Спешите делать добро.



                                                           
                                               
«Спешите делать добро»
                                 Классный час
МБОУСОШ №1
Учитель начальных классов Макаренко Т.А
2012– 2013 учебный год

«Отвечай добром на зло – и ты уничтожишь в человеке
все то удовольствие, которое он видит во зле».
Л.Н.Толстой.
Цель:
Раскрыть понятия «добро» и «зло».
Задачи:
1. Учить правильно, понимать смысл добра и зла.
2. Воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям.
3. Воспитывать высококультурного, социально значимого человека.
4. Развивать нравственные качества личности.
                                        Ход классного часа.1.Организационный момент.Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на восприятие материала.2. Вводная часть.
- Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.
«Добрый мальчик» В.  БрэйэрОдин мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А  неподалеку шел  с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый  стреляет в птиц, и позвал;
- Будьте добры! Кто тут есть?
- Ну, я, ответил мальчик.
- Мальчик, - сказал  слепой, - ты не мог бы меня проводить  до дому?
- А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка.  Тогда доведу.
- У меня  только рубль ….- растерялся слепой.  Пожалуйста, доведи меня до дому.
-Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.
Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух;
 -Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук.
Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:
- Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он  покраснел, когда его похвалили.
Наконец он довел  старика до дому, и тот протянул ему рубль.
- Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и  побежал.
- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул  ему вслед слепой старик.
А мальчик  еще сильнее заплакал.
Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый)
А  был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?)
А есть надежда, что он станет добрым? (да)
Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте).
Что такое добро?  (это все хорошее, доброе, красивое.)
Что есть  зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.  
     Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями.3. Основная часть.Я просила вас найти в словаре С.И.Ожегова, определение, что такое доброта.Доброта – это все положительное, хорошее, полезное. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Сейчас мы посмотрим  сценку о мальчике, который  мечтал  совершить доброе дело. Получалось ли у него это, решать вам.
Автор: Готов для человечества  он многое свершить …
Мальчик: Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор: Пока еще он подвига  себе не приглядел,
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет  подходящих дел!
Автор: Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик: Но он не человечество, он  старый инвалид.
Автор: Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик: Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено, Вселенную  спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел ….
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет  настоящих дел!
Автор: В своем платочке  клетчатом  в углу  ревет сестра ….
Сестренка: Я тоже человечество и мне гулять пора!
     Учитель: Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
     Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, благодарности, но не получив  их, начинают раскаиваться, что сделали это. Можно ли такого человека назвать добрым? (нет)
    А какие добрые поступки вы уже совершили? Приходилось ли вам встречать людское зло? (рассказы детей)
   Каждому человеку свойственно проявлять качества своего характера.  Все то, о чем вы сейчас рассказывали, можно выразить одним словом. Давайте попробуем распределить их на 2 группы:
  Перед вами карточки с  личностными качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы:
Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла.
Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»
ДОБРО                                                 ЗЛО
Любовь                                                безразличие
Сопереживание                                   агрессивность
Справедливость                                   ненависть
Бескорыстие                                         зависть
Милосердие                                          предательство
Сострадание                                          равнодушие
Сочувствие                                            хамствоЗабота                                                    эгоизм
Готовность прийти на помощь            обман
         Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Этой теме в литературе уделено много внимания, и не только в рассказах, но и в стихах. Давайте послушаем одно из них.
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
Такая истина бытует:
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
О люди, улыбайтесь чаще,
Тепло души дарите каждый миг
И никогда не осушайте
Тот чистый, сказочный родник!
Какой вывод вы можете сделать, прослушав его?
ИГРА В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Когда человек совершает добрые поступки, что он ощущает? Чувствует ли он себя счастливым?
 Игра «Солнечный лучик добра»  (берешь в руки солнышко и говоришь: Я чувствую себя счастливой, когда ……….
А Вы? Я чувствую себя счастливым, когда……………………….
Ученик.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит  доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
   При подготовке к этому классному часу, мы  рисовали  "Гору жизни", на которую можно было забраться, только делая добрые дела. Вы все очень старались. Давайте с вами  посмотрим на ваши рисунки и послушаем, как вы взбирались на эту гору.Рассматриваем работы детей и слушаем их рассказы.
      Народная мудрость гласит: Доброго человека дела славят.
А вот послушайте "Сказание»     Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, и его поступки»
Заключение.
Учитель: Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают  взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья.
       Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
(звучит музыка и они составляют)
Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.
*Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
*Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их.
*Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу.
*Делайте добро для близких и друзей.
*Не завидуйте!
*Не вредничайте!
*Не грубите.
Опрашиваешь детей. Я вам приготовила памятку  с правилами доброты и оставила место для того, чтобы вы смогли добавить свои правила. У вас их получилось намного больше.
( на обратной стороне) Прочитаем заповеди хором,  о которых надо помнить.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
     Я хочу, чтобы вы встали поближе друг к другу,  взялись за руки,  закрыли глаза и почувствовали тепло и доброту, которые  согревают  ваши сердца. Откройте глаза, протяните ладони вперед.  Я хочу, чтобы мы в заключение собрали воедино все наши добрые дела, мысли  и поступки. Я  дарю вам свою любовь, тепло  и доброту. Прими его Алена, добавь свое и передай остальным.
Смотрите, какой огромный шар добра мы смогли создать сегодня. Я попрошу вас подойти поближе в круг, и прикоснуться к нему. Я предлагаю на счет три подбросить как можно выше.  И пусть он  разнесет по крупинке всем, всем на свете добро, радость, счастье. Пусть не будет зла во всех его проявлениях, все люди на Земле совершают только добрые поступки, будут милосердными и отзывчивыми. Итак: 1,2,3….