Итоговая контрольная работа по курсу География материков и океанов. 7 класс

Пояснительная записка.
ЦЕЛЬ: контроль знаний и умений, приобретённых учащимися в процессе изучения курса географии 7 класса «География материков и океанов».
Задачи: 1. контролировать качество усвоения теоретических знаний учащихся (прежде всего понятий, представлений);
2. контролировать качество усвоения практических умений (способов учебной деятельности).
Задания контрольной работы с №1 по №4 соответствуют базовому уровню усвоению знаний и умений, без которых невозможно дальнейшее качественное усвоение курсов географии. Эти задания должны быть правильно и без ошибок выполнены всеми учащимися класса.
Задания №5, №6 и №7 соответствуют повышенному уровню подготовки семиклассников. Они предполагают более высокий уровень владения теоретическим материалом по курсу, умения использовать знания в новой учебной ситуации.
Контрольная работа рассчитана на один урок. Можно пользоваться картами атласа. Чтобы получить «5» надо выполнить задания №1-7, «4» - задания №1-5.
Задание №1: на знание основных понятий.
Задание №2: по описанию определить тип климата.
Задание №3: Выделить особенности географического положения материков.
Задание №4 и№5: вопросы, где надо определить причинно-следственные связи в природе материков и объяснить их.
Задание №6 и №7: повышенной сложности.
Все задания оцениваются определенным количеством баллов. В каждом варианте даны дополнительные вопросы, с помощью которых можно добрать баллы, если не могут ответить на вопросы с №1 по №5. Здесь вопросы также соответствуют базовому уровню усвоению знаний и умений.
Задания проверяют следующие знания:
Способы картографического изображения. Чтение и использование карт.
Географическая оболочка как результат длительного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.
Литосфера: строение земной коры, рельеф (горы и равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Гидросфера: движение вод в океанах, водная масса. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
Атмосфера: ветер, зависимость ветра от атмосферного давления, воздушные массы, климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Биосфера: Распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почвы, условия формирования почв различного типа.
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы: влияние материков на прибрежные части океана и океанов на формирование природы прилегающей суши. Особенности растительного и животного мира материков. Разнообразие природы материков и океанов и факторы, его обуславливающие.








Природный комплекс (ландшафт): природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природные комплексов, изменение природные комплексов в результате хозяйственной деятельности человека.
Население мира. Расселение населения. Крупнейшие расы и народы мира. Экологическая культура населения. Взаимосвязи между размещением населения и природными условиями на конкретных территориях.
Природопользование и экология: рациональное и нерациональное природопользование. Формы природоохранной деятельности населения. Проблемы охраны и преобразования природы.

ОЦЕНКА.
Каждое задание оценивается определенным количеством баллов:
Задание №1- 2,5 балла; задание №5- 5 баллов;
№2- 2 балла; №6- 5 баллов;
№3- 3 балла; №7- 4 балла.
№4- 3 балла;
Оценка «5» ставится, если учащийся набрал 22 – 24,5 балла;
оценка «4» ставится, если учащийся набрал 14,5 – 21,5 балла;
оценка «3» ставится, если учащийся набрал 7 – 14 балла.

ЛИТЕРАТУРА.
Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений / В.А Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М.: Дрофа, 2005-2008.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии / сост. Н.Н. Петрова. – М.: Дрофа, 2000.
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996.

Годовая контрольная работа по географии. 7 класс.
I вариант.
Дать определения понятиям: «воздушная масса», «платформа», «водная масса», «рельеф», «географическая оболочка».
Определите тип климата: а) В течение года в этом поясе господствует тропическая воздушная масса, которая летом имеет очень высокую температуру, а зимой чуть прохладнее; б) В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.
Назовите главные особенности географического положения Африки, которые влияют на природу материка.
В рельефе южных материков преобладают равнины. Почему? Назовите крупные горные системы южных материков. Сделайте вывод о соответствии крупных форм рельефа материков (гор и равнин) определенному типу земной коры.
Особенности влажных экваториальных лесов. Какие природные условия и как повлияли на их образование. Как животные приспособились к жизни во влажных экваториальных лесах? Значение влажных экваториальных лесов на Земле.
Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов. Чем это можно объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
На каких материках и в связи с какими причинами природные зоны сменяют друг друга не только в направлении с севера на юг, но и с запада на восток?
Дополнительные вопросы.
