Урок русского языка в 3 классе на тему: Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных
Технологическая карта системно-деятельностного подхода обучения и ИКТ.
Урок русского языка в 3классе ГБОУ №1272 г.Москвы
в системе Международного бакалавриата.
УМК «Начальная школа XXI века»
С.В.Иванов, М.И.Кузнецова «Русский язык» 3 класс
Составитель: Горелкина Евгения Степановна-
учитель начальных классов,
высшая категория
Урок №139 . Тема : Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных.
Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний.
Дидактическая задача:сопровождение учащихся в процессе повторения знаний,умений,навыков,способов деятельности в решении практических задач.
Цель урока: способствовать формированию умения правильно писать безударные окончания имен существительных;содействовать развитию орфографической зоркости.
Задачи:
Обучающая:совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
Развивающая:активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию,развитие внимания,зрительной памяти,логического мышления на основе системно-деятельностного метода Международного бакалавриата.
Воспитательная:развитие коммуникативных качеств учащихся ,создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Планируемые результаты
Личностные умения
Универсальные учебные действия
-расширять познавательные интересы к данной теме;
-умение работать в паре, группе;
-осознание успешности при изучении темы;
-желание выполнять работу повышенной трудности;
-вырабатывать адекватную позитивную самооценку
Познавательные:
- находить ответы на вопросы в учебном тексте, таблице, схеме и обосновывать свой выбор;
- осуществлять анализ, сравнение, классификацию
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свою деятельность;
- соотносить учебные действия с нужным алгоритмом;
- сопоставлять, вносить коррективы в действия
Коммуникативные:
- оперировать диалогической формой речи;
- соблюдать грамматические нормы произношения;
- планировать учебное сотрудничество и находить единое решение
Формы организации сознательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:учебник русского языка (2 часть)под редакцией С.В.Иванова,издательство М.:Вентана-Граф,2014г.,презентация учителя, карточки для индивидуальной и парной работы, листы бумаги формата А-4 для групповой работы, рабочая тетрадь, фломастеры, стикеры, плакат солнышка, магниты.
Технологическая карта системно- деятельностного метода обучения в
Международном бакалавриате
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Настрой на урок (проверка готовности к уроку)
Регулятивные:стабилиза-ция эмоционального состояния
II.Чистописание
Даются элементы для отработки каллиграфии.
ОО//ХХ//СС//ГГ//ЛЛ//ЯЯ//
Составляют предложение и прописывают.
А.С.Пушкин и С.Есенин-поэты.
Коррекция (внесение необходимых корректив в действия на основе их оценки)
Словарная работа
Слова записаны на доске с пропуском непроверяемых безударных гласных:
пш-ница,п-года,м-г-
зин,п-м-дор,вит-мин.
Обращает внимание на написание слова «витамин».
Читают слова по слогам, записывают в тетрадь.
На странице 100 учебника знакомятся с историей образования слова «витамин».
Общеучебные (применение правил). Взаимопроверка
Обращает внимание учени-ков на таблички,стоящие на столах (названия рабочих групп), на важность успеш- ности каждого в понимании данной темы, задав вопрос: «Какими должны быть студенты, обучающиеся в системе Международ-ного бакалавриата?»
Ребята дают определения: широкомыслящие,думаю-щие,любопытные,знаю-щие,общительные,нерав-нодушные, гармонично развитые,принципиаль- ные,умеющие рассуждать.
III.Постановка учебной задачи
Просит сформулировать:
-тему урока;
-цель;
-задачи
1.Называют тему урока: «Правописание безударных окончаний имен существительных»
(учитель проектирует слайд).
2. Цель: правильно писать безударные окончания имен существительных (слайд).
3.Задачи:
а).повторить правила; б).повторить безударные окончания имен существительных по падежам(Р.п.,Д.п.,П.п.);
в).применять слова-помощники(слайд)
Регулятивные (формулировка темы урока, цели и задач)
IV.Повторение знаний и способов действий
Просит вспомнить все, что знают об имени существительном в единственном и множественном числе,какие знают слова-помощники для правильного написания безударных окончаний имен существительных.
Ребята вспоминают все, что знают об имени существительном: род,число,склонение,паде-жи,окончания в1склоне- нии единственного числа в Р.п.,Д.п.,П.п.; во 2склоне- нии в П.п.; в 3 склонении в Р.п.,Д.п.,П.п.;
во множественном числе в Р.п. с шипящей на конце; каким членом предложе- ния является; одушевленные и неоду- шевленные, собственные и
нарицательные.Слова -помощники:1склонение-«весна», 2скл.-«лось»,
3скл.-«степь».
Общеучебные
Физкультминутка
V.Закрепление знаний и способов действий
1.Работа на доске. Запись предложения.
2.Работа в паре (карточки с заданиями).
3.Самостоятельная работа с учебником (страница 101 упражнение №3).
4.Работа в группе (карточки с заданиями для каждой группы).
Ученик записывает предложение на доске с комментированием:
На листочке ромашки сидела голубая стрекоза.
2-й ученик выполняет синтаксический разбор предложения;
3-й ученик определяет склонения и падежи имен существительных.
Студенты достают из конвертов, лежащих на столах, слова (у березки, в осиннике, к матери), записывают слова в тет- радь, выделяют окончания имен существительных, определяют склонения и падежи, применяя слова-помощники.
Находят 3 слова с ошиб- ками, записывают их в тетрадь, выделяют окон- чания у этих слов,опреде- ляют склонение и падеж имен существитель-ных.(Проверка:слайд)
Каждая группа на листах бумаги(формат А-4) пишет, рисует,делает схемы,чертежи, таблицы,отвечая на свои задания, приводит примеры, доказывает правильность написания безударных окон- чаний имен существитель-ных, делает презентацию относительно системы Международного бакалавриата.
Задания для презентаций:
1 группа. Какой информа-цией необходимо владеть для правильного написа-ния безударных оконча-ний имен существитель-ных?
2 группа. Как влияет после-довательность изучения тем имени существитель-ного на правильность написания безударных окончаний?
3 группа. Назвать алгоритм (шаги) действий определе- ния правильного написа-ния безударных окончаний имен существительных.
4 группа. Какие причины могут повлиять на возникновение ошибок в написании безударных окончаний имен существи-тельных?
5 группа. Привести приме-ры (2 словосочетания или 1 предложение) и объяс-нить выбор написания безударных окончаний имен существительных.
Регулятивные,общеучеб-ные.
Регулятивные(самооцен-ка, взаимопроверка), коммуникативные, общеучебные.
Познавательные,
регулятивные(самооцен-ка, взаимопроверка), общеучебные
Регулятивные (составле-ние плана действий,
самооценка,корректиров-ка,рефлексия), коммуникативные
(работа в группе)
VI.Рефлексия
Учитель предлагает ученикам оценить свою работу.
1.На стикерах написать, какими студентами вы были на уроке в системе Международного бакалавриата?
2.Порадовать солнышко своими успехами (плакат на доске)
-Что особенно заинтересовало на уроке?
-Какое задание понрави-лось больше всего?
-Что вызвало затруднения?
-Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
Каждый ученик оценивает свою работу на уроке в системе Международного бакалавриата и прикрепляет стикер на доске.
Студенты оценивают свои знания магнитами разного цвета, прикрепляя их на плакат с изображением солнышка.
Зеленый магнит–нет затруднений в определении безударных окончаний имен существительных;
желтый –были затруднения, но студент справился;
красный-еще остались затруднения.
Регулятивные (подведение итогов, самооценка)
Домашнее задание
Узнать имя польского ученого,
придумавшего слово «витамин».
15