой щенок».
1
27.01
Знакомиться с биографией С.В. Михалкова, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах.
Определить смысл произведения. Обсудить загол
·овок стихотворения. Дать характеристику герою по его поступкам.
Разделить текст на смысловые части.
Рассказывать о героях, отражая собственное отношение.
Знание произведений С.В. Михалкова. Умение выделять главную мысль произведения, оценивать поступки героев, выражать своё отношение к героям. Умение выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, отвечать на вопросы по прочитанному.
Анализировать юмористические произведения и произведения о животных.
Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Познавательные:
- сопоставлять героев разных произведений;
- использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений.
Регулятивные:
- работать с текстом произведения, используя алгоритм;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
39
А.Л. Барто
«Верёвочка»,
«Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа».
1
3.02
Познакомиться с биографией А.Л. Барто. Определить смысл произведения. Обсудить заголовок и прочувствовать ритм стихотворения. Вспомнить детские считалки и сопоставить с данным произведением. Анализировать заголовки стихотворений, подобрать свои; выразительно читать. Определить тему и главную мысль произведения, дать характеристику герою стихотворения.
Знание творчества А.Л. Барто. Умение выразительно читать произведения наизусть. Знание понятия «темп чтения». Умение устанавливать темп чтения от смысла читаемого; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения.
Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.
40
Н.Н. Носов
«Затейники», «Живая шляпа», «На горке».
1
5.02
Познакомиться с биографией Н.Н. Носова. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Составление картинного плана.
Знание творчества Н.Н. Носова. Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Познавательные:
- определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
41
Скороговорки. Обобщающий урок по теме «Писатели – детям».
1
10.02
Знакомство с понятием «скороговорка». Работа над выразительностью чтения, ритмом. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста.
Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Проверка предметных и универсальных учебных умений.
Знание понятия «скороговорка», ее назначение, малые фольклорные жанры, народные загадки. Умение приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.
Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Я и мои друзья (7 часов)
42
Я и мои друзья. Развитие речи.
1
12.02
Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.
Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики.
Познавательные:
- определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение;
- определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;
- определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;
- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
- использовать речевые средства для представления результата.
43
В.Д. Берестов
«За игрой».
Э.Э. Мошковская
«Я ушёл в свою обиду».
1
17.02
Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.
Умение работать со словарем; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения.
Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
44
В.Д. Берестов
«Гляжу с высоты».
В.В. Лунин
«Я и Вовка».
1
19.02
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.
Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
45
Н. Булгаков
«Анна, не грусти!»
Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».
1
24.02
Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определять отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.
Озаглавливать текст, иллюстрацию. Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
46
В.А. Осеева
«Волшебное слово». В.А. Осеева
«Хорошее». Урок-проект.
1
26.02
Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации.
Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое выступление.
Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное.
Соотносить название произведения с его содержанием.
Проект
47
В.А. Осеева
«Почему?»
Е.А. Благинина «Простокваша».
В.Н. Орлов
«На печи».
1
2.03
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Составление плана, пересказ. Характеристика персонажа. Формирование осознанности и выразительности чтения.
Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации.
Соотносить пословицы с произведениями. Различать жанры произведений: малые фольклорные и литературные формы. Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Познавательные:
- сопоставлять героев разных произведений;
- использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений.
Регулятивные:
- работать с текстом произведения, используя алгоритм;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
48
Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».
Проверочная
работа.
1
4.03
Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).
Проверка предметных и универсальных учебных умений.
Умение жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Проверочная
работа
Люблю природу русскую! Весна (3 часа)
49
Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится », «Весенние воды».
1
9.03
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.
Знание произведений о весне. Умение отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о весне.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Познавательные:
- сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять учебное действие по плану.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
50
А.Н. Плещеев
«Весна», «Сельская песенка».
А.А. Блок «На лугу». С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот».
1
11.03
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.
Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои, выразительно читать.
Умение читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст.
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
51
И.А. Бунин
«Матери». А.Н. Плещеев
«В бурю».
1
16.03
Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.
Озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Познавательные:
- использовать разные источники информации для выполнения учебного задания.
4 четверть (19 часов)
52
Е.А. Благинина
«Посидим в тишине».
Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
1
18.03
недост.
Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности.
Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание.
Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Регулятивные:
- выполнять учебное действие по плану;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога.
53
И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа.
1
30.03
Проверка предметных и универсальных учебных умений.
Умение читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст.
Отвечать на вопросы по содержанию литературных текстов. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Проверочная работа
И в шутку, и всерьёз (12 часов)
54
«Мозговая атака». Развитие речи. Проверка техники чтения.
1
1.04
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.
Проверка предметных и универсальных учебных умений.
Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события; находить в тексте логически законченные части произведения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Познавательные:
- осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
55
Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Песенки Винни-Пуха.
1
6.04
Пополнение словарного запаса. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.
Умение читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст; отличать «добрый смех» от иронии.
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
56
Э.Н. Успенский «Чебурашка».
1
8.04
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.
Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Составление рассказа по иллюстрации.
Умение определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.
Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.
Познавательные:
- определять значимость книги, её иллюстраций и обосновать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять задание по плану.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию.
57
Э.Н. Успенский
«Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».
1
13.04
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
58
В.Д. Берестов
«Знакомый»,
«Путешественники», «Кисточка».
1
15.04
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.
Умение читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); понимать настроение лирического героя.
Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию.
Познавательные:
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
- соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
59
И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране».
1
20.04
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.
Умение читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; понимать настроение лирического героя.
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
60
Г.Б. Остер «Будем знакомы».
1
22.04
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.
Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.
Отвечать на вопросы по содержанию литературных текстов. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
61
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
1
27.04
Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Ранжирование произведений по тематике, жанру.
Знание понятия «орфоэпическое чтение». Умение читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст.
Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками. Озаглавливать текст, иллюстрацию.
62
Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа.
1
29.04
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Проверка предметных и универсальных учебных умений.
Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к произведению.
Регулятивные:
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
Проверочная работа
Литература зарубежных стран (8 часов)
63
Викторина.
Развитие речи.
1
4.05
Пополнение словарного запаса.
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Регулятивные:
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
64
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».
1
6.05
недост. за 9.05
Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.
Формирование осознанности и выразительности чтения. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.
Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения.
Умение подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками.
Познавательные:
- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;
- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
65
Ш. Перро
«Кот в сапогах».
1
11.05
Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Анализ заголовка произведения. Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации.
Знание понятий: «драматизация», «волшебная сказка». Умение выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать сказки народные и литературные.
Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
66
Ш. Перро
«Красная Шапочка».
1
13.05
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.
Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.
67
Г.Х. Андерсен «Принцесса на
горошине».
1
18.05
Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Сотрудничать с одноклассниками.
Регулятивные:
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
68
Итоговая контрольная работа.
20.05
Проверка предметных и универсальных учебных умений.
Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание, используя «правило мудрости»;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Итоговая контрольная работа
69
Э. Хогарт
«Мафин и паук».
1
25.05
Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса.
Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонажи в опоре на текст.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Познавательные:
- соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
70
Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».
1
27.05
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).
Умение читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках литературного чтения:
Для работы учащимся необходимы:
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Компьютер, принтер.
- Ксерокс.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.
Полки для «Уголка книг».
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715