Кто из исследователей внес большой вклад в изучение Новой Гвинеи?
А) Н.Н. Миклухо-Маклай Б) Д. Ливингстон
В) В.В. Юнкер Г) А. Гумбольдт
9. Какие горы расположены между Чёрным и Каспийским морями?
А) Тянь-Шань Б) Кавказ В) Саяны Г) Карпаты
10. В каких широтах дуют пассаты?
А) В умеренных и тропических; Б) В экваториальных и тропических;
В) Только в умеренных; Г) В полярных и умеренных.
11. Какие животные не являются типичными представителями животного мира саванн?
А) Жирафы Б) Гиены В) Антилопы Г) Панды
12. Где распространено покровное оледенение?
А) В Гималаях Б) На острове Гренландия
В) В Тибете Г) В Восточной Сибири
13. Какой из народов является крупнейшим по численности?
А) Англичане Б) Американцы В) Китайцы Г) Русские
14. Столицей крупнейшей по площади страны мира является:
А) Москва Б) Пекин В) Мехико Г) Нью-Йорк.
15. Какие из перечисленных мер способствуют охране вод Мирового океана?
А) Оснащение морских судов и нефтеприисков устройствами, не допускающими сброса в океан нефтепродуктов;
Б) Борьба с загрязнением речных вод;
В) Запрещение сброса и захоронения в океана любых видов бытовых и промышленных отходов;
Г) Все перечисленные меры.
II вариант.
1 .Дать определения понятиям: «воздушная масса», «платформа», «водная масса», «рельеф», «географическая оболочка».
Определите тип климата:
а) Ярко выраженные четыре сезона года создают своеобразие природных условий этого климатического пояса;
б) Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей.
Назовите главные особенности географического положения Австралии, которые влияют на природу материка.
Африка – самый жаркий материк Земли. Подтвердите это положение примерами. Объясните причину этого.
По карте «Плотность населения» назовите, в каких частях материков наибольшая плотность населения, а в каких наименьшая. Почему?
Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов. Чем это можно объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
На каких материках и в связи с какими причинами природные зоны сменяют друг друга не только в направлении с севера на юг, но и с запада на восток?
Дополнительные вопросы.
Почему Амазонка имеет сложный режим?
А) Её правые и левые притоки разливаются в разное время;
Б) Она течет по заболоченной низменности;
В) Некоторые из её притоков начинаются в Андах;
Г) Она является важным транспортным путем.
9. Каковы причины различий водных масс Мирового океана?
А) Различие в местоположении и нагревании; Б) Наличие течений;
В) Близость к берегам материков; Г) Все указанные выше причины.
10. В тундре нет высоких деревьев, так как там:
А) Выпадает мало осадков; Б) Существует полярный день и полярная ночь;
В) Существует вечная мерзлота; Г) Недостаточно тепла и дуют сильные ветры.
11. В каком варианте ответа названа тектоническая структура?
А) Горная страна; Б) Плоскогорье;
В) Складчатая область; Г) Низменная равнина.
12. В пределах какого климатического пояса находится пустыня Гоби?
А) Тропического; Б) Субэкваториального; В) Умеренного; Г) Арктического.
13. Какие растения не являются основными в растительном покрове лесостепей?
А) Берёзовые рощи; Б) Мелколиственные породы деревьев;
В) Колючки; Г) Многолетние злаки.
14. Какой материк пересекается экватором примерно посередине?
А) Евразия; Б) Африка; В) Южная Америка; Г) Австралия.
15. Почему Аппалачи ниже Скалистых гор, имеют пологие склоны и округлые вершины?
А) Аппалачи старше Скалистых гор и поэтому сильнее разрушены;
Б) Склоны Аппалачей подверглись эрозии в результате длительной неправильной распашки склонов;
В) Аппалачи моложе Скалистых гор, и их развитие ещё не завершилось;
Г) Аппалачи подверглись разрушению в результате длительной нерациональной добычи угля.
III вариант.
Дать определения понятиям: «воздушная масса», «платформа», «водная масса», «рельеф», «географическая оболочка».
Определите тип климата: а) В этом климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков; б) Длинная и холодная зима сменяется здесь коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт.
Назовите главные особенности географического положения Южной Америки, которые влияют на природу материка.
Антарктиду называют материком морозов и «жестокого солнца». Почему? Объясните.
Почему в Африке в тропических широтах вдоль западного побережья лежит пустыня Намиб, а на востоке вдоль реки Лимпопо – зона саванн и редколесий?
Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов. Чем это можно объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
На каких материках и в связи с какими причинами природные зоны сменяют друг друга не только в направлении с севера на юг, но и с запада на восток?
Дополнительные вопросы.
Как изменяется температура поверхностных вод в океане?
А) Повышается от экватора к полюсам; В) Не изменяется;
Б) Понижается от экватора к полюсам; Г) Под действием ветра.
9. В каком варианте ответа названа тектоническая структура?
А) Равнина; Б) Молодая платформа;
В) Нагорье; Г) Низменность.
10. Какие ветры преобладают на территории Европы и России?
А) Муссоны; Б) Пассаты; В) Бризы; Г) Западные ветры.
11. Типичными представителями животного мира влажных экваториальных лесов являются:
А) Кенгуру; Б) Обезьяны; В) Гиены; Г) Буйволы.
12. В средние века почти вся территория Западной Европы была покрыта лесами. В настоящее время леса там занимают менее 5%. С чем связано такое сокращение площади лесов?
А) С кислотными дождями; Б) С хозяйственной деятельностью человека;
В) Со снижением почвенного плодородия; Г) С изменением климата территории.
13. В пустыне Атакама в Южной Америке находится самое:
А) Сухое место на Земле; Б) Холодное место на Земле;
В) Влажное место на Земле; Г) Жаркое место на Земле.
14. К бассейну какого океана относится река Волга?
А) Тихого; Б) Атлантического;
В) северного Ледовитого; Г) Внутреннего стока.
15. Самым глубоким озером мира является:
А) Байкал; Б) Каспийское; В) Танганьика; Г) Мичиган.
IV вариант.
Дать определения понятиям: «воздушная масса», «платформа», «водная масса», «рельеф», «географическая оболочка».
Определите тип климата: а) Круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса; б) Лето очень жаркое и дождливое, зима тёплая, но сухая.
Назовите главные особенности географического положения Антарктиды, которые влияют на природу материка.
Объясните смысл определения: «Реки – это зеркало климата».
На примере Южной Америки расскажите о роли рельефа, господствующих ветров и морских течений в формировании климатических условий.
Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов. Чем это можно объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
На каких материках и в связи с какими причинами природные зоны сменяют друг друга не только в направлении с севера на юг, но и с запада на восток?
На каких материках и в связи с какими причинами природные зоны сменяют друг друга не только в направлении с севера на юг, но и с запада на восток?
Дополнительные вопросы.
8. В результате деятельности человека возникли формы рельефа:
А) Горы и равнины; В) Материковые склоны;
Б) Насыпи и карьеры; Г) Глубоководные желоба и впадины.
9. Почему Урал ниже Кавказских гор, имеют пологие склоны и округлые вершины?
А) Уральские горы старше Кавказа и поэтому сильнее разрушены;
Б) Урал сложен рыхлыми осадочными породами и поэтому сильнее разрушен;
В) Урал моложе Кавказа, и его развитие ещё не завершилось;
Г) Уральские горы подверглись разрушению в результате длительной нерациональной добычи полезных ископаемых человеком.
10. Почему в пустынях много пресмыкающихся?
А) Здесь у них мало естественных врагов;
Б) Эти территории мало освоены человеком;
В) Они могут усваивать влагу из воздуха и питаться колючками;
Г) Они хорошо переносят отсутствие воды и большие суточные перепады температур.
11. Почему Север России малонаселён?
А) Он беден природными ресурсами;
Б) Имеет неблагоприятные природные условия;
В) Большая часть территории покрыто лесами
Г) По всем названным выше причинам.
12.Зона тундры и лесотундры занимает обширные пространства на территории:
А) Канады; Б) США; В) Аргентины; Г) Австралии.
13. К бассейну какого океана относится Амазонка?
А) Тихого; Б) Атлантического; В) Индийского; Г) Внутреннего стока.
14. Какое государство является самым крупным по численности населения:
А) Китай; Б) Индия; В) США; Г) Россия.
15. В каком варианте ответа назван вид питания рек:
А) Болотное; Б) Озерное; В) Ледниковое; Г) Водопадное.
V вариант.
Дать определения понятиям: «воздушная масса», «платформа», «водная масса», «рельеф», «географическая оболочка».
Определите тип климата: а)Большая часть этого климатического пояса занята пустынями, где количество осадков менее 200 мм/год; б) Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушная масса.
Назовите главные особенности географического положения Северной Америки, которые влияют на природу материка.
В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких условиях питаются животные?
Сравните площадь тропических пустынь Африки и Южной Америки. Объясните причины различия.
Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов. Чем это можно объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
На каких материках и в связи с какими причинами природные зоны сменяют друг друга не только в направлении с севера на юг, но и с запада на восток?
Дополнительные вопросы.
Почему в странах Южной Америки основной религией является католицизм?
А) Эту религию всегда исповедовали индейцы;
Б) Эту религию принесли колонизаторы;
В) Там много католических священников;
Г) Южная Америка – родина католицизма.
9. Почему Западная Сибирь богата нефтью и газом?
А) Здесь происходило внедрение магмы в многочисленные разломы земной коры;
Б) Месторождения нефти и газа связаны с деятельностью ледника;
В) Территория сложена мощным слоём осадочных пород;
Г) Территория расположена в области герцинской складчатости.
10. Кто из исследователей внес большой вклад в изучение Африки?
А) Н.Н. Миклухо-Маклай; В) Д. Ливингстон;
Б) Н.М. Пржевальский; Г) В.И. Беринг.
11. В каком варианте ответа назван один из видов питания рек:
А) Снеговое; Б) Озерное; В) Болотное; Г) Притоками.
12. Самое жаркое место на Земле находится:
А) В экваториальной Африке; В) В пустыне Каракумы;
Б) В Северной Африке; Г) В государстве Эквадор.
13. В основании Восточно – Европейской равнины лежит:
А) Восточно – Европейская платформа; В) Валдайский щит;
Б) Русская платформа; Г) Мещерская низменность.
14. В каком направлении дуют пассаты в Северном полушарии?
А) С северо-востока на юго-запад; В) С северо-запада на юго-восток;
Б) С юго-запада на северо-восток; Г) С юго-востока на северо-запад.
15. Какова главная причина разрушения растительного и почвенного покрова тундры и лесотундры в нефтегазодобывающих районах Западной Сибири?
А) Сброс неочищенных отходов в реки и озёра;
Б) Сжигание попутных газов в факелах;
В) Отсутствие дорог и беспорядочная езда мощной и тяжелой техники;
Г) Образование большого количества пустот в недрах.
VI вариант.
Дать определения понятиям: «воздушная масса», «платформа», «водная масса», «рельеф», «географическая оболочка».
Определите тип климата: а)Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт; б) В этом климатическом поясе ясно выражены зима и лето. Годовое количество осадков в целом значительное, преобладающие в этих широтах западные ветры приносят их преимущественно в западные части материков.
Назовите главные особенности географического положения Евразии, которые влияют на природу материка.
Объясните, почему в Южной Америке часты землетрясения и извержения вулканов.
Составьте сравнительную характеристику пустынь Атакама и Намиб. Объясните причины образования выявленного различия и сходства.
Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов. Чем это можно объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
На каких материках и в связи с какими причинами природные зоны сменяют друг друга не только в направлении с севера на юг, но и с запада на восток?
Дополнительные вопросы.
Какой океан омывает берега Евразии, Австралии, Северной и Южной Америки?
А) Индийский; Б) Атлантический; В) Тихий; Г) Северный Ледовитый.
9. Верблюжья колючка – типичный представитель растительности:
А) Степей; Б) Пустынь; В) Тундры; Г) Тайги.
10. Рельеф дна на картах изображается:
А) Изобатами; Б) Изобарами; В) Послойной окраской; Г) Ареалами.
11. В результате деятельности человека возникли:
А) Речные террасы; В) Дельты рек;
Б) Оросительные каналы; Г) Мангровые заросли.
12. Причиной возникновения течения Западных ветров является:
А) Сила притяжения Луны; В) Частые землетрясения;
Б) Постоянные ветры; Г) Большой перепад температур воды.
13. Северный олень – типичный представитель животного мира:
А) Степей; Б) Тундры; В) Тайги; Г) Арктических пустынь.
14. Коренное население какой страны относится к негроидной расе?
А) Конго; Б) Бразилия; В) США; Г) Индия.
15. Определите, пользуясь картами, какие утверждения верны: 1. Россия и США разделяет узкий Берингов пролив. 2. Берингов пролив соединяет Тихий и Северный Ледовитый океаны.
А) Оба верны; В) оба неверны;
Б) 1 – неверно, 2 – верно; Г) 1 – верно, 2 – неверно.


15